110 лет в эпицентре событий: ректор ЮФУ о том, как сегодня готовят специалистов для прорывных проектов

В этом году Южный федеральный университет отмечает 110-летний юбилей. Свою историю вуз отсчитывает с 1915 года, когда в Ростов-на-Дону был перевезен Варшавский Императорский университет, позже преобразованный в Донской. Сегодня это один из ведущих вузов и крупнейших научно-образовательных центров страны. Какими научными разработками занимаются в ЮФУ? Как обучают будущих инженеров? И какие задачи стоят перед современными российскими вузами? Эти и другие вопросы мы обсудили с ректором университета, доктором экономических наук Инной Шевченко.


 — Инна Константиновна, какие события в истории университета вы считаете наиболее значимыми?

 — Стоит отметить, что изначально Варшавский университет был одним из 17 высших учебных заведений, учрежденных в период Российской империи. Если говорить о самых судьбоносных событиях, я бы выделила несколько ключевых поворотов, которые не просто изменили вуз, а преобразили весь интеллектуальный ландшафт юга России.

Первое — это, безусловно, сам переезд Варшавского императорского университета в 1915 году. Ростовчане, которые десятилетиями мечтали о своем университете, встретили университетское сообщество не как беженцев, а как долгожданных гостей: оркестр в городском саду исполнил гимн «Gaudeamus», а публика встала. Это решение навсегда изменило Донской край, превратив его из торгово-промышленного в мощнейший научный и образовательный центр. Сам же университет смог в кратчайший срок наладить чтение лекций в полном объеме, как и до эвакуации в Варшаве.

Второе — это, как ни парадоксально, расформирование Северо-Кавказского университета в 1931 году. Да, с точки зрения академической целостности это был сложный период. Но именно эта «встряска» дала импульс для создания целой плеяды ведущих отраслевых вузов — медицинского, экономического, педагогического. Это была стратегическая необходимость для индустриализации страны.

Третье — роль университета в годы Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление. В эвакуации, в Киргизии, наши ученые совершали открытия, заложившие основу для целых научных школ. А вернувшись в разрушенный Ростов, университет взял на себя роль не только по восстановлению своих корпусов, но и развитии в городе библиотек, театров и других центров для интеллектуального досуга.

С нашим вузом связано множество имен выдающихся ученых. Донская земля дала стране двух Нобелевских лауреатов в области литературы. Александр Солженицын был выпускником физико-математического факультета Ростовского государственного университета (с 2006 года входит в состав ЮФУ — прим. ред.). Михаил Шолохов в 1950-х годах трудился на рабочем факультете. Его культурное наследие изучают в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.

Отдельная веха — основание Таганрогского радиотехнического института в 1952 году. Это был ответ на вызовы времени, когда страна нуждалась в покорении космоса. И до сих пор ракеты с Байконура несут на себе оборудование, спроектированное и созданное в наших стенах в Таганроге.

Неоценимый вклад в развитие университета во второй половине XX века внес ректор, доктор химических наук Юрий Жданов. По его инициативе на базе вуза открыли научно-исследовательские институты, а также опытно-конструкторское бюро «Пьезоприбор». До сих пор наш регион является крупнейшим поставщиком пьезоэлементов (устройств, преобразующих механическую энергию в электрическую и наоборот — прим. ред.).

Нельзя не сказать о новейшей истории. В 2006 году был создан Южный федеральный университет, объединивший четыре учреждения, включая Академию архитектуры и искусств. В ЮФУ учатся более 25 тысяч студентов практически по всем направлениям, за исключением, пожалуй, медицины. Но мы рассчитываем, что скоро с Ростовским медицинским университетом запустим сетевые образовательные программы по фундаментальной медицине.


 — Несколько лет назад ЮФУ вошел в число вузов-лидеров по исследовательскому треку программы «Приоритет 2030». Какие главные проекты с ее помощью удалось запустить?

 — Программа «Приоритет 2030» стала для нас точкой перезагрузки. Хотя попадание в этот список было серьезной амбицией, мы понимали, что в основе любого обучения всегда находится наука. О результатах участия говорят наши магистральные проекты.

Мы поставили перед собой цель — занять лидирующие позиции по ряду научных исследований: фундаментальных и прикладных, включая создание конкретных продуктов и технологий для межотраслевого применения. Лаборатории и проекты связаны, в первую очередь, с синтезом, в том числе микрофлюидным, химией, инжинирингом, разработкой новых материалов с заданными свойствами, агроклиматологией и повышением урожайности. Мы рассчитываем, что к 2030 году нам удастся получить прообраз искусственной почвы.

И, конечно, уделяем внимание развитию современной микроэлектроники, фотоники, оптоэлектроники, созданию элементной базы на новых физических принципах. Это нейрокибернетика, нейротехнологии и гибридные технологии, когда совмещаются живые и неживые системы. Эта работа невозможна без технологической экспертизы и сотрудничества с ключевыми компаниями. Для нас такими являются НИЦ „Курчатовский институт“, „Ростех“, АФК „Система“, ГК „Титан“, крупнейшие предприятия в сфере химической промышленности и микроэлектроники, а также университеты и институты, с которыми выстраиваем образовательные программы.

 — В прошлом интервью вы рассказывали о пяти стратегических направлениях, по которым ведутся исследования в вузе. Насколько расширился спектр научных проектов с тех пор?

 — Он заметно расширился, как с точки зрения фундаментальных работ, так и в части подготовки кадров. Но здесь важно следующее. Сейчас перед вузами и научными организациями стоят конкретные задачи, направленные на достижение технологического лидерства страны. Стратегия научно-технологического развития определяет перечень критических и сквозных технологий. Мы сосредоточены на проектах, направленных на конкурентоспособность и безопасность страны в будущем.

Соответственно, опыт, который университет накопил за первую треть реализации программы, мы конвертировали под конкретные задачи. Стратегические проекты университета связаны с такими направлениями, как химия и материалы, производственные и беспилотные автоматизированные системы, биоэкономика. Наш университет участвует в ключевых федеральных программах, касающихся, в том числе, генетических центров, нейтронно-синхротронных исследований, передовой инженерной школы.

Однако программа «Приоритет 2030» — это не только про исследования, но и укрепление технологической базы университета. Например, мы запустили мелкосерийные производственные линейки в области малотоннажной химии, создали центры коллективного пользования — в области почв и ИИ-инжиниринга. Строим новые лаборатории и благодаря грантовой поддержке Российского научного фонда. Занимаемся большими комплексными проектами в интересах государственных корпораций. В частности, для Российской орбитальной станции делаем моделирующие устройства, для Госкорпорации «Росатом» — интеллектуальные системы управления для перегрузки топлива.

— Объем задач внушительный. Какая из них стоит наиболее остро?

 — Самая критически значимая задача — это подготовка кадров. В первую очередь, инженеров, специалистов в области естественнонаучного цикла, информатики и искусственного интеллекта. И педагогов. Университет готовит для Ростовской области более 80% преподавателей по таким направлениям, как физика, химия, гуманитарные науки. Нам нужно не только гарантировать выпускникам профессию, но и задать основы образа жизни, дать возможности для творческого развития, чтобы ребята могли попробовать себя в разных проектах.


— Кстати, о кадрах. Передовая инженерная школа ЮФУ — одна из крупнейших в стране. Какие тенденции в области подготовки специалистов можете выделить на примере ПИШ вашего университета?

 — Наша школа специализируется на создании автономных робототехнических комплексов: электронной компонентной базы, системы управления, искусственного интеллекта, гидроакустики, а также систем связи и антенн. По этим направлениям у нас обучаются более тысячи студентов — бакалавров, специалистов и магистрантов. В ключевые программы входит разработка беспилотных летательных аппаратов, проектирование систем управления на базе программных пакетных приложений, лазерные технологии, электродинамическое моделирование, системы автоматизированного проектирования, цифровые двойники, ИИ в компьютерном зрении.


Важно понимать, что обучение в ПИШ отличается от классических инженерных программ. Мир становится сложнее, он междисциплинарный. Поэтому студентов мы обучаем на соответствующем уровне сложности, учим мыслить нестандартно. По сути, мы следуем принципам советского физика Петра Капицы по созданию качественного инженерного образования. После усиленной фундаментальной подготовки, на четвертом курсе студенты вовлекаются в практические задачи компаний-партнеров. Проходят стажировки, участвуют в решении реальных задач.

 — Как выглядит инфраструктура для передовой инженерной школы? С какими технологиями могут поработать студенты?

 — В ПИШ входит пять главных научно-образовательных пространств. При этом приборная база ежегодно обновляется: от мощных вычислителей до комплексов оборудования для разработки модельных изделий — так называемых технологических линий прототипирования, проектирования и управления полным жизненным циклом продукта.

Это и экспериментальные площадки для создания устройств на основе интегральных схем микроволнового диапазона. В лаборатории «Групповые технологии применения беспилотных летательных аппаратов» студенты изготавливают многосредные БПЛА, которые работают в воздухе, в воде и на земле. Уникальные установки и испытательные бассейны представлены в Лаборатории гидроакустических систем морских робототехнических комплексов. На «умной» фабрике ребята работают над опытными образцами для микроэлектроники и фотоники. Помимо этого, с помощью моделирующих комплексов и стендов молодые инженеры создают технологии для разных отраслей, в том числе космической.

Добавлю, что некоторые приборы мы приобретаем совместно с академическими центрами, научно-исследовательскими и медицинскими организациями. Свои экспериментальные производства на территории университета размещают наши партнеры, технологические компании.

 — Подводя итог, можно сказать, что университетам сегодня необходимо отвечать на множество вызовов и одновременно адаптироваться к изменениям, учитывать современные тенденции. Как вузам справиться с такими задачами?

 — Следует исходить из того, что университет — это не только про технологические задачи, но и мышление, становление личности, талант. Самое главное — это подготовка людей. Грамотных, способных развиваться в меняющихся условиях. Поэтому я бы выделила три аспекта. Во-первых, важную роль играют программы опережающей подготовки. В наших силах сформировать у студентов знания, позволяющие предвидеть, по каким направлениям пойдет научно-технологический прогресс. Мы готовим человека не только к профессии, но и к жизни — в обществе, в стране, в своей семье. Не стоит забывать, что университет — это еще и площадка для дискуссий, где молодые люди могут проявлять себя, совершать ошибки и при этом успешно осваивать программу.


Еще одно условие — глубокая интеграция образования, науки и промышленности. Университет должен быть открытым к сотрудничеству. На примере наших партнеров могу сказать, что компании — это не просто заказчики технологий, а те, кто ответственно подходят к подготовке кадров, участвуют в управлении процессов университета. Благодаря этому существенно растет роль экспертизы. С одной стороны, университет сам является экспертной организацией, с другой — привлекает внешних специалистов, расширяя свои направления. Это нам позволяет превращать знания в инновации, работать с практическими кейсами.

Наконец, третье — это гибкая и открытая экосистема. Несмотря на все требования, университет остается частью городской среды. Здесь формируются свои нормы и правила, система общественных отношений. Своя внутренняя культура есть даже у каждого факультета и кафедры. Университет — это не только знания, но и ценности, которые определяют нравственные ориентиры будущего общества в нашей стране. Поэтому, на мой взгляд, успех зависит от развития комплексных подходов, технологий и людей.

Подробнее узнать о научных проектах ЮФУ, реализуемых по программе «Приоритет 2030», можно по этой ссылке. Ознакомиться с актуальными направлениями Передовой инженерной школы ЮФУ можно здесь.


Беседовала Анна Шиховец