Скрипка в игольном ушке – это не продолжение сказки о Левше, а реальный экспонат. Когда-то советский микроминиатюрист и музыкант Эдуард Тер-Казарян создал миниатюру скрипки Страдивари – легендарного мастера XVII века. Ее можно увидеть в Цифровой коллекции Политехнического музея. О том, как художник строил свой удивительный микромир и какое наследие оставил потомкам, читайте в статье наука.рф.
Блохи-футболисты
Микроминиатюры – целое направление в искусстве. И Эдуард Тер-Казарян в нем признанный мастер. Есть мнение, что именно с его работ в середине XX века началась история советской микроминиатюры. Кстати, блоху он тоже мог подковать – и даже сразу нескольких, что доказал своей работой «Подкованные блохи, играющие в мяч».
Среди других известных произведений Тер-Казаряна есть сборная Франции по футболу, поместившаяся на рисовом зернышке, караван верблюдов в ушке иглы, бабочки на разрезанном волоске, фигурка саксофониста на половинке макового зерна и Чарли Чаплин с тростью, вырезанный из паутины.
Зачем автор помещал некоторые свои произведения в ушко иголки? Дело в том, что это помогало зрителю лучше представить реальный размер объекта, который он может увидеть только через микроскоп – с увеличением в 5000 раз!
Грани таланта
Способность к миниатюре проявилась у Тер-Казаряна еще в детстве. Он любил перерисовывать почтовые марки, делая их при этом совсем маленькими. Однако на этом таланты юного дарования не ограничивались, ему были интересны множество направлений.
Так, он вырос не только художником, но и скульптором, карикатуристом, музыкантом – играл на скрипке и даже выступал в Ереванской филармонии.
При этом молодой человек занимался и созданием музыкальных инструментов. Он, например, изготовил 7-миллиметровую скрипку в игольном ушке весом в 0,003 грамма. На вопрос о том, можно ли на ней играть, автор отвечал: «Да, если найдутся смычок и музыкант подходящего размера».
Искусство кроется в мелочах
Чуть ли не каждый раз мастеру приходилось создавать инструменты для своей работы самостоятельно. Так, для той же крохотной скрипки художник использовал алмазный резец, выточенный из небольшого бриллианта.
Миниатюрная «скрипка Страдивари» состоит из 56 деталей. Ее корпус Тер-Казарян сделал из резонирующей ели и покрыл лаком. Струны – из человеческих волос, разрезанных вдоль на 100 частей. По обычаю скрипичных мастеров художник даже оставил на деке свою подпись.
Интересно, что умение работать с настолько мелкими деталями пригождалось Тер-Казаряну в самых разных сферах. Например, он помогал изготавливать инструменты для микрохирургии – шприцы, наборы игл, которые позволяли проводить операции на головном мозге.
Большие «маленькие» рекорды
Всего на счету Эдуарда Тер-Казаряна более тысячи микроминиатюр, а десять из них попали в Книгу рекордов Гиннеса. Он также подарил некоторые из своих композиций в качестве сувениров лидеру ГДР Эриху Хонеккеру, Фиделю Кастро, королеве Елизавете II, Хрущеву, Сталину и многим другим знаменитым людям.
Кроме того, благодаря художнику в 1970-х в искусстве появилось новое явление – движущиеся микрофигуры. Первые такие экземпляры были показаны в 1975 году в Москве, в Политехническом музее.
Сегодня дело советского микроминиатюриста продолжает его внук – Эдуард Тер-Казарян-младший. В 2018 году в Ереване, где родился и жил его знаменитый дед, он создал музей, посвященный искусству миниатюры. Там представлены не только микрошедевры Тер-Казаряна, но и другие его произведения, в том числе реальные музыкальные инструменты, которые он делал на заказ.
Миниатюры Эдуарда Тер-Казаряна-младшего тоже украшают этот музей. Например, самый крохотный в мире «Маленький принц» высотой всего 0,8 мм. Мастер собрал его за четыре месяца из более чем 50 деталей.