Как тренируются летчики-испытатели и космонавты?

Твой организм отлично приспособлен к жизни на Земле, но невесомость для него — это проблема. Особенно страдает наш вестибулярный аппарат, специальный орган, который помогает удерживать равновесие и чувствовать где «верх», а где — «низ», где «право», а где — «лево», и вообще, любые изменения положения тела в пространстве или его движение. Для правильной работы ему нужна сила тяжести. Давай разберемся, почему.
Вестибулярный аппарат — это небольшие полости, заполненные жидкостью, которые располагаются за ухом, в глубине черепа. Внутри полостей есть ушные камушки, отолиты. Когда ты стоишь ровно, они лежат на дне полостей, но стоит тебе повернуть голову, отолиты переместятся на другую стенку полости. Перемещение камушков замечают чувствительные клетки и передают эту информацию мозгу. Так ты узнаешь о своем положении в пространстве, где верх, а где — низ.
Но когда человек оказывается в невесомости, эти камушки перестают кататься по органу равновесия, они плавают, так же как космонавты на космической станции. Из-за того, что орган равновесия не работает в штатном режиме, космонавтов может «укачивать», поэтому перед полетом им приходится тренировать вестибулярный аппарат. По этой же причине многим людям тяжело переносить качку на море, — их тошнит, кружится голова…
Для тренировки вестибулярного аппарата используют разные тренажеры, например, быстро вращающееся вокруг оси кресло или ортостатический стол — стол, на котором будущие космонавты лежат вниз головой.
Чтобы приучить вестибулярный аппарат к невесомости еще используют бассейн. В большом-пребольшом бассейне установлен макет модуля орбитальной станции. Будущие космонавты же надевают на себя космический скафандр, ныряют и выполняют разные задачи. Это непросто, ведь скафандр весит около 110 кг. В бассейне космонавты испытывают водную невесомость или гидроневесомость.
Другой способ привыкнуть к невесомости — падать в самолете. Для этого космонавты заходят в самолет, а лётчик делает «горку»: разгоняет самолёт, круто взмывает вверх и — выключает мотор. Самолёт сперва немного поднимается, а потом начинает падать к Земле. Пока самолёт находится в состоянии свободного падения — примерно полминуты, — в его кабине царит невесомость. Потом лётчик снова включает мотор и самолет продолжает лететь, как обычно, а невесомость — пропадает. Почему так происходит? Рассказ об этом ты можешь найти возле батутов.