Играть и узнавать: как и зачем строят научные детские площадки



В 2023 году в России начали открывать первые научные детские площадки, где ребята могут в игровой форме знакомиться с самыми разными направлениями науки. Как придумывают идеи для создания таких объектов и в каких регионах появятся новые площадки в ближайшем будущем?

Об этом в интервью порталу наука.рф рассказала Наталья Алтынник, председатель экспертной группы по верификации научной составляющей проекта «Научные детские площадки», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, директор малого технологического университета БГТУ имени В.Г. Шухова.

— Что такое научные детские площадки и как они связаны с наукой?

— Наши площадки состоят из игровых объектов, которые иллюстрируют различные научные направления и демонстрируют работу основных научных законов. Игра для детей — это же не только источник развлечения. Через нее ребенок познает мир. На таких площадках он может получить базовые представления о том, что такое наука, узнать о важных открытиях и великих ученых. Скажем, прикоснуться к законам физики можно с помощью различных инструментов – гироскопа или пневмогидравлической ракеты, освоить процесс выработки электричества – с помощью качелей, изучить структуру ДНК в лазательном комплексе, а узнать о силе гравитации с помощью батутов.

Кроме того, дети и родители могут получить информацию об организациях дополнительного образования для детей и подростков, высших учебных заведениях своего региона.

Сейчас сформировано уже семь концепций научных детских площадок.

— На какой возраст они рассчитаны?

— Площадки предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста, примерно от 5 до 12 лет. Но их могут использовать и ребята помладше, под присмотром родителей, конечно.

— Кто создает «умные» площадки, кто утверждает проект? Участвуют ли в этом ученые?

— Разрабатывают российские компании, зарекомендовавшие себя на отечественном рынке спортивных и игровых площадок. Задача нашей экспертной группы, куда как раз и входят ученые, — помочь этим компаниям в создании научных игровых объектов, оценить научную составляющую площадок в соответствии с положением и критериями верификации. Компания присылает нам концепцию на согласование. Далее мы обсуждаем, даем комментарии, предлагаем дополнения. Можем принять концепцию либо отправить ее на доработку.

— Как удается придумывать идеи для игровых зон?

— Обычно идеи предлагают компании-разработчики детских площадок, а мы их консультируем. Например, нас спрашивают, как можно изобразить тот или иной закон физики. Или как лучше представить Солнечную систему на игровой площадке? Как правильно показать структуру ДНК? Затем проектировщики создают модель объекта и присылают нам схемы и иллюстрации с описанием. А мы уже смотрим, насколько корректно все представлено, будет ли правильно работать объект и стоит ли, например, менять его цветовую гамму.

Возьмем, например, гироскоп. С его помощью можно определять ориентацию в пространстве, а также объяснить, как благодаря законам физики небесные тела удерживают свое положение и не падают, когда вращаются. Гироскоп применяют для стабилизации космических аппаратов, в системах навигации кораблей и самолетов, в мобильных телефонах. Один из объектов на нашей детской площадке как раз наглядно демонстрирует принцип действия гироскопа. Ребенок садится на сиденье, начинает крутить колеса, и за счет гироскопического эффекта изменяется угол наклона конструкции, а сиденье приходит в движение вокруг своей оси. Рядом есть QR-код с информацией о том, как и с помощью каких законов физики работает это устройство.

— Есть ли какие-то обязательные требования к таким объектам?

— Существует более десяти ГОСТов, которым должна соответствовать площадка. Ведь даже от монтажа и используемых материалов будет зависеть удобство и безопасность ее эксплуатации. Все это тоже регламентируются нормативными документами. Скажем, территория площадки должна быть изолирована от дороги и иметь ограждения. Даже качество песка в песочнице нужно подтверждать санитарно-гигиеническими сертификатами. За контроль и исполнение всех требований ответственны руководители муниципалитетов, управляющих компаний.

Региональные органы власти в сфере строительства и ЖКХ проверяют концепцию на соответствие требованиям. Мы же оцениваем ее лишь с точки зрения научной составляющей.

— Где уже есть или вскоре появятся подобные площадки?

— В первой половине 2023 года построены три площадки – в Сочи, в Ленинградской области и Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Во втором полугодии до конца ноября планируем ввести еще четыре — в Симферополе, Жуковском Московской области, Салехарде и Губкинском в ЯНАО.

— Площадка, которая открылась 1 июня в Сочи, посвящена астрономии, экологии и окружающей среде. А каким областям будут посвящены следующие?

— К примеру, в Симферополе она будет разделена на пять тематических зон — экология, аграрный комплекс, космос, океан и музыка. С помощью игровых панелей ребята смогут изучать времена года, узнать, как может меняться погода. Будут представлены карты растительного и животного мира, а рядом с песочницей разместят детский игровой экскаватор.

А на площадке в Салехарде дети смогут познакомиться с физикой звука и света. Здесь будет много всего интересного для детей и родителей: театр теней, Азбука Морзе с расшифровкой, элементы музыкальных инструментов. На одном из экспонатов можно вращать рукоять генератора и наблюдать, как в окошках объекта мигает свет, имитируя работу маяка.

Еще один любопытный объект — электролабиринт. Работает он так: перед вами расположена искривленная труба, и нужно провести кольцо вдоль всей конструкции, не касаясь ее. Если задеть трубу, в цепи пойдет ток, о чем сообщит загоревшаяся лампочка и звуковой сигнал. При этом объект абсолютно безопасен. Дети могут спокойно экспериментировать с ним вдвоем, играя наперегонки — кто быстрее и с меньшим числом касаний дойдет до финиша. 

— Верно понимаю, что регион, заинтересованный в такой игровой зоне, может сам выбрать концепцию и тематику, и обратиться к вам за помощью?

— К нам или к местной компании, занимающейся производством детских площадок. Мы можем предложить для этого региона вариант площадки по своему направлению. При этом не обязательно использовать уже представленные концепции, можно придумать свою. В том числе такую, которая будет ориентирована на градообразующие предприятия, например, горно-металлургический комбинат. В этом случае в игровую зону можно внедрить элементы, объясняющие, что такое железистые кварциты, зачем они нужны и как их добывают. В принципе, под каждый регион можно сделать индивидуальную концепцию научной площадки.

— Есть ли сейчас регионы, которые заинтересованы, но пока не решились на реализацию такой площадки?

— В июне мы организовали вебинар для тех, кто отвечает за это в регионах страны. Мы также провели переговоры с представителями более 40 субъектов Российской Федерации по составлению плана-графика и реализации инициативы на 2024-2025 годы. Интерес, безусловно, есть. Как только утвердим план, представим официальную информацию на III Конгрессе молодых ученых. Там подробно расскажем, где именно будут построены научные детские площадки. Конгресс пройдет 28-30 ноября в Сочи, в Сириусе. 

Беседовала Анна Шиховец