В июне этого года Международный детский центр «Артек» отметил 100-летний юбилей. За свою вековую историю «Артек» прошел долгий путь, превратившись из небольшого детского лечебного санатория в настоящую страну детства. При этом он сохранил главное: сочетая спортивные мероприятия и учебные программы, центр остается уникальной средой для образовательного и оздоровительного детского отдыха. Что входит в распорядок дня и как педагоги помогают школьникам сформировать полезные привычки, читайте в нашем материале.
Природа и климат
Территорию, на которой расположен международный детский центр (МДЦ), можно назвать уникальной. Морские пейзажи Черного моря, гора Аю-Даг (о происхождении ее названия мы рассказывали в этом материале), оливковые рощи и чистый воздух — все это есть в поселке Гурзуф, где находится знаменитый «Артек».
О местных ландшафтах и особых климатических условиях было известно еще до появления детского санатория. В XIX веке в южной части полуострова для царской семьи и аристократии обустраивали дворцы и парки, возводили летние усадьбы и организовывали курорты. С тех времен людей привлекает здесь не только природа, но и субтропический климат. Крымские горы защищают регион от вторжения холодного арктического воздуха, делая зиму теплой (в январе столбик термометра редко опускается ниже +4°C), а жаркое лето смягчается морскими бризами.
Сегодня международный центр занимает площадь в 218 гектаров, причем из них 102 гектара принадлежат парковым ансамблям, включающим более тысячи видов деревьев и кустарников. Такие зоны, гармонично встроенные в современную инфраструктуру центра, позволяют сберечь видовое разнообразие на территории и поддерживать комфортные условия для отдыха.
Физическое воспитание
Все эти географические и климатические особенности делают «Артек» идеальным местом для здорового и активного отдыха, где каждый участник смены может выбрать занятия по душе: от дзюдо и футбола до йоги и танцев. Желающие освоить парусный спорт или, например, заняться виндсерфингом, могут вступить в команды «Шкиперы Черного моря», «Морской каякинг», «Паруса Артека», «Морская связь» и другие профильные морские отряды.
«Мы создаем среду, в которой каждый ребенок может раскрыть свой потенциал, независимо от его способностей. Участие в творческих и спортивных мероприятиях помогает ребятам развивать важные навыки и компетенции. “Артек” остается тем самым уникальным местом, где дети “выходят из телефонов”. Благодаря насыщенной образовательной, событийной программе время, проведенное с гаджетами, снижается до минимума», — отмечает Константин Федоренко.
Крепкий сон и здоровое питание
Важную роль в приобщении к здоровому образу жизни артековцев играют тематические образовательные программы, которые проводят партнеры МДЦ, ведущие российские вузы. Одну из таких смен под названием «Медицина: назад в будущее» ближайшей осенью проведет совместно с детским центром Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ). Эксперты не только обсудят, что скрывается за понятием «здоровый образ жизни», но и познакомят ребят с разными медицинскими направлениями.
«Например, травматолог расскажет, как устроен опорно-двигательный аппарат, стоматолог — о гигиене полости рта, а кардиолог — как и зачем следить за своим давлением, в каких случаях оказывать первую помощь. Это будет насыщенная программа, в которой примут участие 15 специалистов, профессоров, доцентов и ординаторов. Мы везем с собой оборудование и планируем провести занятия в интерактивной форме, так что ребята точно не будут скучать», — рассказывает и.о. проректора по последипломному образованию и профессор кафедры эндокринологии РостГМУ, доктор медицинских наук Ирина Хрипун.
Она отметила, что условия, созданные в детском центре, уже сами по себе позволяют приобщиться к здоровому образу жизни и сформировать у школьников полезные привычки. Ведь в обычной жизни дети зачастую не соблюдают режим сна и культуру здорового питания.
«Здесь у детей достаточно интенсивный график: активный отдых, прогулки, экскурсии. На тематических сменах нужно еще и освоить учебную программу. Поэтому необходимо, чтобы сон длился 8-9 часов, физические нагрузки грамотно распределялись, а меню было сбалансированным. Следует учитывать возрастные особенности школьников, в том числе дневной сон для младших групп», — комментирует Ирина Хрипун.
Медицинские отряды
В работе штатных врачей «Артека» участвуют специалисты Ростовского государственного медицинского университета, которые круглогодично проходят практическую подготовку на базе медико-санитарной части детского центра. Такая практика позволяет ординаторам изучить специфику организации медпомощи в детских загородных лагерях.
«Прежде чем приступить к работе, наши педиатры и травматологи готовятся в симуляционном центре. Вместе с медперсоналом “Артека” они встречают детей, проводят осмотр, проверяют медицинскую документацию, участвуют в ночных дежурствах», — делится Ирина Хрипун.
Психологическая поддержка
Для ребят, особенно тех, кто впервые приезжает в детский лагерь, участие в смене может быть волнительным событием. Дети могут не сразу привыкнуть к новым условиям, испытывать трудности в общении, тосковать по дому. Как правило, каждый ребенок проходит период адаптации: к новому коллективу, вожатым, программе, распорядку дня. Тревожиться могут и родители, переживая о комфорте ребенка.
«Если в течение первых 3-5 дней ребенок не находит себе приятелей, единомышленников или хотя бы интересующее его занятие, то зачастую такому ребенку не понравится пребывание в лагере. Для успешной адаптации необходимо с первых дней смены включать детей в совместную деятельность», — объясняет руководитель управления психологического сопровождения МДЦ «Артек» Наталья Гончарова. Эксперт подчеркнула, что дети разных возрастных групп имеют разные потребности, интересы и темперамент, поэтому важен индивидуальный подход.
Для этого в «Артеке» предусмотрен организационный период смены, в котором участвуют вожатые, воспитатели, психологи. Они проводят для детей игры на знакомство, выявление способностей и интересов, обсуждают общие правила, совместные традиции, планы и цели. На протяжении всей смены предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение: развивающие занятия, тренинги на формирование команды и исследования психологической атмосферы в отрядах.
«Лучшая поддержка в ситуации, когда ребенок испытывает стресс без родителей — дать понять, что ему помогут, что в него верят и он с этой нагрузкой справится. Смена в “Артеке” — это маленькая жизнь, но в то же время — огромный опыт самостоятельной жизни для вашего ребенка. И от того, как он проведет это время, будет зависеть его дальнейшая способность адаптироваться к новым условиям, достигать вершин и завоевывать авторитет в коллективе», — говорит руководитель управления психологического сопровождения МДЦ «Артек».
Научный подход
Сегодня к детскому отдыху в нашей стране предъявляются серьезные требования. Чтобы в полной мере обеспечить реализацию социальных ожиданий, нужны своего рода ориентиры и эталоны — одним из них по праву являются традиции «Артека».
Артековская культура работы с детьми дарила участникам лагерных смен исключительные по силе эмоции, приобщала их к культурным образцам, заряжала позитивными ценностями дружбы. Этих результатов удавалось достичь за счет атмосферы праздника, художественного творчества, разнообразия содержания и форм коллективных занятий, особых детско-взрослых отношений.
«Главная проблема сферы отдыха и оздоровления детей состоит в сложности накопления нормативных представлений, слишком быстро меняются поколения работников, слабо функционируют механизмы культурной преемственности. Такие обстоятельства могут быть преодолены, если науке о детском отдыхе придавать исключительную роль, создавать необходимую исследовательскую инфраструктуру (НИИ и лаборатории, разрабатывающие проблемы в режиме конкуренции), обеспечивать систематичность научного диалога (конференции, журналы, публикующие результаты исследований)», — подчеркивает Борис Куприянов.
По его словам, центров изучения летнего отдыха в настоящее время в стране не так много. В то же время именно масштабные программы исследований позволят повысить эффективность решения воспитательных задач, квалифицированно готовить вожатых и вывести детский отдых на новый качественный уровень, считает эксперт.
Анна Шиховец