Холуйская лаковая миниатюра: от церковной живописи к изображению научных открытий

В России существует всего четыре центра лаковой миниатюрной живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстера, каждый из которых обладает своими особенностями. В Хо́луе миниатюры пишут темперой по рецептуре, пришедшей из иконописи. Церковная живопись повлияла и на облик героев сюжетов, для которых характерны монументальность и духовная сила. Хотя сегодня тематика миниатюр разнообразна, в числе сюжетов можно найти как Олимпиаду, так и научные исследования. Эксперты и мастера рассказали об истории промысла, новых проектах Холуйской художественной фабрики и раскрыли уникальную технологию изготовления изделий, работа над которыми в среднем занимает около полугода.


Как ивановские «фараоны» писали иконы

В Ивановской области жителей села Холуй издавна сравнивают с египтянами и даже называют «фараонами». Местная река Теза, как и Нил до строительства плотины, выходит из берегов, затапливая окрестности. Находчивые холуяне даже придумали термин «офараониться», то есть попасть в воды Тезы во время разлива. По одной из версий, название села происходит от слова «холуй» или «холуйник», это приспособление для ловли рыбы, рыболовный плетень. Краеведы уточняют, что рыбы в реке действительно было много, улов нередко возили на продажу. Впервые о селе упоминают в 1546 году, в грамоте Ивана Грозного речь идет об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц.

«В середине XVI века слобода Холуй принадлежала Троице-Сергиевой лавре, и до введения монастырских штатов в 1764 году здесь существовал устроенный лаврой Троицкий монастырь со своими солеварнями и дворами. Все это способствовало распространению среди холуян иконописи, смышленых мальчиков посылали на обучение в Троице-Сергиеву лавру. В 1882–1883 гг. Владимирское братство благоверного великого князя Александра Невского откроет в Холуе рисовальные классы, а затем школу иконописи», — объяснила Людмила Пирогова, заслуженный работник культуры РФ.

В конце XIX века Холуй стал крупным торговым селом, в волости проживали 6186 человек. В частных мастерских учеников обучали «подсадничеством», то есть закрепляли за определенным мастером, у которого нужно было перенять навык. Как рассказывает Людмила Пирогова, готовили учеников по разным направлениям: грунтовщиков, знаменщиков, личников, доличников, позолотчиков и прочих.

В 1901 году Комитет попечительства о русской иконописи под покровительством императора Николая II открыл в селе иконописную школу (учебные мастерские), где обучение продолжалось четыре года. Сначала ученики делали копии по книгам иконных образцов (прорисей) и только после этого допускались к копированию самих икон. Впоследствии выпускников школы обучали сразу двум направлениям иконописи — доличному и личному письму. Иконы холуян пользовались спросом в Вологодской, Санкт-Петербургской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях, целые обозы с иконами отправляли в Сибирь. Заказывали образа у холуян и другие страны: Болгария, Сербия и Македония.


Революция в искусстве

Основоположники холуйской лаковой миниатюры Сергей Мокин и Константин Костерин родились в семьях иконописцев. Как и еще один основатель промысла Василий Пузанов-Молев, они окончили Холуйскую учебную иконописную мастерскую. До революции писали иконы, участвовали в росписи храмов, а в годы «иконоборчества» после запрета писать образа начались поиски новых форм искусства. Художники пробовали себя в разных направлениях, расписывали изделия из дерева, писали маслом знаменитые «коврики», копируя известные картины. Но в 1934 поиски мастеров наконец увенчались успехом, была сформирована артель «Древней живописи». Художники остановили свой выбор на лаковой миниатюре, поначалу многое перенимая из других центров промысла — Палеха и Мстеры.


«Все три основателя промысла преподавали в Холуйской художественной профтехшколе, основанной в 1943 году. Их первый выпуск называют „золотым“, так как первым выпускникам школы были присвоены звания народных и заслуженных художников. В их числе Николай Бабурин, Борис Киселев, Николай Денисов и многие другие. Среди уникальных экспонатов нашего музея — ларец работы Киселева „Сказка о царе Салтане“, его размеры 5×3 см, а высота — всего 6 см. При этом на изделии изображены 44 персонажа, и нет ни одного похожего лица, выражения или детали одежды. Это невозможно повторить», — отметила директор Государственного музея Холуйского искусства Мария Мамина.


Сюжеты нового искусства отражали исторические события, фольклорные традиции, в числе тем были пейзажи, сказки, литературные образы, советская действительность и освоение космоса.

В 1960 году артель была преобразована в Художественную фабрику лаковой миниатюры. Пик развития промысла в советский период пришелся на 60–80-е годы ХХ века. Изделия мастеров получают всемирную известность, заказы поступают из стран Европы и Америки. Лучшие образцы пополняют фонды таких музеев, как Эрмитаж, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, художественные музеи и частные коллекции России и мира.

«В фондах нашего музея хранится более 5000 изделий, начиная от коллекции икон XVIII–XIX вв. и заканчивая современными изделиями мастеров лаковой миниатюрной живописи. При хранении экспонатов мы поддерживаем в помещении температуру 23°С и влажность воздуха — 53%. Что касается реставрации, то музей сотрудничает с костромским филиалом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря», — пояснила Мария Мамина.

От других центров лаковой миниатюры холуйское письмо отличают реалистичность пластических форм живописи, особая «игра цвета и света», а также акценты на изображении природы. В выставках холуйского музея участвуют около 40 художников: Владимир Блинов, Александр Смирнов, Владимир Седов, Петр Митяшин, Виктор Блинов и многие другие.

Как мастера создают «заготовку» изделия

Уникальные шкатулки делают из папье-маше, массы картона и клейстера. Картон послойно навивают на болванку, нанося на каждый его слой клейстер. После высыхания материал опускают на 40 минут в горячее льняное масло, а затем сутки сушат в печи при температуре 80°C. В опиловочном цехе из «навива» мастера делают заготовки изделий, соединяя детали клеем и методом прессовки. Неровности поверхности тщательно шлифуются. В Холуе в навивочном и опиловочном цехах работают только мужчины.

Далее «полуфабрикат» передают в цех грунтовки, где на него наносят 4 слоя смеси из льняного масла, глины и сажи. После нанесения каждого слоя изделие сушат не менее суток при температуре 80°C. Отшлифованный («вышкуренный») предмет передают в покрасочный цех. Традиционные холуйские шкатулки покрывают масляными красками. Изнутри изделие окрашивают красным цветом в четыре слоя, а снаружи его покрывают черным цветом. Поэтапно после каждого слоя предмет сушат в печи в течение одного дня при температуре 50°C. Завершив окрашивание, изделие покрывают бесцветным лаком и передают художнику для росписи.

Художественная роспись

Перед тем как приступить к росписи изделия, художник «пемзует» покрытую лаком поверхность, делая ее матовой. Для наметки рисунка авторы используют цировку (графью), а расписывают изделия тонкими кистями из колонка. Руку при этом кладут на «поставок» — специальную подставку, позволяющую точнее наносить рисунок. Рецептура красок была унаследована от иконописи, художники готовят темперу из порошкового пигмента, разведенного яичным желтком, водой и уксусом. Для Холуя характерны охристые и сине-зеленые цвета.


«Краски творим на стеклянной плите или гладкой каменной поверхности. Притирку делаем курантом — стеклянной пробкой или срезом камня. Когда получим консистенцию, как у сметаны, — краска готова. Как правило, фон у нашей холуйской миниатюры плотно записан, например, пейзажами или зданиями. Объемность изображения достигаем благодаря „пробелам“, высветляем выпуклые части изображения, мягко („плавью“) нанося больше светлых оттенков», — рассказала художница и экскурсовод фабрики Марина Родионова.

Технику нанесения красок «плавями» русская иконопись переняла из византийского искусства. Такой прием позволяет делать переходы от теневых деталей рисунка к более светлым плавными, едва различимыми мазками. Это и создает эффект «переливающегося» изображения. Еще один характерный элемент декора холуйской росписи — золотой орнамент. Узор часто обрамляет живописную часть изделия. Для работы художник берет сусальное золото (Au) в виде тонких листов.

«Золото для орнамента в течение часа растираем пальцем на блюдце. Добавляем туда гуммиарабик (вишневую смолу) и воду. На одну шкатулку уходит два листа сусального золота. После нанесения орнамента его нужно „зажечь“, чтобы он заблестел, для этого мы полируем его волчьим или агатовым клыком. Когда я рисую, стараюсь делать так, чтобы изделие понравилось, принесло радость тому, кто его получит. Выполняя свою работу хорошо, я чувствую себя счастливым человеком», — поделилась художница.

На расписанное изделие ставят логотип фабрики — жар-птицу и очертания Холуя. Далее предмет покрывают девятью слоями лака, после каждого покрытия изделие сушат в печи при температуре 50°C в течение суток. Полировку предмета выполняют вручную «шлифовальной шкуркой», убирая все неровности, и «наводят блеск» при помощи пасты ГОИ, содержащей оксид хрома (III) — Cr₂O₃.

Изготовление одного изделия занимает около шести месяцев, размеры предмета могут варьироваться от 3 см до нескольких метров. Впрочем, художники фабрики нередко принимают участие и в таких масштабных работах, как роспись храмов или оформление интерьеров. Например, художники Владимир Морозов, Сергей Дмитриев, Михаил Грязнов, Сергей Захаров, привлекая к проекту и других мастеров, расписали двери для дома Ирины Винер персонажами русских сказок.

Фабрика сегодня

На Холуйской художественной фабрике лаковой миниатюры работают 69 сотрудников, включая трех заслуженных художников России: Сергея Захарова, Бориса Новоселова и Сергея Дмитриева. Последним, кстати, был выполнен портрет для Президента РФ Владимира Путина. Художник Татьяна Милюшина стала автором настольного набора для председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Заказы на предприятие поступают от Совета Федерации, Службы внешней разведки РФ и от многих других структур и известных личностей. В 2024 году фабрика выпустила 2865 единиц продукции.

В числе наград предприятия есть медаль «Золотой Меркурий», одноименная национальная премия учреждена Торгово-промышленной палатой РФ и вручается за достижения в предпринимательской деятельности. Фабрику Холуя отметили за вклад в сохранение и развитие народных художественных промыслов России.

«В настоящее время мы разрабатываем проект программы для привлечения на предприятие молодых кадров. Будем закреплять новых специалистов за высокопрофессиональными сотрудниками фабрики, чтобы те могли напрямую учиться у лучших. Начинающим сотрудникам планируем выплачивать стипендию. Такой подход позволит нам не ждать прихода лучших специалистов, а выращивать их самим. Также мы стараемся обновлять оборудование, у нас появилась новая покрасочная камера, столярные станки и современный сушильный шкаф. Здание мы перевели на газовое отопление и заменили значительную часть осветительных приборов», — прокомментировал Дмитрий Кузнецов, директор Холуйской художественной фабрики лаковой миниатюры.

Новые сюжеты росписи отражают события и достижения современной России. Есть изделия, посвященные Олимпиаде 2014 года, 80-летию Победы и прочим памятным и юбилейным датам. Художники выпустили даже серию, посвященную российской науке. В настоящее время фабрика развивает не только новые направления в рамках лаковой миниатюры, например, украшения, сувениры, но и другие виды искусства — иконопись и графику. Интересно, что если после революции художникам пришлось отказаться от написания икон и заняться лаковой миниатюрой, то теперь значительная часть художников от миниатюры перешла к написанию образов. Контроль за качеством продукции осуществляет на предприятии Художественный совет, в который входят народные и заслуженные художники России.


Музейный фонд фабрики включает более 2 000 уникальных экспонатов, многие из которых стали для современных художников не просто образцами мастерства, а источниками вдохновения при разработке новых идей. Для туристов проводят экскурсии, приглашают посетить цеха предприятия и принять участие в мастер-классах по росписи изделий.

От «подсадничества» к университету

Если на заре зарождения промысла учеников обучали методом закрепления за мастером, то сегодня в Холуе можно поступить в институт лаковой миниатюрной живописи им. Н. Н. Харламова. Это филиал Российского университета традиционных художественных промыслов. Абитуриентам предлагают освоить специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ДПИ и НП). В процессе обучения студенты изучают техники лаковой миниатюрной живописи, иконописания и монументальной стенописи, а также такие дисциплины, как рисунок, живопись, история искусств и ДПИ и НП.

Мастер-классы для студентов института в Государственном музее Холуйского искусства проводят заслуженный художник России Сергей Дмитриев, член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО Сергей Теплов и другие известные художники. Так, перенимая опыт у лучших мастеров промысла, студенты получают возможности для развития своих навыков и творческого потенциала. Следите за новыми материалами серии «Культурный код», в которых мы рассказываем об уникальных народных художественных промыслах России.

Светлана Минеева