Алеутский «шелк»: Как возрождают древнее искусство плетения из трав

Корзины, циновки, кошельки и даже обувь из трав сегодня кажутся забытыми страницами истории. Однако это искусство как неотъемлемая часть быта и культуры алеутов переживает возрождение. В новом материале серии «Культурный код» мы расскажем, какие растения подходят для изготовления изделий, сколько времени занимает процесс сушки и плетения, а также что отличает технологию Командорских островов от других стилей архипелага.



«Живущие у моря»

Между полуостровом Камчатка и заливом Аляска протянулась Алеутская островная дуга. Обнаруженная на одном из островов стоянка Анангула указывает на то, что следы первых людей появились здесь более 8700 лет назад. В ХХ веке исследования алеутской популяции проводил американский археолог и этнограф Альберт Харпер, тогда ученые обнаружили орудия из камня, дерева и кости. В 1991 году во время археологических раскопок в бухте Командор острова Беринга уже российская экспедиция «Беринг-91», возглавляемая археологом Андреем Станюковичем, нашла следы еще нескольких неолитических стоянок. Как удалось выяснить, переселение первых алеутов происходило из-за подъема уровня воды в океане.

Командорские острова дуги (два крупных — Беринга и Медный, а также два малых — Топорков и Арий Камень) входят в состав Алеутского муниципального округа (МО) Камчатского края России. Жители архипелага называют себя «унан’ан», что в переводе с алеутского означает «живущие у моря».

Эти острова в 1741 году открыли участники Второй Камчатской экспедиции во главе с капитаном-командором Витусом Берингом. Выброшенный штормом экипаж судна остался зимовать на одном из островов, однако командор скончался. Его память увековечили в названиях острова и архипелага.

Заселению островов способствовало создание в 1799 году полугосударственной Российско-американской торговой компании, основанной купцом Григорием Шелиховым и дипломатом Николаем Резановым по указу императора Павла I. Приоритетным был промысел морской выдры (калана), мех которой высоко ценился, а второстепенной добычей были морские котики, чернобурые лисицы и медновский песец. В XIX веке на Командорах осели семьи алеутских охотников с других островов и члены русских артелей, привлеченных к промыслу.


Этноним «алеуты», по одной из версий, возник от алеутского «алитхух’», что переводится как «община» или «сообщество». Помимо охоты и рыболовства, традиционными для народа промыслами были собирательство и плетение из трав.

Промысел как часть быта алеутов

Отправляясь на охоту, мужчины брали в плавание подстилки для байдарок. Женщины собирали в корзины мидий и ягоды. В полуподземных жилищах бараборах для разделения пространства использовали перегородки, а спали на циновках. Из травы плели обувь и рукавицы. Умерших накрывали плетеными саванами. Быт алеутов был неразрывно связан с плетеными изделиями.

Тонкие травяные нити позволяли создавать прочные и изящные работы, за что их сравнивали с шелком. Плетение некоторых корзин было таким плотным, что в них носили воду и готовили пищу. Иногда создание даже миниатюрного изделия могло занимать три месяца.

Взаимодействие с русской и американской культурами привело к расширению ассортимента. Алеуты начали выполнять на заказ такие вещи, как коврики для православного богослужения, наперстки, серьги, футляры для сигар, салфетки, оплетенные бутылки, ремни и кошельки.

Краевед и ведущий исследователь быта и культуры алеутов в России Наталья Татаренкова классифицирует техники плетения по географическому признаку. Для жителей Ближних островов, самый крупный из них — Атту, характерно оплетение двухпрядным утком расходящихся основ. Аттинскую тонкотекстурную технику высоко оценивали коллекционеры, так, в 1930 году корзина могла стоить 200 долларов. Изделия населения Андреяновских островов, крупнейший из них — Атка, отличали особенности формы и стиля. А плетение Лисьих островов, где тон задавали острова Уналашка и Умнак, поражали разнообразием форм.

С XIX века Командоры начали заселять уроженцами других островов архипелага, такими, как Атту, Атка, Уруп, Симушир, Кадьяк. Это привело к эклектике стилей плетения.


В фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) хранятся образцы изделий Командорских островов.

«Сумка-корзина и циновки из стеблей колосняка были привезены цесаревичем Николаем Александровичем из Восточного путешествия в 1891 году. Плетение сумки выполнено в „аттинской“ манере, а украшают изделие цветные шерстяные нити. Циновки предназначались для игры в камешки „Каканах“, к ним прилагались счеты и метательные диски», — рассказала Любовь Дмитренко, младший научный сотрудник МАЭ РАН.

В книге Натальи Татаренковой «Алеутское „шелковое“ плетение» представлен еще один экспонат МАЭ РАН, датируемый XIX веком, — декоративная корзинка с крышкой.

«Образец изделий с Командор выполнен предположительно из вываренной расщепленной ксилемы корня хвойного дерева. Скорее всего, это канадская ель (Picea glauca) из штормовых выбросов или из завезенного строевого леса. Мастерица декорировала корзину крашеной глянцевой соломкой. Внутренняя поверхность ручки герметично заплетена и заполнена предположительно галькой. Это пример синтеза алеутских и тлинкитских традиций с приемами калифорнийских индейцев», — комментирует Наталья Татаренкова.


Изначально плетеные изделия алеутов украшал геометрический орнамент, но с расцветом промысла в XIX веке в моду входит более сложный растительный узор.

По данным исследователей, промысел исчезнет на Командорских островах уже к середине ХХ века. Тяжелый труд (многие мастерицы, работая в «полуподземных» жилищах, теряли зрение) заменят доступные товары европейцев. Частных заказов от коллекционеров тоже почти не поступало, так как стилистическая эклектика Командор их мало интересовала.

Заготовка травы и техника плетения

Для плетения изделий алеутам было необходимо заготовить сырье. Они собирали «дикую рожь», или колосняк мягкий (Leymus mollis). Высота этого растения достигает 150 см. Мастерицы использовали также «дикий горошек», или чину приморскую (Lathyrus japonicus), морянку продолговатолистную (Honckenya oblongifolia). С 1990 года на Командорах пробовали работать с рафией (Raphia), растением семейства пальмовых (Раlmae). Но в итоге профессионалы оставили волокно для занятий с любителями и вернулись к плетению изделий из «дикой ржи».

«Сбор колосняка начинают в июле, в дни отсутствия дождей, а завершают в период цветения растения. Качественное сырье не должно быть влажным при заготовке. По своим характеристикам трава на Командорских островах прочная, но недостаточно светлая, потому что более других ценятся светлые оттенки растений», — поясняет Любовь Дмитренко.


Траву сушат около 14 дней, ежедневно проветривая и перебирая, чтобы не появилась плесень. После сортировки центральные листья используют как уток, а вторые листовые пластины станут основой. Готовую к плетению траву хранят в сухом и прохладном помещении, а за час до работы замачивают в воде.

Так что же представляет собой технология изготовления традиционной корзины? Центр целостной конструкции — в донной части, корзину закрепляют кверху дном, вращая по часовой стрелке.

«Для алеутской техники характерно оплетение двупрядным утком расходящихся от центра днища или вертикальных боковых нумерованных основ. На Командорских островах используют простое двупрядное оплетение вертикальных основ. Состоящий из двух прядей уток оплетает каждую прядь параллельно основ, ряды смыкаются плотно и каждый последующий повторяет предыдущий», — описывает технологию Наталья Татаренкова.

С первой половины и до середины ХХ века ключевым стилем Командор был тот, что пришел с острова Уналашка. Однако современные мастерицы переняли технику аттинского плетения. Они используют трехпрядный ряд, оплетение расходящихся и перекрещивающихся основ.


Возрождение промысла

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в России проживают всего 399 алеутов: 194 мужчины и 205 женщин. Тем не менее возродить утраченный промысел удалось директору Алеутского краеведческого музея Нине Кияйкиной, уроженке острова Беринга. Жительницу села Никольское вдохновила инициатива и научное консультирование Розы Ляпуновой, старшего научно-технического сотрудника МАЭ.

Освоив азы технологии, уже в 1992 году мастерица создала свои первые плетеные изделия. Для работы она использует колосняк, рафию и обработанные кишки, пищеводы морских животных. Чертами ее авторского стиля стало использование трехпрядного «аттинского» ряда на границе днище-бортик и изгибе крышечки, вставки из природных материалов, декор ложной вышивкой (обвивка декоративной прядью основного утка перед тем, как вплести его в изделие).



Свои знания Нина Кияйкина передает ученикам, участвует в российских и международных выставках. Некоторые мастерицы сегодня успешно продолжают ее дело, возвращая древнее искусство плетения из трав в семьи алеутов.


Светлана Минеева


В иллюстрациях использованы фотографии:
МАЭ РАН.
«Алеуты». Каталог коллекций Кунсткамеры», МАЭ РАН, 2014 г.
Альбом «Этнографическое описание народов Российской империи» Г.-Т. Паули, 1862 г.
Книга  «Алеутское «шелковое» плетение» (Н.А. Татаренкова), 2013 г.

Информационный портал «Алеутская звезда».