Сегодня аул Балхар называют единственным в Дагестане центром, сохранившим традиции древнего искусства керамики. Терракотовые сосуды, расписанные белыми и красно-бордовыми узорами, известны во всем мире не только благодаря своей эстетике, но и за счет практических свойств. Эти сосуды часто называют «холодильником» и лучшей защитой сыпучих продуктов и сухофруктов от вредителей. Мы поговорили с экспертами и мастерами промысла об истории, технологии изготовления и о необычных свойствах балхарской керамики.
Рождение в горах
Точное время возникновения промысла установить сложно, но исследователи считают, что первые образцы керамики появились здесь уже в XV-XVI веках. Археологические находки на территории республики указывают на то, что изготовлением керамики обитатели этих мест занимались с древних времен. Достаточно высокого уровня мастерства они достигли в бронзовом веке.
Легенда гласит, что основателем промысла стал местный житель Калкуччи. Однажды бедняк, сидя на берегу горного озера, размышлял о том, как ему прокормить семью. Его взгляд остановился на детях, лепивших на берегу фигурки из глины. Калкуччи легко вылепил сосуд и подверг его обжигу. Дело пошло в гору, нужные в быту изделия высоко оценили местные жители, быстро перенявшие промысел. Правда, керамика лучше удавалась женщинам-балхаркам, и с той поры мужчинам было запрещено прикасаться к гончарному кругу.
Небольшой аул Балхар снабжал качественной, красивой и недорогой керамикой весь нагорный Дагестан (лакцев, аварцев, даргинцев) и вел торговлю с другими регионами. Мужчины на ослах везли хрупкий товар в Чечню, Грузию, Абхазию, Азербайджан и даже в Турцию. В XVIII-XIX столетиях раннюю керамику Балхара расписывали ангобами, используя белые и красные цвета и выбирая символы плодородия, благополучия, знаки воды, огня, ветра, образы птиц или обереги. Примером тому служат спирально закрученные линии, подразумевающие охранное значение. Хотя эти отголоски язычества и сохранились в промысле, свой сакральный смысл символы постепенно утратили, декор сосудов приобрел исключительно орнаментальный характер, став частью традиции гончарного искусства. Несмотря на то, что качественную керамику к началу XX века производили и в других районах, первенство Балхара в нагорном Дагестане было неоспоримо.
«С давних пор существовало около 40 форм керамических изделий. Наиболее распространены были большие напольные сосуды без ручек – «какви», их высота достигала 60-70 см, а хранили в них сыпучие продукты. Эти сосуды относят к наиболее ранним и хорошо сохранившимся формам керамики в связи с тем, что они подвергались меньшему механическому воздействию (передвижениям) в сравнении с другими изделиями, такими как водоносные и водолейные кувшины, сосуды разных форм для молочнокислых продуктов, большие напольные кувшины для приготовления хмельных напитков, чаши, кружки разных размеров, кувшины для подачи воды и другие изделия», – рассказала Джамиля Раджабова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.
Коллекция балхарской керамики Дагестанского музея изобразительных искусств насчитывает около 150 экспонатов разных периодов, начиная с конца XVIII века и до настоящего времени. Среди них выделяют 40 наиболее редких и ценных предметов, включая фляги, два «многоручных» кувшина, напольный сосуд с двумя ручками, кувшины для воды «вараки» и другие изделия. Эти экспонаты относят к старейшим формам балхарской керамики, которые сегодня можно увидеть только в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой.
«Мы предполагаем, что «многоручные» кувшины – своего рода трансформация зооморфной формы ручки доисламского периода. В нашей коллекции есть сосуд II-V вв. н.э. с ручкой в виде лошади, два кувшина конца XVIII – начала XIX вв. с отчетливыми зооморфными венчиками», – отметила Джамиля Раджабова.
Отличительные черты старинной балхарской керамики – тонкость и легкость черепка, лощеная поверхность сосуда и эстетика уникальной росписи. Сохраняя Балхар центром промысла, лакцы заключали браки между жителями аула, чтобы технологию не переняли другие районы, так как это был постоянный и основной источник дохода.
Изготовление игрушки и открытие цеха керамики
В 60-е годы ХХ века благодаря потомственному мастеру Зубайдат Умалаевой развитие получили малые скульптурные формы керамики. Заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана, член Союза художников России начала создавать фигурки животных, персонажей сказок и многосоставные композиции. В числе ее сюжетов есть бытовые сцены жизни горцев, например, лепка и обжиг изделий, военная и другие темы. Изделия мастерицы представлены в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Перми и Дербента, а также отмечены золотыми и серебряными медалями международных выставок. В Дагестанском музее изобразительных искусств авторство большинства керамических игрушек принадлежит этой мастерице.
Среди игрушек мастера Джумы Азуевой часто встречаются ослики и горцы в папахах, эта тема – дань уважения истории промысла. Образы напоминают о том, как лакцы возили керамику Балхара на продажу.
В советские годы в промысел стали приходить мужчины. Одним из самых заметных мастеров – уроженец Балхара, лауреат премии Правительства Республики Дагестан Абакар Газимагомедов. Его заслуга в том, что в ауле открыли цех керамики Махачкалинского художественного комбината, это позволило сохранить промысел в период кризиса 90-х годов.
Шедевры вращения
Как и столетия назад, мастера, объединяясь в небольшие группы, добывают желтую или темно-синюю глину вблизи аула и замачивают ее в воде на несколько дней. Это позволяет очистить сырье от примесей, чтобы керамика не «стреляла» при обжиге и на ней не появлялись многочисленные маленькие сколы. Из глины удаляют корни травы и раскидывают пласты на ткань, где глину разминают ногами. После чего мастера заготавливают объемные фрагменты размером до двух метров. Эти пласты хранят под клеенкой, доставая необходимое количество материала для работы. Пластичность и термостойкость обеспечивает такой минерал в составе глины как каолинит (Al₂Si₂O₅(OH)₄). В отличие от других центров керамики, балхарцы формируют изделия «жгутным методом».
Белую и красную глину для росписи изделий также добывают неподалёку от Балхара. Перед нанесением рисунка мастера разводят её водой до консистенции густого молока. Роспись выполняется самодельными кисточками из гребешков — короткой гривы осликов (прим. ред.), поскольку для работы необходим мягкий ворс.
Время изготовления изделия зависит от его размера, Магият может изготовить около 20-ти двадцатисантиметровых кувшинов в день. А крупную керамику делают поэтапно, в несколько заходов на станке. Сперва лепят низ изделия (тулово) и оставляют его сохнуть, через два дня формируют шею. Также с интервалами в два дня будут лепить ручку, а затем – ножку. Высоту метровых кувшинов в день наращивают на 15-20 сантиметров, такая поэтапная работа займет от недели до 10 дней. Мастерица отмечает, что размеры изделий могут быть от 5 см до 1 м. Туристы предпочитают покупать небольшие сувениры, в то время как ценители выбирают объемные изделия для интерьеров. Например, Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан приобрело изделия мастера Даудовой для своей постоянной экспозиции.
Чары обжига
Расписанные изделия сушат и уже после этого подвергают обжигу в чаре, купольной печи. Если сейчас у каждой мастерицы своя печь, то раньше чара была одна на 5-6 человек, поэтому керамисты наносили на внутреннюю сторону горловины изделия авторские знаки. Отапливают такие печи кизяком, высушенным навозом. Процесс обжига продолжается в течение суток: в 4-5 утра пускают дым, чтобы нагреть посуду, и постепенно начинают увеличивать температуру, самый «сильный жар» давая вечером.
При отсутствии механических повреждений, время, как утверждают балхарские мастера, над изделиями не властно. Керамика может храниться сотни лет, однако нужно соблюдать определенные правила эксплуатации. Мастера рассказывают, что для того, чтобы сосуды не пропускали воду, следует обязательно обдать изделие сверху и внутри вскипяченным молоком, что позволит закрыть жиром поры керамики.
Функциональные свойства керамики
Мастера придают изделиям разную форму неслучайно, каждый предмет имеет свое назначение. Так, кувшины с узкой шейкой предназначены для воды, а из сосудов с носиком удобно пить. Кувшины с широкой горловиной используют для молока, национального напитка бузы или компотов. Есть и маслобойки, в которых взбивают масло.
Крупная объемная керамика особым спросом пользовалась в прежние времена, так как была альтернативой холодильникам. Известно, что молочные продукты в глиняной посуде могут не портиться несколько дней. Дело в том, что пористая структура позволяет поглощать и испарять влагу, а это имеет значение для процесса охлаждения. Температура продуктов, таким образом, снижается, и они дольше остаются свежими. В свою очередь, керамика обладает и хорошими теплоизоляционными свойствами, что позволяет поддерживать стабильную температуру внутри посуды: холодные продукты медленнее нагреваются, а горячие дольше не остывают.
В глиняной посуде часто хранят сыпучие продукты и сухофрукты, защищая их от вредителей. Циркуляция воздуха через поры изделий предотвращает накопление влаги и образование плесени, которые так привлекают насекомых.
Как освоить гончарное дело
В семье мастера Даудовой керамикой занимались мама и бабушки, но сама Магият освоила промысел в 47 лет. Заглянула однажды в гончарный цех и поняла, что это дело всей жизни, поэтому начиная с 2000 года, она работала там несколько лет. Сегодня у нее своя мастерская в Махачкале, где трудятся несколько сотрудниц, которых она сама обучила.
Керамист обратила внимание и на обновление промысла, мастера, переехавшие в город, приобретают современное оборудование, включая электрические гончарные круги, глиномялки и печи. Они производят не только традиционные кувшины, вазы, пиалы и игрушки, но и сувениры, солонки, копилки и магниты. Пятисантиметровые кувшины популярны среди молодых туристов, а сосуды для воды и хранения продуктов больше интересуют старшее поколение. Современные изделия часто украшают стилизованными растительными орнаментами и авторскими узорами, само качество керамики сейчас приближается к золотым дореволюционным стандартам. Поэтому новому поколению мастеров есть чему поучиться у опытных керамистов, подчеркивающих, что чем тоньше и прочнее стенка сосуда, тем профессиональнее мастер.
Магият первой в Дагестане стала повсеместно проводить мастер-классы по балхарской керамике для широкой аудитории, выйдя за рамки выставок и фестивалей. Ее стартом стал всероссийский молодежный форум «Машук» в Пятигорске, где ее заметили и стали приглашать на мероприятия. Мастерица успела провести мастер-классы во многих городах страны, включая Москву и Сочи, у нее более 100 дипломов, грамот и благодарностей от министерств России, Республики Дагестан и других организаций. Она проводила занятия на ВДНХ, в посольствах и даже на столетии Верховного суда РФ. Запомнилась ей и встреча с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
Светлана Минеева