Каникулы с пользой: научный взгляд на детский отдых в МДЦ «Артек»

В июне этого года Международный детский центр «Артек» отметил 100-летний юбилей. За свою вековую историю «Артек» прошел долгий путь, превратившись из небольшого детского лечебного санатория в настоящую страну детства. При этом он сохранил главное: сочетая спортивные мероприятия и учебные программы, центр остается уникальной средой для образовательного и оздоровительного детского отдыха. Что входит в распорядок дня и как педагоги помогают школьникам сформировать полезные привычки, читайте в нашем материале.


Природа и климат

Территорию, на которой расположен международный детский центр (МДЦ), можно назвать уникальной. Морские пейзажи Черного моря, гора Аю-Даг (о происхождении ее названия мы рассказывали в этом материале), оливковые рощи и чистый воздух — все это есть в поселке Гурзуф, где находится знаменитый «Артек».

О местных ландшафтах и особых климатических условиях было известно еще до появления детского санатория. В XIX веке в южной части полуострова для царской семьи и аристократии обустраивали дворцы и парки, возводили летние усадьбы и организовывали курорты. С тех времен людей привлекает здесь не только природа, но и субтропический климат. Крымские горы защищают регион от вторжения холодного арктического воздуха, делая зиму теплой (в январе столбик термометра редко опускается ниже +4°C), а жаркое лето смягчается морскими бризами.

«Конечно, географическое расположение повлияло на образовательную программу “Артека”. Каждую смену артековцы выходят в море на шлюпках, ходят в походы. На нашей территории функционирует биосферная станция, где ребята занимаются изучением местной флоры и фауны. Регулярно проводятся экологические акции по очистке побережья и территории лагеря, в которых участвуют дети и взрослые», — рассказывает директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко.

Сегодня международный центр занимает площадь в 218 гектаров, причем из них 102 гектара принадлежат парковым ансамблям, включающим более тысячи видов деревьев и кустарников. Такие зоны, гармонично встроенные в современную инфраструктуру центра, позволяют сберечь видовое разнообразие на территории и поддерживать комфортные условия для отдыха.

Физическое воспитание

Все эти географические и климатические особенности делают «Артек» идеальным местом для здорового и активного отдыха, где каждый участник смены может выбрать занятия по душе: от дзюдо и футбола до йоги и танцев. Желающие освоить парусный спорт или, например, заняться виндсерфингом, могут вступить в команды «Шкиперы Черного моря», «Морской каякинг», «Паруса Артека», «Морская связь» и другие профильные морские отряды.

В спортивную базу «Артек» входит центральный стадион на семь тысяч мест, футбольное поле и Дворец спорта — огромный комплекс с площадками для игры в волейбол и баскетбол, залами для настольного тенниса, аэробики, вольной борьбы, а также шахматным классом и пневматическим тиром. Помимо круглогодичного бассейна, в летний период работают три открытых бассейна с морской водой.

«Мы создаем среду, в которой каждый ребенок может раскрыть свой потенциал, независимо от его способностей. Участие в творческих и спортивных мероприятиях помогает ребятам развивать важные навыки и компетенции. “Артек” остается тем самым уникальным местом, где дети “выходят из телефонов”. Благодаря насыщенной образовательной, событийной программе время, проведенное с гаджетами, снижается до минимума», — отмечает Константин Федоренко.

Крепкий сон и здоровое питание

Важную роль в приобщении к здоровому образу жизни артековцев играют тематические образовательные программы, которые проводят партнеры МДЦ, ведущие российские вузы. Одну из таких смен под названием «Медицина: назад в будущее» ближайшей осенью проведет совместно с детским центром Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ). Эксперты не только обсудят, что скрывается за понятием «здоровый образ жизни», но и познакомят ребят с разными медицинскими направлениями.


«Например, травматолог расскажет, как устроен опорно-двигательный аппарат, стоматолог — о гигиене полости рта, а кардиолог — как и зачем следить за своим давлением, в каких случаях оказывать первую помощь. Это будет насыщенная программа, в которой примут участие 15 специалистов, профессоров, доцентов и ординаторов. Мы везем с собой оборудование и планируем провести занятия в интерактивной форме, так что ребята точно не будут скучать», — рассказывает и.о. проректора по последипломному образованию и профессор кафедры эндокринологии РостГМУ, доктор медицинских наук Ирина Хрипун.

Она отметила, что условия, созданные в детском центре, уже сами по себе позволяют приобщиться к здоровому образу жизни и сформировать у школьников полезные привычки. Ведь в обычной жизни дети зачастую не соблюдают режим сна и культуру здорового питания.

В «Артеке» распорядок дня точно расписан: от подъема с утренней гимнастикой до отбоя в 22:30. Питание — комплексное, пятиразовое. Меню составлено с учетом повышенной физической активности участников смен. При таких условиях обменные процессы в организме ускоряются, поэтому в рацион входит большое количество питательных элементов.

«Здесь у детей достаточно интенсивный график: активный отдых, прогулки, экскурсии. На тематических сменах нужно еще и освоить учебную программу. Поэтому необходимо, чтобы сон длился 8-9 часов, физические нагрузки грамотно распределялись, а меню было сбалансированным. Следует учитывать возрастные особенности школьников, в том числе дневной сон для младших групп», — комментирует Ирина Хрипун.

Медицинские отряды

Еще один важный компонент в организации здорового отдыха в детском лагере — безопасность. В «Артеке» действует входной четырехэтапный медицинский контроль перед зачислением ребенка в отряд: в местах прибытия, медицинском пункте базы-гостиницы МДЦ в Симферополе, по прибытии в международный детский центр, а также в медпунктах детских лагерей — «Хрустального», «Янтарного», «Лесного» и других.

В работе штатных врачей «Артека» участвуют специалисты Ростовского государственного медицинского университета, которые круглогодично проходят практическую подготовку на базе медико-санитарной части детского центра. Такая практика позволяет ординаторам изучить специфику организации медпомощи в детских загородных лагерях.

«Прежде чем приступить к работе, наши педиатры и травматологи готовятся в симуляционном центре. Вместе с медперсоналом “Артека” они встречают детей, проводят осмотр, проверяют медицинскую документацию, участвуют в ночных дежурствах», — делится Ирина Хрипун.

Пройти профильное обучение и познакомиться с медицинскими профессиями могут и сами артековцы. В международном детском центре есть свои медицинские отряды — «Юные защитники здоровья». С помощью тренажеров ребята изучают основы анатомии и первой помощи. И даже осваивают фитотерапию — на экскурсиях по окрестностям горы Аю-Даг и лавандовым полям. Такая образовательная программа составлена при участии Национального научно-практического центра здоровья детей.

Психологическая поддержка

Для ребят, особенно тех, кто впервые приезжает в детский лагерь, участие в смене может быть волнительным событием. Дети могут не сразу привыкнуть к новым условиям, испытывать трудности в общении, тосковать по дому. Как правило, каждый ребенок проходит период адаптации: к новому коллективу, вожатым, программе, распорядку дня. Тревожиться могут и родители, переживая о комфорте ребенка.


«Если в течение первых 3-5 дней ребенок не находит себе приятелей, единомышленников или хотя бы интересующее его занятие, то зачастую такому ребенку не понравится пребывание в лагере. Для успешной адаптации необходимо с первых дней смены включать детей в совместную деятельность», — объясняет руководитель управления психологического сопровождения МДЦ «Артек» Наталья Гончарова. Эксперт подчеркнула, что дети разных возрастных групп имеют разные потребности, интересы и темперамент, поэтому важен индивидуальный подход.

Для этого в «Артеке» предусмотрен организационный период смены, в котором участвуют вожатые, воспитатели, психологи. Они проводят для детей игры на знакомство, выявление способностей и интересов, обсуждают общие правила, совместные традиции, планы и цели. На протяжении всей смены предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение: развивающие занятия, тренинги на формирование команды и исследования психологической атмосферы в отрядах.

Необходимо помнить, что пребывание в детском лагере — это возможность для ребенка стать более самостоятельным и раскрыть свои таланты, утверждает специалист. С родителями важно проговорить волнующие их вопросы и трудности, с которыми могут столкнуться дети, способы их решения.

«Лучшая поддержка в ситуации, когда ребенок испытывает стресс без родителей — дать понять, что ему помогут, что в него верят и он с этой нагрузкой справится. Смена в “Артеке” — это маленькая жизнь, но в то же время — огромный опыт самостоятельной жизни для вашего ребенка. И от того, как он проведет это время, будет зависеть его дальнейшая способность адаптироваться к новым условиям, достигать вершин и завоевывать авторитет в коллективе», — говорит руководитель управления психологического сопровождения МДЦ «Артек».

Научный подход

Сегодня к детскому отдыху в нашей стране предъявляются серьезные требования. Чтобы в полной мере обеспечить реализацию социальных ожиданий, нужны своего рода ориентиры и эталоны — одним из них по праву являются традиции «Артека».

«Культуру артековского воспитания в свое время создали несколько поколений советских педагогов. Можно называть множество замечательных людей, но как не упомянуть блестящего режиссера массовых праздников, начальника Главного Управления “Артека”, Германа Петровича Черного. Еще один выдающийся педагог-новатор — Евгений Александрович Васильев (начальник детского лагеря «Лесной» в 1965–2003 годы). Он ориентировал вожатых на индивидуальную помощь каждому ребенку в поиске своего места в насыщенной жизни “Артека”», — делится профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор педагогических наук Борис Куприянов.

Артековская культура работы с детьми дарила участникам лагерных смен исключительные по силе эмоции, приобщала их к культурным образцам, заряжала позитивными ценностями дружбы. Этих результатов удавалось достичь за счет атмосферы праздника, художественного творчества, разнообразия содержания и форм коллективных занятий, особых детско-взрослых отношений. 

Международный детский центр продолжает следовать в своем фарватере, говорит специалист. Современному поколению артековцев предоставляется возможность пробовать себя в научной, художественной, спортивной сферах, участвовать в различных проектах, знакомится с представителями множества профессий. По мнению профессора МГПУ, исследования опыта «Артека» сегодня крайне важны для развития современной науки о детском отдыхе.

«Главная проблема сферы отдыха и оздоровления детей состоит в сложности накопления нормативных представлений, слишком быстро меняются поколения работников, слабо функционируют механизмы культурной преемственности. Такие обстоятельства могут быть преодолены, если науке о детском отдыхе придавать исключительную роль, создавать необходимую исследовательскую инфраструктуру (НИИ и лаборатории, разрабатывающие проблемы в режиме конкуренции), обеспечивать систематичность научного диалога (конференции, журналы, публикующие результаты исследований)», — подчеркивает Борис Куприянов.


По его словам, центров изучения летнего отдыха в настоящее время в стране не так много. В то же время именно масштабные программы исследований позволят повысить эффективность решения воспитательных задач, квалифицированно готовить вожатых и вывести детский отдых на новый качественный уровень, считает эксперт.


Анна Шиховец