Константин Ушинский: от оценки «слабо» до титула «учителя русских учителей»

Константина Ушинского называют «учителем русских учителей». Именно благодаря ему у России появилась своя научная педагогика – наука о воспитании. Однако мало кто знает, что он провалил выпускные экзамены в гимназии, а из Смольного института его уволили из-за слишком свободных взглядов.

К 200-летнему юбилею Ушинского Наука.рф в рамках инициативы «Юбилейные мероприятия» Десятилетия науки и технологий публикует десять фактов о великом педагоге.

 

Домашнее образование – залог успешного старта

Первым учителем Ушинского стала его мама Любовь Степановна – женщина образованная и интеллигентная. Она очень хорошо обучила своего сына основам всех необходимых ему наук, и по результатам вступительных испытаний Ушинский был сразу зачислен в третий класс гимназии, а не в первый. Намного позже Ушинский придет к выводу, что детям до 8, а в идеале до десяти лет необходимо обучаться дома в семье.

«Слабо» по математике – не приговор

Однако учеба в гимназии давалась ему с трудом. Он почти не делал домашние задания, зато очень много читал – и особенно книги по истории. С малых лет Ушинский проявлял художественные и поэтические таланты, а вот с математикой у будущего педагога не сложилось: его стабильной оценкой была минимальное «слабо». Во время учебы он даже смог самостоятельно выучить немецкий язык! Но этого оказалось недостаточно: Ушинский провалил выпускные экзамены и даже не получил аттестат о законченном среднем образовании. К счастью, в те времена этот документ не требовался для поступления в университет, а знаний и таланта Ушинскому, чтобы поступить, хватило.

Равное образование для всех!

Преподавать Ушинский начал еще во время учебы в университете: денег, которые присылала семья, ему не хватало, а увлечение театром – он очень любил театр и даже пытался сам написать пьесу – требовало дополнительных средств. Уже в те годы он размышлял о необходимости всеобщего просвещения и демократизации народного образования. Ушинский считал, что все заслуживают равных прав в обучении: благородные сословия и неблагородные, мужчины и женщины.

Свобода мысли будущего классика

Первое место работы Ушинского – Демидовский лицей в Ярославле. Отношения между педагогом и учащимися были очень простыми и даже дружескими, Ушинский старался избегать всяческих формальностей в общении. Это вызвало недовольство у руководства лицея, и за Ушинским установили негласный надзор. А после нескольких доносов ему пришлось и вовсе покинуть учебное заведение. Такая ситуация еще раз повторилась в педагогической карьере Ушинского: это сейчас он – классик педагогики. Однако в то время Ушинский был настоящим нонконформистом! Ломкой плохо, но стабильно работающих педагогических традиций, он часто наживал себе врагов и недоброжелателей, за что был уволен из нескольких учебных заведений – в том числе из знаменитого Смольного института.


Успешные педагогические реформы

Ушинский работал в двух необычных учебных заведениях – Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц. В обоих институтах он провел ряд педагогических реформ и перестроил учебный процесс так, что успеваемость воспитанников повысилась – а вместе с ней выросла и популярность самого педагога среди студентов. Например, в Гатчинском сиротском институте благодаря Ушинскому полностью исчезли воровство и вражда, а в Смольном отменили разделение учащихся на «благородных» и «неблагородных», стали преподавать на русском языке, а девушкам даже разрешили навещать свои семьи во время каникул и праздников.

Поездки за рубеж с пользой для России

Ушинский много ездил за границу. Так, по поручению императрицы Марии Александровны (жены императора Александра II) он отправился в длительную командировку, чтобы изучить педагогический опыт нескольких европейских стран: Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Находясь за рубежом, он изучал состояние женского образования, постановку начального обучения, а также издал свой самый известный труд – книгу для классного чтения «Родное слово», которая предназначалась для обучения детей грамоте, и методическое пособие к ней.

Педагогические четверги

Однако Ушинский понимал, что много чему можно научиться и у своих коллег-соотечественников. В своей квартире в Петербурге он регулярно проводил «Педагогические четверги» – собрания, на которых учителя со всего Петербурга обменивались идеями и опытом.


Вспыльчивый воспитатель

По характеру Константин Ушинский был довольно вспыльчив, но пытался бороться с этим недостатком – в частности, при помощи железной дисциплины и выверенным до минут распорядком дня. Он вел дневник, куда записывал установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью – признание, что не сдержался и разгорячился на уроке. Больше всего Ушинского раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях – зато лекции он читал увлекательно. По причине вспыльчивости он сам не учил грамоте своих детей: теория ему была ближе, чем практика.

Человек как предмет воспитания

Итогом трудов Ушинского стал двухтомник «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». В этой работе он сформулировал свой главный педагогический принцип: цель воспитания – формирование активной творческой личности, для которой физический и умственный труд – естественные занятия и высшая ценность.

Педагогическое наследие

Имя Ушинского носит Научная педагогическая библиотека в Москве, фонды фонды насчитывают свыше 1,7 млн единиц хранения – книг, журналов, газет, диссертаций по педагогике и психологии, а также архивов по истории образования. Также в его честь названы многие педагогические вузы в разных городах нашей страны.

Но лучше всего его наследие характеризуют посмертные издания его произведений. Так, двухтомник «Человек как предмет воспитания» был переиздан десять раз, пособие «Детский мир» – тридцать раз за три десятка лет, а «Родное слово» до конца XIX века переиздавали более ста раз.