Днем, а иногда и по ночам, в лаборатории Московского Политеха не стихает шум станков и рев двигателя. Работа в последнее время здесь кипит почти круглосуточно: студенты разрабатывают свой первый гибридный спортпрототип под названием FDR12. Хотя для вуза это не первый транспорт собственного производства, но такие болиды здесь еще не делали. Его особенность в том, что помимо двигателя внутреннего сгорания, в него установят еще и электродвигатель. Как утверждают авторы, этот проект — важный шаг на пути к созданию собственных электромобилей.
Как в университете собирают болиды, откуда появилось такое направление и чему учат будущих инженеров, рассказываем в нашем материале.
Не только для гонок
Новый автомобиль, над которым работают инженеры, считается спортивным прототипом и относится к так называемой категории CN: модели этого класса обычно участвуют в гонках на выносливость.
Максимальная расчетная скорость нового болида, по оценке разработчиков, составит 250-270 км/ч, однако более точная информация появится в процессе эксплуатации. Мощность двигателя составит от 250 до 340 л.с. По словам авторов проекта, 80% комплектующих создают молодые специалисты Передовой инженерной школы (ПИШ) электротранспорта Московского Политеха в новейших лабораториях Центра технологического сопровождения.
«Наш спортпрототип создается специально для гонок на выносливость, где ключевым фактором является надежность и эффективность автомобиля. Основной чемпионат, в котором мы планируем участвовать — это Russian Endurance Challenge, но также ориентируемся и на другую российскую серию кольцевых гонок», — говорит Роман Зимов.
Однако этот автомобиль собирают не только для гонок. Разработчики не исключают, что его могут запустить и в серийное производство уже совместно с индустриальными партнерами. Самое главное сейчас — освоить технологию производства, создать научно-технологический задел для будущих гибридных силовых установок.
Молодые изобретатели
Разработкой болидов занимаются участники инженерно-гоночной команды FDR Moscow (Formula Dream Russia Moscow). Как правило, в рабочую группу входят студенты, а также магистры образовательной программы «Гоночный инжиниринг» ПИШ электротранспорта Московского Политеха. Ребятам помогают ведущие специалисты университета, опытные инженеры и технологи.
«При глобальном развитии электротранспорта переход на электромобиль стал бы слишком резким поворотом для команды, поэтому было принято решение следовать основной тенденции мирового автоспорта и разрабатывать гибридный автомобиль. В самых крупных гоночных соревнованиях, таких как Формула-1 и FIA World Endurance Championship, гибридные технологии не просто обязательны к использованию, но и являются важным фактором, влияющим на общие характеристики автомобиля», — объясняет Ирина Слесарева.
Чтобы присоединиться к команде, можно выбрать любое направление обучения в вузе, да и в целом, нет строгого правила быть студентом Московского Политеха — двери открыты для студентов любых вузов. Сейчас в проекте участвуют 18 студентов и четыре специалиста — выпускники университета. Ребята учатся по разным направлениям и формам обучения, преимущественно на транспортном факультете.
Например, на факультете транспортного дизайна студенты обычно занимаются разработкой внешнего вида автомобиля. Как рассказала порталу наука.рф студентка третьего курса, дизайнер инженерно-гоночной команды FDR Moscow Полина Сухенко, основная сложность, с которой пришлось столкнуться во время работы над дизайном новой модели, заключалась в том, чтобы объединить эстетику, эффективность и безопасность.
«Мне как транспортному дизайнеру было необходимо вписаться в габаритные размеры, учесть аэродинамические свойства, структуру узлов и агрегатов, стиль и форму автомобиля. Это был долгий путь: я занималась, в том числе, скетчингом, разработкой концепции, созданием 3D-модели и ее оптимизацией в соответствии с комментариями инженеров. Сейчас создаю рендеры и анимацию», — поделилась участница команды.
Первый в классе
«Это был наш первый шаг к международному спорту. Мы тогда ездили на немецком этапе, и, конечно, были очень вдохновлены, потому что оказались первой российской командой, прошедшей все технические проверки, — наша машина полностью соответствовала регламенту соревнований. После этого мы вернулись на соревнования еще с девятью болидами», — говорит директор ПИШ электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.
В 2018 году команда Московского Политеха стала первой в России студенческой командой, принявшей участие в гонках на выносливость Russian Endurance Challenge на новой версии гоночного прототипа собственного производства под названием Fenix. Болид был построен под руководством российского конструктора Игоря Васильевича Ермилина.
«Работа с этим автомобилем внесла большой вклад в развитие команды — постоянный сбор и анализ данных привели нас к уверенности, что мы готовы создать собственный автомобиль. Хотелось бы также упомянуть об огромном опыте на гоночном треке, полученном при работе с нашими партнерами — гоночной командой G-Drive Racing, под четким руководством пилота международного уровня Романа Русинова», — рассказывает Ирина Слесарева.
Мчать к мечте
«Длина трассы составляет 3 931 м. Согласно нашим расчетам, время круга автомобиля на ней составит примерно 1,30 — 1,35 минуты. Для сравнения, лучшее время автомобиля того же класса и на той же трассе в прошедшем гоночном сезоне — 1,32 минуты. Гонка, в которой мы предполагаем участвовать, длится четыре часа, за это время удается проехать около 500 км», — рассказывает Роман Зимов.
В настоящий момент инженеры уже создали 3D-модель автомобиля и перешли к этапу активного производства и разработки конструкторской документации.
«Мы по максимуму используем отечественные детали, но, к сожалению, все же сталкиваемся с отсутствием в свободном доступе необходимых нам компонентов. Поэтому команда делает упор на разработку и тестирование своих собственных систем, небольшое количество комплектующих закупается за рубежом», — пояснила Ирина Слесарева.
Тем не менее участники проекта уверены: технологии этого автомобиля будут широко применяться в продуктах реального сектора экономики. Гоночный инжиниринг становится стимулом для инноваций в автомобильной и других отраслях. Ну и, конечно, участие в крупных гоночных сериях — мечта каждого члена команды.
Анна Шиховец