Азбука эмоций: как дети учатся чувствовать окружающий мир

Что мы представляем, когда говорим об обучении? Школа, учебники, теория и множество терминов. Однако ребенку, который только рождается, приходится учиться не только считать и читать, но и чувствовать. Как малыши познают эту азбуку чувств, почему эмоции влияют на их успеваемость и как COVID-19 сказался на развитии детей, рассказала преподаватель факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук, сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ) Маргарита Гаврилова. Вместе с коллегами она разработала набор инструментов для диагностики эмоционального развития детей. Среди них — адаптированная русскоязычная версия Теста на понимание эмоций.


Экзамен по чувствам

По словам Маргариты Гавриловой, сегодня в России психологи сталкиваются с дефицитом профессиональных инструментов, которые помогают оценить детское развитие — в том числе эмоциональное. Эксперт объяснила, что из-за этого на практике могут применяться даже устаревшие или необъективные методики. Но, например, когда речь идет о том, как малышу лучше обучаться, в какой школе заниматься — обычной или специализированной, — права на ошибку нет. Поэтому оценка должна быть максимально объективной. И это невозможно без современных инструментов.

Специалисты факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова вместе со своими коллегами из зарубежных вузов предложили решение этой проблемы: они разработали два теста для ребят от 3 до 11 лет — на распознавание и понимание эмоций. Маргарита Гаврилова рассказала, что тесты уже прошли более 6 тысяч человек. И в будущем собранные данные — ответы этих и других ребят — помогут создать нормы для объективной оценки детского эмоционального развития.


«Мы уже используем эти методики и предоставляем специалистам в регионах возможность бесплатно использовать эти тесты, чтобы продиагностировать любого ребенка. Программа показывает, на каком уровне у него развита та или иная способность относительно тысяч других детей этого пола, возраста — например, выше или ниже среднего, критично ниже и так далее», — поделилась она.

Эмоции для начинающих

Сложный и разнообразный мир эмоций дети познают интуитивно. Бессознательно они могут считывать лицевые экспрессии, обращать внимание на мимику, жесты, позы, интонацию, тембр голоса и многие другие моменты.

Однако этот «сканер» работает у ребенка не с самого рождения. По словам эксперта, первое время младенец находится в своем аффективном мире. У него плохо развито зрение, и, согласно исследованиям, он различает только цветовые пятна. Поэтому в этом возрасте ему важны тактильные ощущения и звуки — сначала он просто хочет быть в тепле, сухости. И только к трем месяцам он начинает интересоваться миром и людьми вокруг.

«Малыш начинает искать контакта, начинает улыбаться близким. Это зарождение симбиотической системы „родитель-ребенок“, когда младенцу становится важно, кто за ним ухаживает, кто с ним проводит время», — объяснила Маргарита Гаврилова.

Маленькие пессимисты

Дальше ребенок поднимается на следующую ступеньку эмоционального развития — и к семи месяцам начинает распознавать эмоции по выражению лица. Но эксперт обратила внимание на то, что в этот период дети замечают лишь негативные переживания — например, испуг, злость на лице родителей. По ее словам, это социальное ориентирование, которое заложено на уровне инстинкта. Оно нужно для того, чтобы ребенок в нужный момент был готов к нападению, если это потребовалось бы.

«Все, кто проводит время с детьми, должны понимать, что эмоции близких напрямую влияют на состояние ребенка на уровне нервной системы. Например, исследования показали, что когда у родителя на лице отражается страх, у малыша начинается физиологическая реакция стресса в ответ на это, — рассказала психолог.

С года дети могут уже не только считывать эмоции, но и предугадывать их. А к трем годам начинают понимать эти состояния: «В этом возрасте у ребенка происходит скачок когнитивных способностей, довольно хорошо развивается речь. Благодаря этому происходит переход от распознавания к пониманию базовых эмоций — то есть пониманию их причин и природы», — отметила Маргарита Гаврилова.

От инстинкта до самоопределения

При этом эмоции бывают разных «уровней сложности». К простым или базовым принято относить страх, гнев, радость, печаль, отвращение, удивление. Они появляются у человека инстинктивно и свойственны даже некоторым животным. Так, домашние питомцы радуются приходу хозяина или пугаются, когда слышат громкие звуки.


Но у людей эмоциональный мир неразделим с миром когнитивным, поэтому мы испытываем не только инстинктивные, но и более сложные переживания. Они связаны с социальной и культурной жизнью — чувство справедливости, чувство гордости и многие другие.

«Есть также конструктивно сложные эмоции — смешанные, которые построены при сочетании амбивалентных переживаний. Например, когда сталкиваются стыд и радость, радость и грусть. Есть и скрытые эмоции — они сложны в том плане, что они внешне и внутренне переживаться по-разному. В этом случае человек может внутри радоваться, ликовать, а внешне выглядеть абсолютно равнодушным и наоборот», — объяснила кандидат психологических наук.

Ребенок учится различать и понимать весь этот спектр больше десяти лет — и только к одиннадцати годам в совершенстве овладевает эмоциональными навыками. И, наконец, выходит в подростковую жизнь — начинает формировать ценностные ориентиры и познавать самого себя.


Прогулять не получится

Эксперты считают, что, дети не могут пропустить все эти «ступеньки», если развиваются типично. Но у них иногда выстраивается свой «план обучения» — то есть кто-то осваивает эмоциональные компетенции чуть позже, кто-то — чуть раньше. Маргарита Гаврилова объяснила, что многое зависит от темперамента малыша, культуры, в которой он живет и близкого окружения.

Например, исследование психологов МГУ и их зарубежных коллег показало, что российские дети быстрее осваивают понимание эмоций, чем ребята за рубежом. А японские ученые выявили, что дети в их стране хорошо различают скрытые эмоции уже в 1,5-2 года: если рассказать им историю про малыша и спросить «по-настоящему плачет этот ребенок или притворяется?» они смогут угадать, насколько эмоция искренняя.

«Это удивительный результат. Он потряс психологическое сообщество, потому что раньше предполагалось, что скрытые эмоции дети начинают понимать гораздо позже, так как это предполагает довольно сложную когнитивную работу, — поделилась мыслями психолог.

Нейроны — зеркало души

Ученые отмечают, что в процессе «обучения» ребенка важную роль играют зеркальные нейроны. Они возбуждаются в двух случаях — когда мы выполняем действие и когда видим, как это действие выполняет кто-то другой. С их помощью людям проще повторять за кем-то, понимать друг друга, сопереживать.

Концепцию зеркальных нейронов выдвинули в 1990-е годы итальянские нейробиологи во главе с Джакомо Риццолатти. Сегодня принято считать, что эти клетки также помогают детям учиться ходить, говорить, воспринимать мир — «отражая» действия родителей.

«Как только у ребенка развивается зрительная система, которая позволяет ему достаточно четко анализировать лицевую экспрессию взрослого и разные другие модальности, ребенок начинает познавать эмоциональный мир. Маленький человечек начинает имитировать, как взрослый смеется, повторяет звуки и интонации», — рассказала эксперт.

Она напомнила, что у ребенка до шести лет самое большое количество нейронов за всю его жизнь. Они необходимы, так как каждый день он узнает что-то новое. Но, когда этот процесс знакомства с миром становится менее интенсивным, число нейронов — в том числе и зеркальных — начинает постепенно уменьшаться.

Дети — не маленькие взрослые

С одной стороны, среда и окружающие люди обучают ребенка — сознательно и бессознательно. Но они могут и сильно травмировать малыша. Например, если до года он слишком часто видит негативные эмоции родителей, он пребывает в состоянии хронического стресса — его нервная система постоянно возбуждена. Маргарита Гаврилова рассказала, что это напрямую влияет на архитектуру мозга ребенка — на то, как быстро у него будут выстраиваться связи между нейронами.

Кроме того, важно говорить с детьми на понятном им языке. Психолог объяснила, что несвоевременное общение с ребенком «как со взрослым» может даже помешать его развитию. Сложные когнитивные конструкции перегружают психику малыша, могут влиять на самооценку и даже вызывать неврозы.

«Суть невроза, который может возникнуть на этой почве — конфликт „я хочу, но не могу“. Дело в том, что ребенку очень хочется нравиться близким. Поэтому он будет повторять сложные для его возраста правила по управлению эмоциями, если это вызывает бурное одобрение со стороны взрослых. Может показаться, что ребенок все понимает, но это ничто иное как работа натуральной памяти. В результате, когда нужно применить „усвоенное“ правило и совладать с эмоциями, вероятнее всего, ребенок не справится. Ведь эмоции переживаются, в том числе, на физиологическом уровне. Это приводит к тому, что ребенок ощущает, что не может оправдать ожиданий взрослых», — рассказала эксперт.

Но самый ответственный период — время, когда ребенок начинает активно познавать мир. Дело в том, что на этот процесс влияет то, как чувствует себя родители, как выстраиваются его взаимоотношения с ребенком.

«Есть эксперименты, когда сравнивалась познавательная активность детей в доме малютки и в семьях. И они ведут себя совершенно по-разному. При попадании в доступ нового объекта дети в семьях начинают его изучать, крутить, а дети в доме малютки остаются пассивны, практически не обращают на него внимания. У них снижена познавательная активность, потому что они находятся в перманентном состоянии хронического стресса», — рассказала психолог.

Если у ребенка недостаточно развита эмоциональная компетентность, ему будет сложнее общаться и со сверстниками — эта проблема может дать о себе знать в возрасте 7-8, когда дети начинают сравнивать себя с окружающими. Эмоциональное развитие может сказаться и на академической успеваемости.

Эксперт привела пример: если ребенок, который отвечает у доски, умеет хорошо считывать эмоции, он может лучше понимать сигналы — сознательные и бессознательные — учителя и одноклассников и вовремя исправлять ошибки.

Эмоции в изоляции и Маугли в цифровой среде

Исследователи также стараются изучить и решить другие проблемы современности. Например, они отслеживают, как на эмоциональном развитии отразилась пандемия COVID-19. Психолог отметила, что за время социальной изоляции развитие в разных сферах происходило у ребят медленнее — например, у них хуже развивалась рабочая память, то есть они могли обрабатывать меньше информации, чем дети, которые не столкнулись с локдауном.

Маргарита Гаврилова вместе с коллегой Франциско Понсом из Университета Осло также планируют проверить, смогут ли ребята наверстать упущенное, вернувшись к систематическому образовательному процессу и нормальной жизни — компенсировать тот дефицит, который возник во время изоляции.

В современном мире эмоции оказываются под угрозой и из-за современных технологий. Эксперт рассказала, что сейчас ребенок в неделю проводит у экрана около суток. И, чем больше пассивное экранное время, тем у детей ниже эмоциональная компетентность.

«Мы предполагаем, что сами видео не затормаживают развитие. Проблема заключается в том, что, проводя время у экрана, дети не получают необходимый опыт общения. Происходит своеобразная депривация», — поделилась психолог.

Но отключать ребенка от сети не стоит. Иначе он может оказаться своеобразным ребенком-Маугли нового времени. Без знакомства с современным контентом, он теряет возможность влиться в детскую субкультуру и рискует оказаться аутсайдером в коллективе сверстников.

Поэтому современный контент так или иначе будет влиять на детей. Психолог привела в пример современную анимацию, которая чаще всего показывает гипертрофированные эмоции — они могут сильно отличаться от естественного проявления чувств.

«Ученые предполагают, что со временем распознавание реальных эмоций на реальных лицах у детей будет развиваться чуть более медленно, потому что им придется разводить для себя опыт, увиденный на экране, и реальную жизнь», — рассказала эксперт.

Растем вместе

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. И детей важно знакомить с ним, объяснять его закономерности и просто поддерживать, чтобы они могли войти во взрослую жизнь уверенно — без страха и тревоги. Но, чтобы помогать ребятам развиваться — и эмоционально, и когнитивно, нужно понять, как именно устроено их восприятие действительности.

И российские психологи запустили проект по изучению детства — «Растем вместе». Они исследуют эмоциональное, когнитивное, речевое развитие детей и другие направления.


К проекту могут присоединиться педагоги и психологи — пройти бесплатный курс по интересному им направлению. После обучения они получат доступ к современным методикам — еще одному инструменту для того, чтобы помогать ребятам и их родителям лучше понимать себя, друг друга и мир вокруг.

Полина Казакова