Что такое высший пилотаж? Пётр Нестеров и другие знаменитые русские летчики-испытатели.

Что такое высший пилотаж? Пётр Нестеров и другие знаменитые русские летчики-испытатели.

Вскоре после появления самолетов пилотам показалось, что просто летать — не так уж удивительно. Им стало любопытно, на какие фокусы способны самолеты. Могут ли они летать вверх ногами? Может ли самолет лететь и крутиться как волчок? Можно ли описать петлю в небе? Словом, могут ли самолеты стать воздушными акробатами?

Именно так появился высший пилотаж, — его еще называют воздушной акробатикой. Кстати, название одного из самых известных воздушных маневров — «мертвая петля» — было заимствовано из цирка: это фокус, когда артист делает сальто вместе с велосипедом, стремительно съезжая из-под купола по специальному скату.

Как же удалось сделать петлю в небе?

14 сентября 1913 года самолет под управлением летчика-испытателя Адольфа Пегу впервые полетел вверх ногами. Пегу также был первым авиатором, испытавшим парашют. Считается, что именно во время прыжка с парашютом летчику пришла идея сделать мертвую петлю.

Но «короля неба» обогнали — первую мертвую петлю сделал российский летчик Петр Нестеров 9 сентября 1913 года. Поднявшись на аэроплане на высоту 1000 метров, летчик остановил мотор и начал планировать почти вертикально вниз. Затем включил мотор, поставил аэроплан носом кверху, повернул на спину и опять перешел в вертикальное положение, замкнул воздушную петлю и приземлился на стартовой площадке. Весь поворот произошел за 6–8 секунд: так, за секунды, родился особый вид воздушного искусства — высший пилотаж. С тех пор летчики вычерчивают виражи, крутят бочки и совершенно немыслимым образом застывают в воздухе.

Наследники Нестерова, российские летчики испытатели следующих поколений, создали еще множество фигур высшего пилотажа. Например, главной причиной крушения самолётов в начале ХХ века считался «штопор» — момент, когда самолет закручивался и падал вниз по спирали. Но 24 сентября 1916 года российский летчик Константин Арцеулов намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. С тех пор аварийную ситуацию в полете удалось приручить, и она стала фигурой высшего пилотажа.

В 1989 году российские летчики впервые показали «кобру»: нос самолета поднимается почти вертикально вверх, словно кобра приподнимает голову, а затем опускается. «Кобру» еще называют фигурой Пугачева, в честь первого летчика, Виктора Пугачева, который ее продемонстрировал.

Хочешь почувствовать себя летчиком-испытателем? Проведи самолеты на стенде по траекториям самых сложных воздушных фигур.