Френология

Основатель этой науки доктор Галл считал, что, поскольку мозг является завершением всех ощущений и где начинается каждое интеллектуальное и моральное проявление, каждая из примитивных способностей должна иметь здесь свое особое место. Таким образом, его система состоит в локализации этих способностей. Поскольку развитие черепа определяется развитием каждой части мозга с его выпуклостями, он пришел к выводу, что из анализа этих выпуклостей можно сделать вывод о преобладании той или иной способности и, следовательно, о характере или способностях человека. Другое название, краниоскопия, данное этой науке, также происходит от этого с той разницей, что френология нацелена на изучение функций мозга, тогда как краниоскопия ограничивается индукциями, возникающими в результате осмотра мозга. То, что Галл сделал с мозгом и черепом, сделал Лафатер с физиономическими следами.

Мы не будем обсуждать здесь достоинства этой науки, а также ее последствия, истинность или преувеличение. Тем не менее, его поочередно защищали и критиковали люди, обладающие высокой научной ценностью. Если некоторые детали все еще являются гипотетическими, это не означает, что они не основываются на неоспоримом принципе, который касается общих функций мозга и взаимосвязи между развитием или атрофией этого органа и интеллектуальными проявлениями.

Некоторые ученые пришли к выводу из существующей взаимосвязи между развитием мозга и проявлением определенных способностей, что органы мозга являются самой причиной этих способностей, доктрина, которая является не чем иным, как материализмом, поскольку она ведет к отрицанию разумного принципа, чуждый материи. Следовательно, это превращает людей в машину без свободы воли, без ответственности за свои действия, поскольку они всегда могут обвинять свою физическую организацию в своих ошибках, и было бы несправедливо наказывать их за ошибки, которые не зависели бы от них. Последствия такой теории ошеломляют нас, и это правильно. Следует ли из-за этого запретить френологию? Нет, но вместо этого следует провести тщательное исследование того, что может быть правдой или ложью при таком взгляде на вещи. Фактически, этот анализ показывает, что функции мозга и даже расположение способностей могут быть полностью удовлетворены самым строгим спиритуалистом. Допустим на мгновение, причем гипотетически, существование особого органа музыкального инстинкта.

Давайте пойдем дальше и предположим, как учит спиритизм, что дух, который существует гораздо раньше, чем его тело, воплощается со значительно развитыми музыкальными способностями. Такая способность естественным образом влияет на соответствующий орган, стимулируя его развитие, подобно тому, как упражнения на конечность увеличивают мышечный объем. В младенчестве, поскольку скелет оказывает небольшое сопротивление, череп испытывает расширяющееся влияние массы головного мозга. Таким образом, развитие черепа происходит за счет развития мозга, так же как развитие мозга происходит за счет развития его источника. Способность — первопричина; состояние мозга — это последующий эффект. Без способности не было бы органа или он был бы в зачаточном состоянии.

С этой точки зрения френология не имеет ничего противоречащего морали, потому что она оставляет человека с полной ответственностью, и мы все же добавляем, что такая теория в то же время логична и основана на наблюдении фактов. Есть возражение, основанное на известных случаях, когда влияние тела на проявление способностей неоспоримо, таких как безумие и идиотизм, но решить вопрос легко. Мы каждый день видим, как очень умные люди становятся дураками, и что это доказывает? Сильный человек может сломать ногу, и тогда он не сможет ходить, но желание ходить не в ноге, а в его мозгу, и только эта воля парализована его неспособностью пошевелить ногой.

У сумасшедшего, когда орган, служивший проявлению идей, был выведен из строя по какой-либо физической причине, мысли не могут выражаться регулярно, блуждают в дикой природе, делают то, что мы называем экстравагантностью, но сохраняя свою целостность, и доказательством этого является то, тело можно восстановить, мысль возвращается, как прежде, как движение исправленной ноги. Следовательно, мысли нет ни в мозгу, ни в черепе. Мозг — это инструмент мысли, как глаз — инструмент зрения, а череп — это твердая поверхность, которая формирует движения инструмента. Если инструмент поврежден, проявление больше не происходит, как если бы глаз потеряли и больше не могли видеть.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.