Как управлять самолетом?

Ты наверняка знаешь, как управляют машиной. Когда водитель крутит руль вправо или влево, колеса машины поворачивают и машина меняет направление. С помощью коробки передач водитель тоже может поменять направление движения, например, включит заднюю передачу, чтобы поехать назад. Педаль газа нужна, чтобы увеличить скорость, а тормоз — чтобы сбавить скорость или остановиться. У самолета тоже есть руль и педали, только вот управлять самолетом гораздо сложнее.
Давай представим, что твои руки — это крылья. Если ты опустишь одну руку, ой, то есть крыло, вниз, а другое — вверх, то наклонишься в сторону. Этот крен пилоты используют, чтобы повернуть. Чтобы крылья самолета опускались и поднимались, на них установлена особая подвижная часть — элероны или рули крена. Когда на одном крыле элерон поднимается, на другом элерон опускается и это создает наклон самолета. Элеронами пилот управляет с помощью штурвала — руля самолета. Поворот штурвала вправо поднимает правый элерон и опускает левый, что приводит к крену самолета вправо. И наоборот. Рядом с элеронами есть закрылки и предкрылки, они увеличивают площадь крыла, что помогает взлетать и приземляться. поворачивать самолету помогает и руль направления. Это подвижная часть хвоста, которая может поворачиваться вправо-влево, как хвост у рыбы. Пилот нажимает на педали, чтобы переместить руль направления влево или вправо. Это приводит к отклонению самолета.
Теперь представь, что твой нос — это нос самолета. пилот может поднять нос самолета вверх, чтобы взлететь чуть выше. Или опустить вниз, чтобы снизиться. Для этого на хвосте у самолета есть две подвижные части, которые двигаются вверх-вниз — это руль высоты. Руль высоты тоже управляется со штурвала: когда летчик тянет штурвал на себя, руль высоты на хвосте поднимается и самолет взмывает вверх. Когда летчик опускает штурвал, словно бы слегка отталкивая его от себя — самолет опускает нос и снижается.
С помощью специального рычажка, похожего на коробку передач в машине, летчик может увеличить и уменьшить скорость самолета: толкая его вперед он увеличивает скорость, а потянув на себя — уменьшает.
Кроме штурвала, педалей и рычагов пилот окружен другими экранами, кнопочками и приборами. Одни используются для того, чтобы понять, где сейчас летит самолет. Другие, например, радар, показывают, есть ли поблизости другие самолеты, чтобы с ними не столкнуться. Третьи нужны, чтобы связываться с аэропортом или с пассажирами самолета. А четвертые показывают состояние самолета: все ли исправно работает. Уследить за всем, конечно, непросто. Поэтому даже на небольших перелетах в кабине самолета находятся два пилата. А если перелет предстоит длинный — то к пилотам присоединяются штурман и бортинженер. Штурман следит, чтобы самолет не отклонялся от курса. А бортинженер следит, чтобы управление самолета работало хорошо.
Покрути рычажки и понажимай кнопки, чтобы представить себя за штурвалом самолета. А чтобы узнать больше про то, как стать пилотом — лети к красно-белой диспетчерской вышке.