2025 год стал для Международного детского центра «Артек» по-настоящему насыщенным. В честь своего 100-летнего юбилея МДЦ провел серию масштабных мероприятий, погружающих участников в мир счастливого детства — творческие фестивали, концерты, конкурсы и, конечно, познавательные программы. В детский центр съехались представители крупнейших университетов и организаций, чтобы познакомить ребят с современными научными достижениями и технологиями.
Как прошла первая научная смена РАН? Что интересного показали артековцам на ИТ-фестивале? И какие образовательные программы ученые готовят для ребят в следующем году? Рассказываем в нашем материале.
Учиться, отдыхая
Президент РАН Геннадий Красников, выступивший на открытии исторической смены, отметил, что этот проект станет для участников «мостиком» в мир больших исследований. В звездный состав лекторов вошли академики Степан Калмыков, Юлия Горбунова и член-корреспонденты Александр Лутовинов, Кирилл Зыков и Андрей Наумов. Вместе с ними занятия проводили молодые преподаватели — студенты, аспиранты, специалисты ведущих университетов и НИИ.
«Наибольшее впечатление у школьников вызвали истории о достижениях и перспективах развития медицины: персонализированная медицина, забота о здоровье, вопросы о долголетии и гипотетическом бессмертии. А также связи разных наук с технологиями, например, фотоникой и ультрасовременными квантовыми технологиями, которым посвящен текущий Международный год ООН», — рассказывает руководитель Троицкого филиала Физического института имени П. Н. Лебедева, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета Андрей Наумов.
С помощью рефракторов, рефлекторов и зеркально-линзовых телескопов дети учились ориентироваться в звездном небе, наблюдали за «падающими звездами». Мастер-класс, посвященный космическим исследованиям и практической наблюдательной астрономии, провел кандидат физико-математических наук Антон Залыгин.
Изучить коллекции декоративных древесных и травянистых растений, насчитывающие более 6000 видов, и свыше 11 000 сортов персика, абрикоса, алычи, черешни и других культур — еще один пункт программы. Ребята смогли прогуляться по Никитскому ботаническому саду РАН, одному из старейших научно-исследовательских учреждений и крупнейшему в стране хранилищу видового и сортового разнообразия южных плодовых культур. Директор сада, академик РАН Юрий Плугатарь рассказал участникам смены, какие исследования здесь проводят.
Подобные проекты, по мнению ученого, играют значимую роль в образовании. Человек ежедневно сталкивается с огромными объемами информации, ценность и достоверность которой зачастую сложно оценить. На этом фоне своего рода «знаком качества» становятся мероприятия от ведущей экспертной организации страны — Российской академии наук. Дети интуитивно понимают эксклюзивность такого контента, что и является важнейшим стимулом заинтересованности.
Эффект присутствия
Еще одним масштабным научным событием стал ИТ-фестиваль «От мечты к прогрессу». Этим летом на территории лагерей «Лесной» и «Полевой» свои площадки организовали крупнейшие вузы и технологические компании, чтобы показать ребятам, на что способны цифровые инновации в строительстве, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях.
Погрузиться в атмосферу жизни на борту Международной космической станции, прочувствовать масштабы и сложность космических технологий дети смогли с помощью VR-очков, создающих полный эффект присутствия на МКС. С такими технологиями, а также трендами в авиации и космосе ребят познакомили сотрудники Московского авиационного института (МАИ).
Заинтересовать наукой современную молодежь — поколение так называемых цифровых нативов, восприимчивых к технологиям — не сложно, делится опытом Мария Булакина. Необходимо создать правильную среду и вооружиться подходящими методами обучения: чаще показывать, а не рассказывать. Преподносить информацию в игровой форме. На одном из мастер-классов ребята учились собирать модели самолетов, а заодно изучили основные элементы конструкции летательного аппарата — фюзеляж, крыло, оперение, — постигая принципы аэродинамики.
«За короткую смену ребенок должен уйти с ощущением достижения: собранной моделью, полученным сертификатом, решенной задачей. Это дает мотивацию двигаться дальше. Нужно говорить с молодежью на ее языке и о том, что у всех на слуху: искусственный интеллект, виртуальная реальность, беспилотники. Мы показываем, что наука — это не скучные учебники, а передний край технологий, определяющий наше будущее», — считает кандидат технических наук.
По ее словам, подобные фестивали для школьников — хорошая возможность узнать больше о профессиях (а для кого-то и сделать выбор в пользу одной из них). Поэтому на площадке Московского авиационного института в «Артеке» школьники увидели не только прошлые достижения в области авиации и космонавтики, но и будущее, которое они могут создавать своими руками.
«Мы объясняем, что авиация и космос — это одно из главных направлений развития России. Здесь реализуются крупные национальные проекты. Нам важно показать ребятам, что, выбрав эту сферу, они становятся частью большой команды, отвечающей за безопасность страны, ее престиж и лидерство в мире. Мы в МАИ видим свою миссию в том, чтобы популяризировать этот подход среди талантливой молодежи», — подчеркивает начальник Управления «IT-Центр» МАИ Мария Булакина.
Нахимичить на «пятерку»
Увлекательные разработки для артековцев на фестивале подготовил и Самарский университет им. Королёва. На стенде вуза дети смогли изучить макет спутника «Аист-2Д» и ракеты-носителя «Союз», узнать, как работают нейросетевые технологии на примере «умной камеры»: устройство считывает образ человека для создания виртуального трехмерного аватара.
Недавно завершился финальный этап конкурса. Его участники осваивали дополнительную общеобразовательную программу на площадках «Артека»: постигали основы аналитической химии, проводили лабораторные и полевые исследования, изучали состав воды и почвы в живописных окрестностях черноморского побережья.
А для тех, кто пока только собирается попробовать свои силы в научных проектах, Самарский университет им. Королёва и МДЦ «Артек» запланировали как минимум три всероссийских конкурса: «Универсум» и новый сезон «Десять в минус девятой», которые стартуют в следующем году. А подать заявки на конкурс «Спутник» можно уже этой осенью, до конца ноября.
Путевка в мир науки
Уже в следующем году детский центр планирует расширить сотрудничество с научными организациями. Для участников смен будут организованы проекты по робототехнике, экологическому просвещению и цифровому творчеству. При этом акцент сделают на командной работе, формировании критического мышления и практическом применении знаний.
Например, в 2026 году РАН намерена провести еще одну научную смену, но принять участие в ней смогут уже больше ребят. В планах академии новые формы сотрудничества с детским центром — от участия в научной экспертизе проектов тематических партнеров «Артека» до проведения мероприятий в течение всего года: лекций, мастер-классов и встреч школьников с представителями РАН. Учителя школы «Артека» получат возможность пройти обучение по просветительским программам и курсы повышения квалификации, организованные при участии академии.
В ходе четвертой смены, которая пройдет в апреле следующего года, Московский авиационный институт организует программу «Авиация будущего», уже ставшей важной частью совместной работы МАИ и детского центра. Также в ближайшем будущем ожидаются новые ИТ-проекты. Партнерство института с «Артеком» позволит не только познакомить ребят с ключевыми направлениями в разных отраслях, но и поможет в поддержке талантливой молодежи.
По его словам, такое взаимодействие позволяет сделать обучение не только интересным, но и максимально близким к современным реалиям науки и техники. В условиях детского отдыха школьники осваивают исследовательские и творческие умения, получают доступ к научным экспериментам и образовательным программам, которые формируют у них чувство причастности к глобальному научному сообществу. Знакомство с технологическими и инженерными проектами, в свою очередь, помогает сделать осознанный выбор профессии и овладеть навыками, востребованными на рынке труда.
Все это сегодня делает «Артек» не только пространством для творчества и символом счастливого детства. Но и превращает его в центр, где дети становятся активными участниками мира науки и инноваций, что ценно для подготовки будущих поколений лидеров и исследователей.
Анна Шиховец