В чем уникальность автомобиля «Руссо-Балт» К 12/20? Казалось бы, модель эта была в свое время ничем не примечательна ни по техническим характеристикам, ни по количеству выпущенных экземпляров: двигатель объемом 2,2 л выдавал скромные даже для начала XX века 20 л.с. Все дело в том, что это единственный сохранившийся до наших дней экземпляр легкового автомобиля, который был произведен в Российской империи – еще до Октябрьской революции 1917 года.
Сегодня модель хранится в Политехническом музее. Ее и другие экспонаты из мира науки и техники можно увидеть как в экспозиции, так и в Цифровой коллекции музея. Однако путь от конвейера до выставочного зала растянулся на сотни километров и десятки лет.
На низком старте
Русско-Балтийский вагонный завод был основан в 1869 году и к началу XX века находился не в лучшем положении. После Русско-японской войны снизилось количество государственных заказов, благодаря которым предприятие существовало с момента основания. Поэтому ему пришлось расширить линейку выпускаемых моделей. История марки «Русско-Балтийский», или сокращенно «Руссо-Балт», началась в 1908 году. Тогда в состав акционерного общества вошла экипажная фабрика Петра Фрезе – российского изобретателя, который присоединился к всемирной «автомобильной лихорадке» в середине 1890-х.
Как раз в те годы Генри Форд совершил первый выезд на своем прототипе автомобиля, во Франции состоялись автогонки Париж – Марсель – Париж. А Фрезе вместе с Евгением Яковлевым создали первый российский автомобиль. Это была двухместная коляска с одноцилиндровым четырехтактным двигателем, который располагался за сиденьем в специальном отсеке. Все нужные детали были изготовлены в России.
Один из двух
Сегодня известно всего о двух автомобилях марки «Руссо-Балт» – второй хранится в Рижском моторном музее. Но это не легковой автомобиль, как К 12/20, а пожарная машина D 24/40.
Первый автомобиль «Руссо-Балт» выехал из ворот завода именно в этот день, 8 июня 1909 года. Всего за семь лет существования марки «Руссо-Балт» было выпущено более 600 автомобилей разных классов, при этом легковых серии К – лишь около 140 экземпляров.
После того, как сохранившийся до наших дней легковой «Руссо-Балт» сошел с конвейера, он был передан в гатчинскую Офицерскую воздухоплавательную школу. После Октябрьской революции его направили в Государственный московский трест средней и мелкой промышленности. В 1929 году машину продали жителю города Кимры Александру Орлову, который ездил на ней больше 10 лет, до 1941-го, когда он ушел на фронт. После этого машина ржавела в сарае, пока о ней в 1963 году не узнали в Политехническом музее.
Новая остановка
Сотрудники Политехнического музея так и не смогли приобрести дореволюционный автомобиль у владельца – тот не хотел просто продавать машину, а лишь соглашался обменять ее на современную модель. Пока музей решал эту проблему, вмешалась Киностудия им. Горького, которая все же выкупила автомобиль для съемок. И лишь позднее музей сумел приобрести этот экспонат для своей коллекции.
Около года машину реставрировали специалисты Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института – НАМИ. У нее замерзла система охлаждения, частично разрушился двигатель. Но, как говорят, уникальный «Руссо-Балт» после реставрации своим ходом доехал до Политехнического музея. И вот теперь он радует посетителей главного музея российской науки.