После того, как Советский Союз в 1961 году первым отправил человека в космос, в стране была запущена новая программа – покорение Луны. Но как человеку ступить на ее поверхность, где температура колеблется от -130 до +160°С? Как снарядить экспедицию, которой предстоит работать в условиях пониженной гравитации? Над этими вопросами задумались советские ученые.
Так началась разработка скафандра «Кречет-94». К 1969 году он прошел полный цикл испытаний. Но ему было не суждено отправиться в космос. Что же произошло с советской лунной миссией? И почему скафандр «Кречет-94» так и не побывал на Луне?
Лунная гонка
Создание лунного скафандра поручили подмосковному Машиностроительному заводу № 918, сейчас это Научно-производственное предприятие «Звезда».
Для модели разработали жесткий корпус – кирасу, с мягкими рукавами и штанинами. Эта модель сильно отличалась от американской, над которой в то же время работали конструкторы по другую сторону океана.
Американский скафандр полностью был выполнен из мягкого материала, однако надеть его в одиночку было невозможно. Американцам это подходило — их лунная программа предусматривала, что в посадочном модуле находятся два астронавта. А вот советский лунный посадочный корабль был рассчитан только на одного…
Под другим углом
Решить проблему помогала конструкция советского скафандра «Кречет-94»: на спине кирасы конструкторы расположили дверцу, через которую космонавт мог в буквальном смысле зайти в скафандр – это стало возможным как раз благодаря его корпусу из жесткого материала. Внутри располагался специальный рычаг, который позволял закрыть дверцу изнутри.
Кроме того, система жизнеобеспечения в американской модели находилась снаружи, в негерметичном ранце на спине. Советские же инженеры решили установить ее внутри. Она поддерживала нужную температуру и состав воздуха. Так как оборудование работало не в вакууме и жестких лунных условиях, а внутри скафандра, в обычной атмосфере, это упрощало конструкцию и повышало ее надежность.
Так, советский скафандр представлял собой полностью автономный персональный космический модуль. Работать в нем космонавты могли до десяти часов. Это были рекордные на тот момент показатели. В скафандре было все необходимое: система радиосвязи, телеметрии, устройство обеспечения питьевой водой и удаления жидких отходов.
Новая жизнь модели
К 1969 году вариант скафандра «Кречет-94» прошел полный цикл испытаний. Для этого был построен полномасштабный макет лунного корабля, на котором проводились тренировки экипажа. При этом пришлось изменять саму конструкцию космического аппарата, так как скафандр был больше, чем более ранние модели. Он весил 85 килограмм, а высота его достигала двух метров!
Но «Кречет-94» так и остался единственным элементом советской лунной программы, который был признан полностью готовым к полету. К этому времени на Луну уже успешно высадились астронавты американского корабля «Аполлон-11», и советская лунная программа была свернута.
Однако на этом история скафандра не закончилась. Наработки ученых легли в основу конструкции скафандров «Орлан» для работы в открытом космосе. Такие модели соединялись со станцией с помощью многопроводного кабеля, по которому можно было получать информацию о состоянии космонавта и подпитывать системы скафандра энергией.
Скафандры системы «Орлан» до сих пор востребованы в российских экспедициях – например, скафандр «Орлан-М» используется на МКС. Главное, чтобы скафандр был правильно подобран, тогда в нем можно работать за пределами станции больше 10 часов.
Сейчас один из скафандров модели «Кречет-94» хранится в Политехническом музее – увидеть его можно и в Цифровой коллекции.