Кванты, медицина, космос: как «Артек» становится центром научных и образовательных программ для будущих исследователей

2025 год стал для Международного детского центра «Артек» по-настоящему насыщенным. В честь своего 100-летнего юбилея МДЦ провел серию масштабных мероприятий, погружающих участников в мир счастливого детства — творческие фестивали, концерты, конкурсы и, конечно, познавательные программы. В детский центр съехались представители крупнейших университетов и организаций, чтобы познакомить ребят с современными научными достижениями и технологиями.


Как прошла первая научная смена РАН? Что интересного показали артековцам на ИТ-фестивале? И какие образовательные программы ученые готовят для ребят в следующем году? Рассказываем в нашем материале.

Учиться, отдыхая

Первая образовательная программа от Российской академии наук стала одним из самых ярких научных событий в «Артеке». В течение трех недель школьники проходили интенсивный курс лекций и практических занятий под руководством заслуженных ученых РАН. Для ребят это стало настоящим погружением в научную сферу, объединяющую фундаментальные междисциплинарные исследования (например, астрофизика и медицина, ядерная физика и биология) и современные технологии в области электроники, энергетики, промышленности, транспорта, космонавтики, медицины.

Президент РАН Геннадий Красников, выступивший на открытии исторической смены, отметил, что этот проект станет для участников «мостиком» в мир больших исследований. В звездный состав лекторов вошли академики Степан Калмыков, Юлия Горбунова и член-корреспонденты Александр Лутовинов, Кирилл Зыков и Андрей Наумов. Вместе с ними занятия проводили молодые преподаватели — студенты, аспиранты, специалисты ведущих университетов и НИИ.


«Наибольшее впечатление у школьников вызвали истории о достижениях и перспективах развития медицины: персонализированная медицина, забота о здоровье, вопросы о долголетии и гипотетическом бессмертии. А также связи разных наук с технологиями, например, фотоникой и ультрасовременными квантовыми технологиями, которым посвящен текущий Международный год ООН», — рассказывает руководитель Троицкого филиала Физического института имени П. Н. Лебедева, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета Андрей Наумов.

С помощью рефракторов, рефлекторов и зеркально-линзовых телескопов дети учились ориентироваться в звездном небе, наблюдали за «падающими звездами». Мастер-класс, посвященный космическим исследованиям и практической наблюдательной астрономии, провел кандидат физико-математических наук Антон Залыгин.


Изучить коллекции декоративных древесных и травянистых растений, насчитывающие более 6000 видов, и свыше 11 000 сортов персика, абрикоса, алычи, черешни и других культур — еще один пункт программы. Ребята смогли прогуляться по Никитскому ботаническому саду РАН, одному из старейших научно-исследовательских учреждений и крупнейшему в стране хранилищу видового и сортового разнообразия южных плодовых культур. Директор сада, академик РАН Юрий Плугатарь рассказал участникам смены, какие исследования здесь проводят.

«На мой взгляд, смена прошла чрезвычайно успешно и продуктивно. Удалось реализовать ее основную концепцию: „учиться, отдыхая“. Школьники не были перегружены занятиями, хотя программа предусматривала лекционный материал, практики, лабораторные работы и даже астрономические наблюдения. Кроме того, смена была насыщена встречами с членами и профессорами РАН: выдающимися учеными, представляющими самые разные научные направления», — отмечает Андрей Наумов.

Подобные проекты, по мнению ученого, играют значимую роль в образовании. Человек ежедневно сталкивается с огромными объемами информации, ценность и достоверность которой зачастую сложно оценить. На этом фоне своего рода «знаком качества» становятся мероприятия от ведущей экспертной организации страны — Российской академии наук. Дети интуитивно понимают эксклюзивность такого контента, что и является важнейшим стимулом заинтересованности.

«Речь не только о конкретных знаниях, но и об информации „из первых рук“, в том числе от непосредственных свидетелей и участников открытий, историях, иногда драматических, а иногда и занимательных, комических. Ученые делятся, как это принято сейчас называть, „лайфхаками“. Это та самая смекалка, которая зачастую обеспечивала преимущество нашим российским научным школам: какой винтик подкрутить, чтобы лазер заработал максимально эффективно, как реализовать необычную химическую реакцию и многое другое», — объясняет эксперт.

Эффект присутствия

Еще одним масштабным научным событием стал ИТ-фестиваль «От мечты к прогрессу». Этим летом на территории лагерей «Лесной» и «Полевой» свои площадки организовали крупнейшие вузы и технологические компании, чтобы показать ребятам, на что способны цифровые инновации в строительстве, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях.


Погрузиться в атмосферу жизни на борту Международной космической станции, прочувствовать масштабы и сложность космических технологий дети смогли с помощью VR-очков, создающих полный эффект присутствия на МКС. С такими технологиями, а также трендами в авиации и космосе ребят познакомили сотрудники Московского авиационного института (МАИ).

«Для старшеклассников мы подготовили более продвинутый квест: „Обмани нейронную сеть“. Участники пробовали свои силы в prompt-инжиниринге — учились формулировать запросы к большой языковой модели так, чтобы обойти ее встроенные правила безопасности. Такой формат не только знакомит с одной из самых востребованных ИТ-специальностей, но и наглядно демонстрирует важность кибербезопасности в современном мире», — говорит начальник Управления «IT-Центр» МАИ, кандидат технических наук Мария Булакина.

Заинтересовать наукой современную молодежь — поколение так называемых цифровых нативов, восприимчивых к технологиям — не сложно, делится опытом Мария Булакина. Необходимо создать правильную среду и вооружиться подходящими методами обучения: чаще показывать, а не рассказывать. Преподносить информацию в игровой форме. На одном из мастер-классов ребята учились собирать модели самолетов, а заодно изучили основные элементы конструкции летательного аппарата — фюзеляж, крыло, оперение, — постигая принципы аэродинамики.


«За короткую смену ребенок должен уйти с ощущением достижения: собранной моделью, полученным сертификатом, решенной задачей. Это дает мотивацию двигаться дальше. Нужно говорить с молодежью на ее языке и о том, что у всех на слуху: искусственный интеллект, виртуальная реальность, беспилотники. Мы показываем, что наука — это не скучные учебники, а передний край технологий, определяющий наше будущее», — считает кандидат технических наук.

По ее словам, подобные фестивали для школьников — хорошая возможность узнать больше о профессиях (а для кого-то и сделать выбор в пользу одной из них). Поэтому на площадке Московского авиационного института в «Артеке» школьники увидели не только прошлые достижения в области авиации и космонавтики, но и будущее, которое они могут создавать своими руками.


«Мы объясняем, что авиация и космос — это одно из главных направлений развития России. Здесь реализуются крупные национальные проекты. Нам важно показать ребятам, что, выбрав эту сферу, они становятся частью большой команды, отвечающей за безопасность страны, ее престиж и лидерство в мире. Мы в МАИ видим свою миссию в том, чтобы популяризировать этот подход среди талантливой молодежи», — подчеркивает начальник Управления «IT-Центр» МАИ Мария Булакина.

Нахимичить на «пятерку»


Увлекательные разработки для артековцев на фестивале подготовил и Самарский университет им. Королёва. На стенде вуза дети смогли изучить макет спутника «Аист-2Д» и ракеты-носителя «Союз», узнать, как работают нейросетевые технологии на примере «умной камеры»: устройство считывает образ человека для создания виртуального трехмерного аватара.

Помимо этого, вуз совместно с международным детским центром организует Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ с международным участием «Десять в минус девятой». Хотя проект предназначен для школьников 7-10 классов, темы конкурсных работ посвящены достаточно серьезным и актуальным прикладным задачам: от разработки органических удобрений и антикоррозионных покрытий до космических наноматериалов и алмазных полупроводников в электронике.

Недавно завершился финальный этап конкурса. Его участники осваивали дополнительную общеобразовательную программу на площадках «Артека»: постигали основы аналитической химии, проводили лабораторные и полевые исследования, изучали состав воды и почвы в живописных окрестностях черноморского побережья.

«Занятия выстроены так, чтобы лекционный материал можно было в ближайшее время проверить на практике, поработав с настоящими реактивами. Участников конкурса ждут увлекательные химические опыты, которые никого не оставляют равнодушными. Ни один ребенок не смотрит на занятии в телефон, только если хочет сфотографировать результаты своих опытов, а это очень ценно для организаторов и педагогов программы. Значит, у нас все получается!» — рассказывает начальник отдела профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью Анастасия Попова.

А для тех, кто пока только собирается попробовать свои силы в научных проектах, Самарский университет им. Королёва и МДЦ «Артек» запланировали как минимум три всероссийских конкурса: «Универсум» и новый сезон «Десять в минус девятой», которые стартуют в следующем году. А подать заявки на конкурс «Спутник» можно уже этой осенью, до конца ноября.


Путевка в мир науки

Уже в следующем году детский центр планирует расширить сотрудничество с научными организациями. Для участников смен будут организованы проекты по робототехнике, экологическому просвещению и цифровому творчеству. При этом акцент сделают на командной работе, формировании критического мышления и практическом применении знаний.

«Целью будущих программ станет не только сохранение и развитие проверенных временем проектов, полюбившихся ребятам, но и внедрение новых инициатив, отвечающих современным вызовам и интересам целевых аудиторий. Для сотрудников центра также пройдут лекции и тренинги, разработанные вместе с экспертами научных институтов и корпоративного сектора. Темы охватят современные методики воспитания, умение работать с искусственным интеллектом, развитие креативных компетенций», — делится директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко.

Например, в 2026 году РАН намерена провести еще одну научную смену, но принять участие в ней смогут уже больше ребят. В планах академии новые формы сотрудничества с детским центром — от участия в научной экспертизе проектов тематических партнеров «Артека» до проведения мероприятий в течение всего года: лекций, мастер-классов и встреч школьников с представителями РАН. Учителя школы «Артека» получат возможность пройти обучение по просветительским программам и курсы повышения квалификации, организованные при участии академии.


В ходе четвертой смены, которая пройдет в апреле следующего года, Московский авиационный институт организует программу «Авиация будущего», уже ставшей важной частью совместной работы МАИ и детского центра. Также в ближайшем будущем ожидаются новые ИТ-проекты. Партнерство института с «Артеком» позволит не только познакомить ребят с ключевыми направлениями в разных отраслях, но и поможет в поддержке талантливой молодежи.

«Роль научных организаций, университетов и технологических компаний в развитии Международного детского центра „Артек“ невозможно переоценить. Благодаря сотрудничеству с ведущими научными и образовательными учреждениями, такими как Самарский университет, Курчатовский институт, РГО, „Школа 21“, фонд имени В. И. Вернадского, Ростовский государственный медицинский университет, Финансовый университет при Правительстве РФ, Южный федеральный университет, Объединенная двигателестроительная корпорация и многие другие, мы обеспечиваем детям уникальные возможности для вовлечения в настоящую большую науку», — подчеркивает Константин Федоренко.

По его словам, такое взаимодействие позволяет сделать обучение не только интересным, но и максимально близким к современным реалиям науки и техники. В условиях детского отдыха школьники осваивают исследовательские и творческие умения, получают доступ к научным экспериментам и образовательным программам, которые формируют у них чувство причастности к глобальному научному сообществу. Знакомство с технологическими и инженерными проектами, в свою очередь, помогает сделать осознанный выбор профессии и овладеть навыками, востребованными на рынке труда.


Все это сегодня делает «Артек» не только пространством для творчества и символом счастливого детства. Но и превращает его в центр, где дети становятся активными участниками мира науки и инноваций, что ценно для подготовки будущих поколений лидеров и исследователей.


Анна Шиховец