Простота форм, удлиненные пропорции и использование нескольких основных цветов (желтого, малинового, зеленого, синего и фиолетового) сделали филимоновскую игрушку узнаваемой во всем мире. В новом материале серии «Культурный код» эксперты и мастера расскажут об истории, технологии изготовления и влиянии игрушки на современные реалии в процессе развития промысла.
Создаваемые более 460 лет изделия сегодня вдохновляют дизайнеров и художников на работу над модными коллекциями и оригинальными авторскими проектами. Филимоновская игрушка, ставшая брендом Тульской области, названа в честь деревни Филимоново. По преданию, ее основал иконописец и гончар, обнаруживший здесь залежи керамического сырья.
История из глины
Точную дату появления игрушки установить не удалось, однако исследователи чаще всего ссылаются на XVI век, основываясь на первом упоминании деревни Филимоново в архивных документах 1565 года. Поселение принадлежало князю Владимиру Воротынскому, подарившему его Богородице-Рождественскому Анастасову монастырю. Интересно, что археологи нашли связь между игрушкой и гончарными изделиями IX–XI веков: черепки, обнаруженные при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов в поселке Одоеве, украшает тот же орнамент, что и филимоновскую игрушку.
«Самые ранние сведения о нашей игрушке относятся ко второй половине XIX века. В этот период промысел активно развивался, и изделия, особенно свистульки, пользовались большим спросом на ярмарках. Однако такие события XX века, как Первая мировая война, коллективизация и Великая Отечественная война, привели к упадку этого ремесла. Попытки возродить его начались в 60-х годах, когда возрос интерес к родной истории и культуре. В это время в Москве стали проводить выставки народных художественных промыслов, а ученые отправлялись в этнографические экспедиции», — рассказал Сергей Кузнецов, директор музея «Филимоновская игрушка» поселка Одоева, кандидат экономических наук.
Лепкой и росписью игрушки в промысле занимались исключительно женщины, передавая навык от бабушек к внучкам. В многодетных семьях матери были часто заняты домашними делами, поэтому девочки с раннего возраста осваивали технологию изготовления. К 7 годам многие из них уже хорошо лепили, чаще всего изготавливая свистульки, размером в 5-7 см, чтобы игрушка помещалась в детскую ладонь.
«В нашей семье потомственных мастеров Дербеневых-Карповых промысел передается из рук в руки. В каждом поколении лепили все мамы, бабушки, прабабушки. Игрушку формируют из единого куска, плавно переходя от одной части к другой и используя приёмы вытягивания и сглаживания. Слепив изделие ещё несколько раз возвращаешься к фигурке, поправляя и сглаживая ее формы. Сушим игрушки в естественных условиях, через неделю можно ставить их на обжиг», — объясняет Алла Гончарова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства г. Тулы.
Сюжеты «игрушечных» горок
Игрушки обжигали в дровяных горнах вместе с гончарными изделиями: махотками (горшками для молока), трубами для печей. Это и объясняет малое количество лепных деталей у игрушки. При обжиге изделия укладывали горкой, под давлением мелкие детали обламывались. Оттого и сформировался лаконичный по своему пластическому решению образ игрушки.
До 70-х годов ХХ века мастерицы расписывали изделия анилиновыми красками. Но когда игрушка приобрела всесоюзную известность, поступила заявка улучшить сохранность изделий. В результате стали использовать более стойкий нитролак.
В XX веке промысел «потеснило» массовое производство фабричных игрушек. Тем не менее, сохранить филимоновские изделия удалось благодаря мастерам, членам Союза художников СССР и России, проживающим в деревне Филимоново и в Туле. Это заслуга Александры Карповой, Евдокии Лукьяновой, Елены Евдокимовой, Ирины Бежиной, Аллы Гончаровой, Елены Палевской, Ольги Серегиной.
Важную роль в развитии промысла сыграл член Союза художников России Николай Денисов, открывший в Одоеве мастерскую филимоновской игрушки. До 1984 года он работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки в Загорске (Сергиевом Посаде), а затем вернулся на малую родину. Он привлек к промыслу группу профессиональных художников, которые переняли технологии у местных мастериц. То, что изготовлением игрушек начали заниматься мужчины, привнесло в промысел новые идеи и подходы к творческому процессу.
Обжиг как искусство
Сегодня керамисты при подготовке глины используют современное оборудование — экструдер, или глиномялку, которая перемешивает сырье. Авторы игрушек работают в своих домашних мастерских, одна из таких принадлежит Константину Кехаиди, народному мастеру России, окончившему Абрамцевское художественно-промышленное училище им. А. М. Васнецова.
«Промыслом я занимаюсь около 30 лет. Народное творчество требует времени для осмысления, поэтому в художественной школе, где я преподавал, мы включили в программу изучение основ ремесла. На моем фестивале керамики „Поляна“ мы применяли такую интересную массовую форму обжига изделий, как „бумажная печь“. Чтобы привлечь внимание людей к промыслу. На землю горкой складывали изделия и дрова, а затем покрывали их слоями шликера и бумаги. Эта „корка“ не сгорала и сохраняла необходимую температуру. В основании делали поддувала, а сверху формировали „трубу“. Сотни слоев бумаги укладывали сами участники фестиваля, на выходе они получали гору готовых изделий», — комментирует Константин Кехаиди.
Древний орнамент
Кроме нитролаков современные мастера используют и быстросохнущие акриловые краски. Они не содержат токсичных веществ, что делает их безопасными.
«Росписи меня учила моя бабушка. Основной цвет — желтый, его наносим первым, этот этап доверяют даже детям. Потом берем в работу малиновый, а в финале уже „зеленим“ изделие. Эту технологию я в точности передаю молодому поколению художников. Дополняем палитру сочетаниями этих же цветов, малиновый на желтом даст красный, а зеленый по желтому — насыщенный цвет травы. Если работать зеленым по малиновому, получим чернильный. Для нанесения краски мы используем кисти, которые давно заменили куриные перышки», — рассказала Елена Орлова.
Искусствоведы нередко находят сходство филимоновской игрушки с изделиями древних культур. Этим отчасти объясняется интерес к игрушке в других странах.
Сохранять или обновлять?
Каждого мастера отличает свой уникальный авторский стиль. Керамисты создают изделия разных размеров, выбирают холодные или теплые тона при росписи, ориентируются на определенные пластические образы и сюжеты. Отличаться могут и взгляды на развитие промысла.
«Игрушка должна оставаться традиционной, в этом ее ценность для будущих поколений. Оригинальные сюжеты дадут достоверное прочтение промысла, поэтому пластические образы нужно сохранять неизменными. Для мастеров высокого уровня огромный потенциал заключается именно в росписи. У художника, „понявшего“ игрушку, не будет ни одного „конвейерного“, одинакового изделия. Разными могут быть элементы одежды, орнамент, узоры. Если мастер изготовит 100 барынь, они все будут разными», — считает Алла Гончарова.
В отличие от керамической посуды филимоновскую игрушку никогда не покрывают глазурью, стекловидным слоем с оксидами металлов. Но мастер Константин Кехаиди экспериментирует как в этом направлении, так и с новыми сюжетами и формами.
«Чтобы стать профессионалом, нужно 10 лет непрерывно заниматься промыслом. Каждый мастер формирует свой авторский стиль, а обновление тем и сюжетов часто диктует сам материал. Мы общались с искусствоведами, некоторые выступают резко против любых новшеств. Но игрушка не музейный экспонат, промысел должен обновляться естественным путем. Если художник введет что-то несоответствующее художественным принципам или технологически неверное, оно не приживется. Всё чужеродное уйдет само как нежизнеспособное», — размышляет мастер.
В поисках новых форм
В 2009 году в Одоеве открыли музей «Филимоновская игрушка», собравший уникальные экспонаты советской эпохи и работы современных мастеров. Автором проекта стал Сергей Кузнецов, который сформировал также экспозиции, посвященные изделиям других регионов и даже стран. Посетители могут увидеть копии греческой игрушки 1400-1100 гг. до н. э., романовскую игрушку Липецкой области, каргопольскую из Архангельской и многие другие.
«Идеи для новых работ часто приходят с выставок и мастер-классов, которые мы проводим ежедневно в музее, детских садах и школах. Однажды дети спросили, почему среди наших игрушек нет котов и зайцев? Эти животные быстро вписались в промысел, как и созданная нами карусель. Однако восточные змеи и драконы не „прижились“ у наших мастеров. Интересным опытом стала работа с ТЮЗом, для спектакля мы изготовили игрушки размером 40 см», — отметила Елена Орлова.
«Автор этого творческого эксперимента — команда Школы креативных индустрий. Мы хотели не просто разместить яркий принт с орнаментом филимоновской игрушки, а создать коллекцию, имеющую художественную ценность. Так появились оригинальные платья, свитшоты, топы. Работу над коллекцией „Филимон“ продолжит студия дизайна, моды и текстиля „Мастрота“, добавив в нее новые элементы. В наших планах — посвятить следующие проекты другим традиционным тульским промыслам, например, белевскому кружеву», — рассказал Кирилл Кирюшин, заместитель директора по развитию Объединения центров развития культуры Тульской области.
На данный момент изготовлением игрушки занимаются всего 14 мастеров, которые не только сохраняют и развивают промысел, но и готовят новое поколение керамистов. Практически в каждой семье есть те, кто стремится продолжить семейную традицию. В новых материалах серии «Культурный код» мы расскажем о других уникальных и самобытных промыслах народов России.
• директора частного музея «Филимоновская игрушка» Сергея Кузнецова;
• замдиректора Объединения центров развития культуры Кирилла Кирюшина;
• потомственного мастера и директора Музея декоративно-прикладного и народного искусства Аллу Гончарову;
• народных мастеров России Елену Орлову и Константина Кехаиди.
Светлана Минеева