Это вам не игрушки: как цифровые технологии пришли в спорт

Разработка видеоигр, а также игровых технологий – одно из самых крупных направлений индустрии развлечений. К созданию таких продуктов привлекают специалистов самых разных профессий, включая программистов, гейм-дизайнеров, художников и 3D-аниматоров. При этом сейчас такие проекты интересны не просто как самостоятельные решения. Они могут выходить за рамки индустрии и более того – становиться частью большого спорта.

Какие технологии реализуются в этой сфере и где можно научиться «игровым» навыкам, рассказываем в нашем материале на портале наука.рф.


Свой движок

С уходом иностранных разработчиков отечественная игровая индустрия оказалась в непростых условиях. В марте 2023 года стало известно, что Минцифры России и VK приступили к созданию отечественного игрового движка – базового программного обеспечения и необходимого инструмента для создания любой компьютерной игры. Таким образом появление собственной инфраструктуры поможет преодолеть зависимость от иностранных компаний. Бюджет проекта составит порядка 1 млрд рублей. По словам главы компании Владимира Кириенко, выпуск первой бета-версии и адаптация платформы планируются уже в 2024 году, а для создания базовой версии потребуется не менее 100 специалистов.

Кстати, те, кто уже решил связать свою профессию с геймдевом, могут принять участие во Всероссийском проекте «Начни игру» от платформы «Россия – страна возможностей». Цель конкурса – объединить талантливых разработчиков игр, дизайнеров, гейм-дизайнеров и программистов. Проект реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».

Системные меры поддержки российской видеоигровой индустрии обсуждают уже не первый год. Так, Институт развития интернета (ИРИ) выделил новосибирской студии 260 млн руб. на разработку игры о периоде Смутного времени в России в жанре Action-RPG (ролевая игра в жанре «экшен»). В основе сюжета – исторический роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». По словам представителей организации, ИРИ с 2021 года поддержал пять игровых проектов и намерен увеличить финансирование направления.

Уметь работать в... киберкоманде

Вместе с популярностью видеоигр в современный мир пришел киберспорт. В России он был официально признан видом спорта в 2016 году. На самом деле это четко выстроенная система тренировок, где необходимы спортивные навыки в виртуальном пространстве. Для участников крайне важны умения анализировать, быстро принимать решения, выстраивать стратегию и работать в команде.

Как сообщил председатель Правительства России Дмитрий Чернышенко в ходе федерального просветительского марафона «Знание. Первые», в настоящее время киберспортом интересуются 15 млн россиян – тысячи из них уже профессиональные спортсмены.

Здесь нельзя не отметить успехи российских команд в международных состязаниях. Так, широкую известность получила Team Spirit, одержавшая победу в ряде крупнейших турниров по компьютерной игре Dota 2 в 2021-2022 годах. В свою очередь, непростой путь к успеху, осложненный санкционными ограничениями, прошли участники команды Virtus.pro. Выступив под названием Outsiders, ребята одержали победу на чемпионате мира по CS:GO в 2022 году в Рио-де-Жанейро.

В России также активно проводят свои чемпионаты для киберспортсменов. Например, финальный этап главного киберспортивного события страны – Чемпионата России по компьютерному спорту – пройдет в столице республики Башкортостан уже в мае этого года. Кроме того, Федерация компьютерного спорта России проводит студенческие лиги и открытые киберспортивные игры.

На поле выходит… «цифра»

Цифровые технологии активно проникают в спортивную сферу. И дело не ограничивается видеоиграми. По стране открываются «умные» спортивные площадки с точками Wi-Fi и QR-кодами, которые позволяют получить рекомендации и выстроить систему онлайн-тренировок. Всего в 2022 году открылось 40 таких площадок в 18 субъектах РФ, в том числе в Красноярском крае, Московской, Сахалинской областях и Северной Осетии.

Новым и интересным направлением являются так называемые фиджитал-игры, сочетающие физические и виртуальные соревнования. Например, сначала команды могут играть в симулятор футбола FIFA, а затем выйти на реальное футбольное поле. Счет виртуальной игры засчитывается, а побеждают те, кто в сумме забил больше голов. Увидеть такие состязания можно будет уже в 2024 году в Казани. Сегодня здесь и в Москве состоялась торжественная церемония запуска индикатора обратного отсчета 300 дней до Международного турнира «Игры Будущего».


Виртуальный паспорт и новые сани

Для представителей других, классических видов спорта, также создаются разные «умные» устройства. Так, ученые Сеченовского Университета разрабатывают «цифровой паспорт движения спортсмена». В основе технологии – стелька с датчиком, который замеряет параметры человека и, с помощью искусственного интеллекта, позволяет отследить его биомеханику. В результате формируется цифровой профиль, благодаря которому можно оценивать уровень подготовки человека и предсказывать риск травм.

В свою очередь, специалисты Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета «Цифровой инжиниринг» и Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» создали высокотехнологичные сани. В основе полозьев саней – так называемая сталь Гадфильда, обладающая высоким сопротивлением износу при больших давлениях и высокой пластичностью. Корпус и крышка сделаны из композиционных материалов на основе стеклянных и углеродных наполнителей, что обеспечило саням необходимую прочность и аэродинамические качества. Проект реализован по Стратегическому проекту «Технополис «Политех» с привлечением средств федерального гранта программы «Приоритет 2030».