Искусство на языке будущего: как технологии помогают создавать новые смыслы в арт-пространстве

Стать художником сегодня может не только живописец, но и инженер. Искусство переходит в цифровой формат, авторы видят красоту в научных открытиях и знакомят с ними зрителей — меняются правила игры на арт-рынке. Как технологии и искусство дополняют друг друга? Когда роботы заменят художников? Останется ли технологическое искусство в веках? И приведет ли это к деградации смыслов? На эти и многие другие вопросы ответили участники команды ArtTECH Университета МИСИС.

Технологичное искусство родом из Античности

Направление в современном искусстве, которое создается с помощью новых технологий, имеет много названий — эксперты называют его и гибридным, и научным, и технологическим искусством, и медиа-искусством. Некоторое авторы выбирают просто обозначение Art& Science, которое довольно хорошо отражает синтез двух начал. Это направление прижилось в искусстве только в этом веке, но, как отмечает руководитель магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС Екатерина Беляева, его история началась гораздо раньше.

«Если мы оглянемся назад, то сможем вспомнить, что самые смелые эксперименты и изобретения прошлого, будь то находки Леонардо да Винчи, опыты с камерой обскура, появление кино- и фотооборудования, кинетические мобили — были предвестниками современного технологического искусства», — рассказала эксперт. По ее словам, и в Античности, и в Средние века, и в наше время — художники всегда пробовали новые инструменты, просто для каждой эпохи они были свои.


От да Винчи до «мейнстрима»

Интересно, что само слово «techno» с греческого переводится как «искусство, мастерство». Как объяснила медиа-художница Виктория Самохина, созданные человеком технологии позволили ему быстрее передвигаться в пространстве, печатать книги, повышать уровень образования, строить города и формировать городской тип мышления.

Во второй половине XX века родилось кибернетическое искусство — это были компьютерные анимации, кибернетические скульптуры. Такие проекты в период Оттепели создавали художники советской группы «Движение» при разных научно-исследовательских институтах.

Технологическое искусство пришло и на заводы — например, художники студенческого научного бюро «Прометей» с 1968 года разрабатывали систему «Человек-машина». По замыслу конструкторов, наблюдение за этим светящимся устройством должно были помочь рабочим расслабиться и вместе с тем сконцентрироваться. В это же время, в 1960-е годы, начало развиваться электронное искусство, которое заложило основу для новых видов перформансов, видеоарта и медиаискусства.

Сегодня авторам доступны десятки технологий, которые можно превратить в искусство: от VR/AR- технологий до робототехники. Художники в том числе разрабатывают игры, которые могут стать самостоятельными арт-проектами. При этом каждый автор выбирает наиболее подходящую для себя технологию.

Например, все чаще можно встретить AI-художников, которые используют в своих работах искусственный интеллект. Благодаря развитию популярных нейросетей, сейчас создавать иллюстрации при помощи ИИ может каждый. Но художники, работающие в технологическом искусстве, взяли нейросети себе в помощники до того, как это стало «мейнстримом». Сейчас авторам доступны системы двух видов: генеративно-состязательные (GAN) и креативно-состязательные (CAN).

GAN вышла на рынок в 2014 году — ее разработал исследователь Ян Гудфеллоу. В его системе было две нейронных сети с разным функционалом: одна создавала изображения на основе заданной информации, а другая «критиковала» их — сравнивала сгенерированные работы с реальными изображениями того или иного объекта и решала, справилась сеть-«автор» с задачей или нет. Такое общение позволяло нейросетям самостоятельно обучаться. Сегодня многие генераторы картинок работают на основе GAN — в том числе российская нейросеть Kandinsky и зарубежная Midjourney.


CAN же была разработана командой ученых из Ратгерского университета в Нью-Джерси в 2016 году. Тогда эксперты научили сеть-«критика» дополнительно сравнивать работу со стилями и направлениями изображений в своей базе — и решать, было ли что-то подобное прежде. Эта система позволяет создавать уникальные произведения искусства.

Есть обновление: художник 2.0

Но кто же он, технологический художник — инженер или живописец? На самом деле, универсальный специалист. Эксперты отмечают, что это направление требует междисциплинарного подхода.

«Инженеру, который уже имеет технические знания и навыки, наверняка будет проще разобраться в технологических процессах, однако без философии, культурологии и истории невозможно получить глубоко осмысленное художественное высказывание. Живописцу же, конечно, проще войти область технологического искусства, исходя из своей позиционности, но потребуется приложить усилия в освоении технических аспектов», — обратила внимание программист, междисциплинарный художник, член команды магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС Дарья Григорьева.

В России кураторские проекты Art& Science создавали Дмитрий Булатов, Ольга Вад, Христина Отс, Дарья Пархоменко, Ольга Ремнева.

Можно также присмотреться к работам арт-группы «Куда бегут собаки». Их проект «Внутри черной коробки» имитировал процессы, которые происходят у человека в голове — в темной комнате люди могли увидеть буквы и цифры, которые проецировались на стену. Этот код создавал специальный механизм, преобразовывая беспорядочные движения мух-дрозофил. Интересно, что одной из ключевых тем арт-группы остается человек, который потерял связь с природой в эпоху цифрового потребления. В 2017–2018 годах художники рассказывали об этом в антиутопиях наподобие сетевого проекта «Медиакладбище» и инсталляции «Послезавтра».


Робот vs художник

Другой вопрос, который возникает сегодня — а нужен ли художник в принципе или его могут «вытеснить» технологии? Если ИИ может создать иллюстрацию, разработать дизайн, то где в этом арт-мире место для человека? 

Как отметила Самохина Виктория, несмотря на существование фантастических произведений наподобие рассказа Курта Воннегута «ЭПИКАК» или романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика, роботы не умеют чувствовать и думать самостоятельно. Поэтому «пока ChatGPT пишет, что не может иметь своего мнения, а в его ответах довольно просто проследить написанные людьми алгоритмы», волноваться точно нет смысла. Технологии лишь позволят человеку сделать творческий процесс проще и удобнее.

«Несмотря на сильное развитие нейронных сетей, искусственный интеллект еще не способен на самостоятельный креатив, поэтому эту роль берет на себя человек, а компьютер выступает здесь лишь инструментом для генерации», — поделилась Дарья Григорьева.

Кроме того, появляются новые профессии. Например, популярность набирает промпт-инженеринг. Специалисты в этой сфере разрабатывают и совершенствуют модели ИИ. Однако самое главное в этой погоне за совершенным инструментом — соблюдать баланс между удобной технологией и человеческим креативом.

«Поиск этой гармонии между традиционными и современными методами можно расценивать как процесс постоянного обучения, творческого поиска и самовыражения. Важно не бояться экспериментировать и постараться найти свой собственный уникальный подход к созданию произведений, сочетая как традиционные, так и новейшие практики», — рассказала междисциплинарная художница и координатор магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС Анастасия Лукута.

Набор единиц и нулей или искусство?

Однако быстрое развитие технологий начинает пугать людей. Ведущие инженеры и предприниматели со всего мира высказываются о том, что нужно приостановить развитие технологии ChatGPT. В России несколько лет назад был подписан «Кодекс этики искусственного интеллекта», который позволяет регулировать эту сферу.

Виктории Самохина считает, скорость развития современных технологий заставила человечество разделиться на два лагеря: кто-то верит, что наука позволит людям окончательно подчинить природу, другие же предсказывают катастрофу. Однако, по ее словам, если учитывать уровень интеграции технологии в современную реальность, наиболее разумным кажется техногуманистический подход — то есть сосуществование и совместное развитие человека и технологий.

Медиа-художница обратила внимание и на то, что применение технологий никак не мешает искусству оставаться искусством. То есть несмотря на то, что в арт-сообществе живут вопросы наподобие — «становится ли 8-битная музыка менее значимой, потому что ее не сыграли на акустических инструментах?», новые формы выражения авторских идей все равно находят свое место.

«Современное медиа-искусство чаще всего имеет формат единиц и нулей, однако будучи упакованным в новую форму искусство остается искусством, являясь не менее хрупким и емким способом отражения реальности», — добавила Виктории Самохина.

Зритель зрит в корень

Как отметила Екатерина Беляева, еще 5-10 лет назад галереи современного искусства скептически относились к научному и цифровому искусству, но сегодня все больше арт-площадок соглашаются работать с художниками этого направления.


В 2019 году в Эрмитаже открылась выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». На ней было представлено работы 14 художников и творческих коллективов из 10 стран — и все они были созданы при помощи ИИ. В 2021 году в Новой Третьяковке прошли выставки «Да, живет иное во мне» и «New Elements». Их организовала открывшаяся еще в 2008 году Laboratoria Art& Science, которая «гуманизирует новые технологии через симбиоз искусства и науки».

Особенно важно то, что технологическое искусство позволяет автору по-новому взаимодействовать со зрителем. Это заметно, например, в цифровом пространстве: по словам Дарьи Григорьевой, после появления интернета и социальных сетей, расстояние между автором и зрителем значительно сократилось, теперь публика может познакомиться с работами художников здесь и сейчас. Кроме того, у художников появилась возможность погрузить зрителя в свой мир через дополнительную и виртуальную реальность.

«Некоторые художники еще больше сокращают дистанцию с публикой создавая интерактивные инсталляции, которые существуют только в момент взаимодействия зрителя с произведением. Они приглашают зрителей стать активными участниками произведения, а не сторонними наблюдателями. Прямое взаимодействие публики с произведением приводит к более глубокому и эмоциональному пониманию работы», — рассказала Дарья Григорьева.

Новое искусство становится более универсальным — в том числе благодаря цифровым платформам, на что обратил внимание преподаватель курса «Виртуальная и дополненная реальность», аспирант Университета МИСИС и медиа-художник Евгений Лукута. Оно находит индивидуальный подход к каждому зрителю. И с произведениями могут познакомиться в том числе люди с ограниченными возможностями. Свое восприятие «они дополняют через альтернативные медиумы. Например, используют ольфакторную перцепцию, слуховые или осязательные методы познания», — рассказала Екатерина Беляева.

И, наконец, технологическое искусство может стать и способом популяризации науки. С его помощью можно приводить в науку новую аудитории, рассказывать понятным визуальным языком о современных технологиях и о том, как их можно применять.

Тонкости профессии

Сегодня на медиахудожника можно выучиться в вузе или другой образовательной организации. Правда, как отмечает Евгений Лукута, в России пока не так много мест, где готовят специалистов для этой профессии. Ее чаще всего изучают в магистратуре — например, желающие научиться сочетать науку и искусство могут рассмотреть направления «Технологическое искусство» Университета МИСИС, «Цифровое искусство» Дальневосточного федерального университета, «Art & Science» Университета ИТМО, а также «Art& Science: Искусство. Дизайн. Технологии» Томского государственного университета. Студентов также ждут Школа дизайна НИУ ВШЭ и Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко. На этих площадках есть возможность поработать с уникальным оборудованием и пообщаться с экспертами.

По мнению эксперта, стать цифровым художником сегодня может и «самоучка». Но специализированное образование поможет ускорить процесс обучения и быстрее освоить главные инструменты для творчества.

«Например, в нашей магистратуре мы работаем с генеративными облаками точек, цифровым и аналоговым звуком, виртуальной и дополненной реальностью, системами датчиков и программируемыми модулями, роботами, мультимедийными и интерактивными средами», — поделилась Екатерина Беляева.

Станут ли эти методы создания произведений искусства привычными или останутся в памяти будущих поколений как эксперимент? Предсказать трудно, но, кажется, эту заведенную машину прогресса уже вряд ли получится «отключить». Как считает руководитель магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС, у технологического искусства большое будущее — и «оно будет совершенствоваться до тех пор, пока не остановится развитие общества и цивилизации».