Задержка рейса перед вылетом – неприятная ситуация, с которой сталкивались многие. Причины могут быть разные: от непогоды до технических проблем. Но, если метеоусловия людям изменить не под силу, то улучшить обслуживание пассажирских перевозок вполне возможно.
Таких результатов добились российские ученые. Они разработали цифровую систему, объединяющую сервисные службы и специальный грузовой транспорт аэропортов в единое интеллектуальное пространство. Благодаря этому удалось повысить безопасность перевозок, необходимых для самолетов грузов и ускорить обслуживание воздушного судна.
За свой проект специалисты Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН), Государственного научно-исследовательского института авиационных систем и компании «Универсал-Аэро» были удостоены премии Правительства Российской Федерации 2022 года в области науки и техники.
О том, как работают такие технологии, порталу наука.рф рассказал директор Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра Российской академии наук Андрей Ронжин.
Интерфейсы, датчики, борткомпьютеры…
Наблюдая из иллюминатора, как к самолету подъезжают специальные автомобили и спецтехника, мы видим только малую часть работы местной инфраструктуры. Аэродром – большой муравейник, по которому передвигается множество устройств, и каждое из них действует по своему алгоритму.
Обычно управление обслуживанием и его координация с другими процессами аэропорта ведутся вручную. При этом внезапные погодные изменения и нештатные ситуации требуют немедленной перестройки всей транспортной службы. Вот здесь и могут возникнуть проблемы.
«Время обслуживания самолета строго регламентировано. Любая приостановка, например, из-за поломки или неполной комплектации, может привести к задержке рейса, а это серьезные убытки. Причем не только на земле, но и в воздухе. Вспомните ситуацию: лайнеры совершают дополнительные круги в небе в ожидании, когда освободятся взлетно-посадочные полосы», – рассказывает ученый.
В основе новой информационно-аналитической системы – цифровые автолифты. Такие машины с установленными на них мобильными контейнерами позволяют доставлять на борт все необходимое для рейса: питание и напитки, посуду, товары дьюти-фри, наушники, пледы, подушки, прессу...
Российские специалисты оснастили этот транспорт различными датчиками, в том числе сенсорами перегрузки, положения трапа, камерами и системой предотвращения столкновений. Для грузов внедрили систему маркировки – QR-коды и RFID-метки (они позволяют записывать данные с помощью радиосигналов).
В итоге вся информация о грузах и автолифтах передается в единую систему, к которой могут подключаться различные службы – безопасности, диспетчерская, аэродромная, а также другие аэропорты. Состояние и расположение каждого погрузчика и объектов в нем можно отследить на бортовом компьютере с цифровым интерфейсом.
Найти потерянный груз
Конечно же, автолифты использовались в аэропортах и раньше. Однако интеллектуальной системы управления у них не было. Теперь же с ее помощью можно быстро найти потерявшийся груз, проконтролировать стыковку погрузчика с самолетом, оценить вероятность возможной аварии и избежать столкновения с другой техникой, улучшить навигацию и ускорить передвижение по аэродрому.
Новый технологический комплекс помогает планировать все этапы обслуживания. Обычно время на него, в зависимости от типа самолета и рейса, может занимать от 9 до 25 минут. По данным разработчиков, теперь оно уменьшилось на 15%. С учетом жесткого графика, это значимый показатель. Кроме того, технологии позволили уйти от дополнительных проверок, что также сократило вынужденные простои воздушных судов.
«Например, в аэропорту Шереметьево числится более 200 автолифтов. Из них 120-150 используются ежедневно. Благодаря внедрению системы число транспортных средств сократилось на 20% – это около 40 единиц», – добавляет Андрей Ронжин.
Сейчас новый цифровой комплекс используется в 12 российских аэропортах: в столичных Шереметьево, Внуково и Домодедово, в петербургском Пулково, а также в аэропортах Краснодара, Новосибирска, Нового Уренгоя, Нижневартовска, Кемерово, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и даже Минска.
Пригодится и в космосе, и в сельском хозяйстве
Однако транспорт – далеко не единственная сфера, где используются подобные новации. В частности, их уже применяют в российской химической промышленности, а также в атомной и космической отраслях.
Более того, авторы проекта продолжают развивать технологии, в частности, намерены адаптировать свою систему для нужд сельского хозяйства. В числе других разработок ученых – «умные» беспилотники, способные самостоятельно размещать датчики на необходимой территории, а также ультразвуковые устройства для борьбы с цветением цианобактерий в водоемах (эти сине-зеленые водоросли вырабатывают токсины, опасные для людей и животных).
По мнению Андрея Ронжина, сегодня важно развивать междисциплинарные исследования – привлекать к разработкам специалистов из различных областей. Это позволит создавать сквозные технологии на стыке нескольких научных направлений, которые смогут найти широкое применение и принести пользу обществу.
Анна Шиховец