Диалекты хантов оказались отдельными языками

Ханты — коренной народ России с численностью около 30 тыс. человек. Они проживают в Западной Сибири, в основном на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Родной язык хантов входит в уральскую семью и близок венгерскому. При этом представители одного народа могут не понимать друг друга.

Преподаватель школы иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), младший научный сотрудник Института системного программирования Российской академии наук (РАН) Идалия Федотова доказала, что на самом деле ханты говорят на трех разных языках.

 

По-разному называют дорогу, руку и гору

Диалектами обычно считаются похожие варианты одного языка. Разобраться в речи друг друга могут даже люди, говорящие на близкородственных языках. Федотова подсчитала основные лексические различия в диалектах хантов и пришла к выводу, что это три отдельных языка. Основные результаты исследования опубликованы на сайте НИУ ВШЭ.

«Несмотря на то, что они воспринимают себя одним народом, различия между диалектами хантыйского больше, чем между отдельными славянскими языками, например, между русским и чешским или сербским и польским», — рассказала она.

Федотова использовала список базисной лексики хантыйских диалектов из 110 слов по 13 источникам разных периодов. К ней относят, например, названия частей тела — рука, нога, голова, наименования простых действий — идти, стоять, лежать, спать, элементов ландшафта — дорога, гора, земля. Эти слова есть во всех языках и не обусловлены конкретными культурными особенностями.

В результате подсчета процентов совпадений между всеми вариантами выяснилось, что современные хантыйские говоры делятся не на две группы, а на три, так как восточная распадается на два варианта: сургутский и ваховский. Чтобы назвать варианты одним языком или хотя бы его диалектами, необходимо, чтобы их базисная лексика совпадала больше чем на 90%. В рассматриваемом случае совпадения составляют 79%. Поэтому по итогам исследования был сделан вывод, что данные варианты можно считать отдельными языками.

Рассекреченные архивные документы

На основании фонетических и морфологических критериев исследователи делят хантыйские диалекты на две группы: северную (западную) и восточную. Южные диалекты исчезли в XX веке. В другой терминологии эти группы называют отдельными языками: севернохантыйский на западе и кантыкский на востоке.

Провести этимологический анализ и статистические подсчеты базисной лексики хантыйских диалектов позволили ставшие доступными в последние десятилетия дополнительные источники по хантыйским говорам. Среди архивных материалов самые ранние, публикуемые впервые, относятся к концу XVIII века. К середине XIX века относится «Хантыйский словарь, составленный священником Вологодским». Помимо этих источников был проанализиррван материал из двух словарей начала ХХ века. Также в работе использовали полевые материалы XXI века. Списки базисной лексики уточнялись с носителями диалектов.

Собранные исследователями материалы представляют собой обновленные списки ваховской, сургутской, низямской, казымской и приуральской (обдорской) базисной лексики. Шурышкарский диалект менее других представлен в научной литературе, но представленный в научной работе список отражает его целиком, включая и сынский говор и собственно шурышкарский.

Шушкарский и сынский диалекты различаются в позициях «зеленый», «песок», «тяжелый», а также имеют разные пропуски («червь» отсутствует в шурышкарском, но есть в сынском, а «змея» — наоборот).

По причине того, что состав списков разный, результаты совпадения с другими диалектами тоже разные: сынский — ваховский 77%, а шурышкарский — ваховский по новым спискам 67%. Ваховский список конца 2010-х годов тоже отличается от материалов, опубликованных полвека назад. Не совпадают позиции «живот», «ночь», «спать», а «желтый» отсутствует в более раннем списке, но имеет несколько вариантов в новом.

По итогам исследования Федотова сделала вывод, что хантыйский языковой континуум в настоящее время делится на три языка, соотносящихся со следующими диалектами: ваховский, сургутский и севернохантыйский, представленный казымским, шурышкарским, приуральским диалектами, вместе с низямским.

Самые далеко отстоящие диалекты — это восточный ваховский и северный шурышкарский (67%). В пределах восточной группы ваховский и сургутский диалекты совпадают на 79%, в связи с чем могут интерпретироваться как разные языки. С восточным словарем начала ХХ века ваховский совпадает на 94%, а сургутский — на 87%. Таким образом, сто лет назад между восточными диалектами тоже были существенные различия в лексике. Остальные современные диалекты, северные и переходный низямский, демонстрируют плавные переходы с шагом в 2-3%.

 

Светлана Соколова