Как искусственный интеллект помогает улучшить ситуацию на транспорте

Сегодня «умными» светофорами в мегаполисах вряд ли можно кого-то удивить. Многие автомобилисты знают, что камеры постоянно анализируют дорожную ситуацию и помогают регулировать дорожное движение. Но это лишь один из способов использования искусственного интеллекта (ИИ) на транспорте. Есть и другие. Например, беспилотные машины, причем не только пассажирские, но и, скажем, комбайны или грузовики. Кроме того, автоматика помогает контролировать правильную работу различных систем наземного транспорта.

Все эти направления активно развиваются в России. Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта — одно из ключевых направлений федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика».

На что способен искусственный интеллект на транспорте?

Главное достоинство ИИ в том, что после обучения и настройки он может анализировать большие объемы данных, запоминать и самообучаться в процессе. Задача такой технологии — помочь человеку принять правильное решение, предупредить об опасности или сделать его жизнь проще и быстрее.

Так, электроника подаст сигнал, когда заметит, что водитель автобуса или троллейбуса начинает засыпать, а с помощью системы биометрического распознавания лиц можно оплачивать проезд в общественном транспорте — без кондукторов, транспортных карт или смартфонов.

Как ИИ повышает безопасность общественного транспорта?

Сейчас в России испытывают и начинают внедрять систему контроля усталости водителя. Это особенно важно для общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов метро). Есть разные причины, по которым водитель может уснуть за рулем и спровоцировать аварию. Но с новой системой такого не произойдет.

Специальная камера постоянно «смотрит» на водителя и анализирует его состояние. Исходя из многих показателей (например, движений, частоты морганий, мимики), электроника определяет степень усталости человека. И если компьютер замечает, что водитель начал засыпать, он подает сигнал, чтобы разбудить и привести человека в чувство.

Беспилотные автомобили безопасны?

Да. Это показывает, например, опыт беспилотного такси в городе Иннополис в Татарстане. Там уже пятый год заказы выполняют полностью беспилотные такси. В общей сложности они совершили свыше 40 тыс. поездок. Система на базе искусственного интеллекта аккуратно ведет машину по улицам с соблюдением всех Правил дорожного движения. За все время испытаний такие автомобили не спровоцировали ни одной аварии. 

Есть у властей и планы по запуску в Москве и Санкт-Петербурге беспилотных трамваев, а также беспилотных грузовиков на скоростной трассе М11. Конечно же, все они сначала проходят серьезные проверки и испытания на полигонах.

Искусственный интеллект на общественном транспорте «водит» сам?

Нет, ИИ пока лишь помогает водителю. Так работает система активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot компании Cognitive Pilot (совместное предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies), которая устанавливается на трамваи компании «ПК Транспортные системы». Ее испытания проходили с 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге, а летом 2022 года началась заводская комплектация трамваев, поставляемых для нужд г. Санкт-Петербурга. С сентября месяца система уже успешно работает на сотнях вагонов города на Неве.

Искусственный мозг постоянно анализирует дорожную ситуацию (сигналы светофоров, дорожные знаки, движение, других транспортных средств и пешеходов), прогнозирует ее развитие, оперативно выявляет возможные опасности и в случае их возникновения подает водителю сигнал. Если человек никак не отреагировал, а опасность все ближе, система включает автоматическое торможение трамвая.

ИИ применяется на железных дорогах?

Да, такие разработки тоже есть. Например, ученые Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Искусственный интеллект» на базе МФТИ разработали систему-помощника диспетчера железнодорожного транспорта на базе ИИ. Она способна прогнозировать, моделировать и оптимизировать движение поездов, чтобы сделать их расписание более точным и снизить вероятность аварий.

Кроме того, уже в этом году в нашей стране планируют выпустить 500 комплексов-автопилотов Cognitive Rail Pilot с искусственным интеллектом для маневровых локомотивов. Это одна из наиболее сложных задач интеллектуализации ж/д-транспорта. Сортировочные станции представляют собой объект с огромным количеством путей и сотнями стрелок. Умная система анализирует ситуацию на железной дороге перед поездом и, распознавая другие составы, стрелки, пути и людей, помогает избежать ЧП. Там, где человек может что-то не заметить, электроника видит все и подает сигнал машинисту.

Это разработка компании Cognitive Pilot специально для РЖД, и она уже успешно опробована на практике. Автопилот работает при любой погоде, даже в условиях экстремальных температур, и не дает сбоев, эффективно замечая опасность, предупреждая о ней машиниста и выполняя торможение в случае отсутствия его реакции. Нигде в мире подобной технологии еще нет!

Где еще применяется беспилотный транспорт?

В сельском хозяйстве. Например, та же компания Cognitive Pilot создала Cognitive Agro Pilot — систему автономного управления сельскохозяйственной техникой (зерноуборочным комбайном, трактором, опрыскивателем) на базе технологий искусственного интеллекта. Она позволяет доверить управление машиной роботу-помощнику, а оператору сконцентрироваться на контроле качества обработки поля или уборки урожая.

В отличие от автомобиля комбайн — это сложная совокупность систем, целая подвижная «фабрика». Помимо самого движения комбайны выполняют еще десятки процедур по уборке урожая, и механизатору бывает непросто уследить за всем сразу. Теперь же человек сможет контролировать только ключевые функции, предоставив наиболее сложную из них — управление движением — роботу.

Cognitive Agro Pilot промышленно работает уже более чем на 1000 комбайнах в 35 регионах России, а также за рубежом.

С 2021 года, впервые в мире, ИИ-автопилот Cognitive Agro Pilot серийно устанавливается на тракторы Петербургского тракторного завода. Сегодня умные машины закончили испытания и начали поступать в хозяйства.

По словам специалистов Cognitive Pilot, трактор с автопилотом способен повысить производительность обработки почвы до 20%, экономию семян до 40% и урожайность — до 10%.

К 2024 — 2035 годам разработчики рассчитывают выпустить полностью беспилотную версию трактора.

 

Вячеслав Кокуркин