Истинг — теплая память: как в Ингушетии вновь ткут ковры предков

Необычные орнаменты, контрастные линии и мягкая ткань — искусство войлочного ковроделия, известное как истинг, является неотъемлемой частью народной культуры Ингушетии. Несмотря на свои глубокие исторические корни, в XX веке этот промысел был почти утерян, однако сегодня начинает стремительно возрождаться.


Как развивалось это ремесло, какие легенды с ним связаны и где можно научиться созданию традиционных войлочных изделий? Продолжая серию «Культурный код», разбираемся в нашем новом материале вместе с Председателем Ассоциации мастеров войлочного ковроделия Ингушетии «Истинг», научным сотрудником Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева (ИнгНИИ им. Ч. Э. Ахриева), искусствоведом ГМИИРИ, этнографом Танзилой Дзауровой.

Древние легенды

Истинги — это войлочные ковры, как правило, создаваемые из овечьей шерсти, с нашивным узором (такая техника нанесения орнамента отличает их от других видов ингушских ковров, но подробнее об этом мы расскажем ниже). Этим же термином называют древнее ингушское искусство изготовления предметов из войлока. По-ингушски «истинг» означает «ковер», а само название предмета произошло от слова «истий», то есть «женщины», поскольку традиционно именно они занимались этим промыслом.

Точная дата появления этого ремесла неизвестна. Считается, что войлочное ковроделие на Кавказе возникло в древние времена, во многом благодаря развитию овцеводства. Шерсть овцы была важным сырьем и позволяла утеплять жилища и изготавливать теплую одежду.

«В III тысячелетии до нашей эры овцеводство было уже хорошо развито. Археологи находят элементы шерстяных тканей, датируемых еще периодом так называемой куро-араксской культуры, существовавшей около 4000 — 2200 гг. до н. э. на территории Северного Кавказа, Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока», — рассказывает Председатель Ассоциации мастеров войлочного ковроделия Ингушетии «Истинг» Танзила Дзаурова.

С возникновением промысла связаны различные легенды. По одной из них, в давние времена овец на ночь запирали в пещерах, закрывая выход большим валуном. Овец тогда еще не стригли, и каждый сезон у них отрастала новая шерсть, а старая падала клочьями на землю. Овцы ее утаптывали, и она превращалась в фетр. Однажды хозяин отары обнаружил на земле толстое, но очень легкое и цельное полотно, и понял, что таким образом можно утеплять жилища. В суровых условиях войлок был необходим, поэтому с тех пор стал незаменимым предметом и в домах, и в одежде.

«Этот материал имеет уникальное свойство — сохранять тепло в организме, даже если человек полностью промок. Поэтому у горцев так популярны бурки, защищающие от мороза и влаги в любое время года. Любое прикосновение к шерсти очень приятно, а тепло от него оказывает успокаивающее действие на нервную систему», — комментирует специалист.

О долговечности войлочных изделий можно судить также по многочисленным археологическим находкам. Например, несколько лет назад в средневековом склепе ингушского рода Цороевых было обнаружено 11 головных уборов — курхарсов — с хорошо сохранившейся войлочной основой.


Узоры и символы

Стандартный размер войлочного ковра составляет два на полтора метра. Встречаются и более крупные экземпляры, например два на три метра. Такие нарядные ковры являлись главным акцентом в интерьере средневековых жилищ. Хотя они привлекают в первую очередь необычной красотой узоров, долгое время эти объекты имели важное практическое значение. Войлоком с орнаментом украшали и утепляли стены, а ковры без орнамента использовали для топчанов и полов. Совсем мягкие войлоки использовались как покрывала. Разноцветный войлочный ковер считался дорогим подарком и нередко служил в качестве приданого для невесты.

Особую роль играют узоры, которые на одном изделии могут иметь от двух до восьми цветов. Орнамент наносится на ковер в технике вваливания, либо может представлять собой войлок с рисунком из шнура, а также аппликацию из ткани или кожи. Для особо ценных подарков использовали врезную технику — инкрустацию. При этом каждый орнамент может нести сакральный смысл и символизировать определенное благопожелание.

«В основе любых орнаментальных композиций находится Древо жизни, отражающее ингушскую философию трехмерного измерения мира. Корни Древа олицетворяют подземный мир: он начинается там, где заходит медное солнце и обитают все умершие. Столб, по которому течет сок, то есть жизнь — это Земля, здесь живут люди. Ветви Древа восходят к Верхнему небу, на котором живет Бог, святые и духи», — рассказывает Танзила Дзаурова.

У Древа жизни, изображенного на истингах, могут быть зооморфные, антропоморфные и растительные формы. Например, на коврах, чьи хозяева занимались скотоводством, можно обнаружить рога мелкого и крупного рогатого скота. Сам предмет может служить оберегом от болезней животных и символизировать пожелание приплода. На коврах у тех, кто занимался земледелием, Древо жизни оформлено початками кукурузы, листьями и колосьями пшеницы. Такие рисунки несут пожелание плодородной земли и благоприятной погоды.

В ингушской культуре встречаются ковры, которые служили предупреждениями. Например, зафиксированный в селе Альтиево в начале ХХ века профессиональным художником Гази-Магомедом Албастовичем Даурбековым орнамент подписан со слов мастерицы следующими словами: «Орнамент, говорящий, что в лесу вокруг селения затаилось вражеское войско». Предполагается, что этот ковер вывешивали снаружи дома, чтобы предостеречь о том, что на местных жителей готовится нападение и нужно принять оборонительные меры.

Этапы производства

На создание одного ковра размером 1,7 на 2 метра уходит в среднем от полутора месяца и около 4-5 килограммов шерсти. Производство истингов включает несколько этапов: заготовка шерсти, раскладка, распаривание, утрамбовка, получение готового войлока и нанесение орнамента.


Самым ценным материалом для изготовления войлока считается шерсть тушинской овцы, обладающей длинным руном и хорошей цепкостью. Сегодня шерсть закупают в готовом виде — окрашенную и расчесанную. Но раньше ее собирали и обрабатывали вручную. Для этого брали шерсть осеннего пострига, тщательно мыли, обивая палками на плоском камне у берега, предварительно замочив в щелочной воде на сутки. Затем материал сушили, хорошо сбивали и пушили с помощью двух палок. Таким образом из шерсти удаляли мусор и мелкие соринки.

«Традиционно мастерицы собирались в одном доме и долгими зимними вечерами за неспешными беседами вычесывали шерсть с помощью гребней. На мероприятие собиралось по 5-6 женщин — истий. Всегда приходила какая-нибудь девушка с музыкальным инструментом, чтобы скрасить их совместный труд — белхи», — делится Танзила Дзаурова.

Чтобы получить износостойкое войлочное полотно, которому будут не страшны ни влага, ни перепады температур, расчесанную шерсть плотно валяли. Этот процесс был достаточно трудоемким и кропотливым. Выглядел он так: на полу располагали циновку, а поверх нее большую грубую ткань, на которую раскладывали шерсть в несколько слоев. Ее приминали в определенной технике. Затем материал поливали горячей сывороткой, распределяя воду с помощью веника. Женщины сворачивали шерсть вместе с сукном в рулон и катали его локтями в такт музыке, напевая песни, до тех пор, пока войлок не уплотнится.

Свалянное полотно несли к реке, промывали до прозрачной воды, а затем сушили, растягивая на солнце. Изготовив, таким образом, несколько полотен из белой шерсти, женщины несли их к красильщику. Он окрашивал войлок в разные цвета, используя краски из натуральных компонентов: листьев, кореньев и плодов растений.

На готовые цветные войлоки накладывали лекала (чаще всего они были сделаны из кожи), как правило, передававшиеся из поколения в поколение. Орнаменты вырезали острым ножом, перекладывали узоры из одного войлочного полотна в другое и фиксировали мелким швом. Чтобы его спрятать, инкрустированный орнамент поверх шва закрывался тонкой белой каймой из тесьмы ручного плетения.

«Такая техника позволяла изготовить за один раз несколько ковров с одинаковым узором. Но даже при коллективной работе весь процесс занимал несколько месяцев. Таким образом, всем соседкам, родственницам, невестам делали ковры по очереди», — объясняет эксперт.

Помимо врезной техники использовалась техника вваливания, когда красили не готовый войлок, а шерсть. Для этого на нее накладывали рисунки и орнаменты, а затем, намочив шерсть вышеупомянутым способом, вваливали рисунок в ковер. Такие ковры использовались в качестве покрывал, стелились на топчаны и телеги, ими утепляли жилища.

Современные инструменты

Изготовить истинг в наши дни может и один мастер. Однако создать изделие больших размеров самостоятельно довольно сложно, поэтому в производстве обычно участвует несколько человек.

«Поскольку шерсть используется привозная, она всегда разная и отличается от той, что была в прошлом. Например, она может оказаться не осеннего пострига, а весеннего. У такой шерсти бывает много ости (грубых волокон), тонкое руно и не очень хорошее сцепление. Учитывать все эти нюансы позволяет только опыт. Наши мастера с удовольствием делятся им друг с другом, что облегчает всем труд и оптимизирует работу», — рассказывает Танзила Дзаурова.

Отчасти в производстве помогают валяльные станки (ролл-машины). Но по сравнению с ручным трудом, они не позволяют добиться плотной текстуры и высокой прочности, считает специалист. Еще один сравнительно новый инструмент, пришедший в промысел — металлическая валяльная игла с зазубринами. С ее помощью наносят орнамент и выравнивают контуры, закрепляя в полотне рисунок. Облегчает задачу фабричный метод: современные предприятия оснащены чесальными цехами — производственными помещениями со специальным оборудованием, позволяющим ускорить подготовку сырья к валянию.

От прикладных задач — к искусству

Сегодня изделия из войлока снова в моде. Особенно популярно изготовление одежды и обуви в такой технике. По словам Председателя Ассоциации «Истинг», создание ковров уже не является бытовой необходимостью, как раньше, а скорее относится к художественным промыслам. Люди покупают их в качестве подарков и сувениров, для украшения интерьера, а также для намаза.


«Войлочные ковры можно сделать под любой интерьер: от классических орнаментов до самых разных рисунков и стилистики. Даже если шерсть покрасить в яркий кислотный цвет, на выходе получится приглушенный, приятный для глаз оттенок, поскольку этот материал всегда поглощает часть цвета», — говорит Танзила Дзаурова.

При этом мастеров, специализирующихся именно на коврах, в регионах немного, добавляет эксперт. В основном, этим занимаются в кавказских республиках, а также в некоторых странах СНГ — Казахстане и Кыргызстане. Тем не менее, это направление продолжает развиваться. В Ассоциации мастеров войлочного ковроделия Ингушетии «Истинг» работают около 50 женщин. Всего Ассоциация подготовила более тысячи человек. Результаты их работ регулярно участвуют на культурных выставках, во всероссийских и международных фестивалях.

Более того, с недавнего времени по этому направлению в регионах России проводятся чемпионаты. Совместно с Северо-Кавказским Топливно-энергетическим Колледжем им. Т. Х. Цурова, который выступает региональным оператором Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы», Ассоциация разработала компетенцию «Войлочное искусство — Истинг». Первый в истории России чемпионат по валянию пройдет 16 —19 апреля в Ингушетии, на базе этого колледжа.

Научиться древнему ингушскому искусству ковроделия можно в мастерской Ассоциации «Истинг», в том числе в онлайн-режиме. Ближе познакомиться с произведениями искусства и приобрести изделия можно в студии «Истинг тика» в городе Магас в Ингушетии, а также на официальном сайте и в социальных сетях ВК и Телеграм. Стать профессиональным фелтмейкером, или мастером по валянию, валяльщицей, можно в училищах и техникумах по творческим направлениям.

«Люди контактировали с шерстью тысячи лет, создавая одежду и другие вещи. Я уверена, что у наших клеток существует генетическая память, запомнившая условия, в которых жили наши предки. Подобно тому, как у жителей побережья сохраняется любовь к морским просторам, у потомков кочевников — к степям, бедуинов — к пустыне, а горцев — к горам. То же самое и с шерстью. Мы все неожиданно и резко избавились от нее в ХХ веке, но руки все равно помнят», — подчеркивает эксперт.


И хотя до недавнего времени искусство изготовления войлочных изделий было незаслуженно забыто, сегодня оно вновь обрело известность, привлекая не только народных мастеров, историков и искусствоведов, но и более широкую аудиторию. Не остается сомнений, что на сей раз этот удивительный промысел останется с нами навсегда.

Анна Шиховец