«Маленькое солнце»: как из серой глины рождается красочная филимоновская игрушка

Простота форм, удлиненные пропорции и использование нескольких основных цветов (желтого, малинового, зеленого, синего и фиолетового) сделали филимоновскую игрушку узнаваемой во всем мире. В новом материале серии «Культурный код» эксперты и мастера расскажут об истории, технологии изготовления и влиянии игрушки на современные реалии в процессе развития промысла. 


Создаваемые более 460 лет изделия сегодня вдохновляют дизайнеров и художников на работу над модными коллекциями и оригинальными авторскими проектами. Филимоновская игрушка, ставшая брендом Тульской области, названа в честь деревни Филимоново. По преданию, ее основал иконописец и гончар, обнаруживший здесь залежи керамического сырья.

История из глины

Точную дату появления игрушки установить не удалось, однако исследователи чаще всего ссылаются на XVI век, основываясь на первом упоминании деревни Филимоново в архивных документах 1565 года. Поселение принадлежало князю Владимиру Воротынскому, подарившему его Богородице-Рождественскому Анастасову монастырю. Интересно, что археологи нашли связь между игрушкой и гончарными изделиями IX–XI веков: черепки, обнаруженные при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов в поселке Одоеве, украшает тот же орнамент, что и филимоновскую игрушку.

«Самые ранние сведения о нашей игрушке относятся ко второй половине XIX века. В этот период промысел активно развивался, и изделия, особенно свистульки, пользовались большим спросом на ярмарках. Однако такие события XX века, как Первая мировая война, коллективизация и Великая Отечественная война, привели к упадку этого ремесла. Попытки возродить его начались в 60-х годах, когда возрос интерес к родной истории и культуре. В это время в Москве стали проводить выставки народных художественных промыслов, а ученые отправлялись в этнографические экспедиции», — рассказал Сергей Кузнецов, директор музея «Филимоновская игрушка» поселка Одоева, кандидат экономических наук.

Как и столетия назад, сырье мастера добывают на берегу реки Упы, недалеко от Филимоново. Серая по цвету глина, известная как «синика», получила название за свой синий отлив. Химический состав любой глины обычно включает кремнезем (SiO₂), оксид алюминия (Al₂O₃) и воду (H₂O). Основной минерал в глинах — каолинит (Al₂Si₂O₅(OH)₄), который содержит 47% оксида кремния, 39% оксида алюминия и 14% воды.

Лепкой и росписью игрушки в промысле занимались исключительно женщины, передавая навык от бабушек к внучкам. В многодетных семьях матери были часто заняты домашними делами, поэтому девочки с раннего возраста осваивали технологию изготовления. К 7 годам многие из них уже хорошо лепили, чаще всего изготавливая свистульки, размером в 5-7 см, чтобы игрушка помещалась в детскую ладонь.

«В нашей семье потомственных мастеров Дербеневых-Карповых промысел передается из рук в руки. В каждом поколении лепили все мамы, бабушки, прабабушки. Игрушку формируют из единого куска, плавно переходя от одной части к другой и используя приёмы вытягивания и сглаживания. Слепив изделие ещё несколько раз возвращаешься к фигурке, поправляя и сглаживая ее формы. Сушим игрушки в естественных условиях, через неделю можно ставить их на обжиг», — объясняет Алла Гончарова, директор Музея декоративно-прикладного и народного искусства г. Тулы.


Сюжеты «игрушечных» горок

Игрушки обжигали в дровяных горнах вместе с гончарными изделиями: махотками (горшками для молока), трубами для печей. Это и объясняет малое количество лепных деталей у игрушки. При обжиге изделия укладывали горкой, под давлением мелкие детали обламывались. Оттого и сформировался лаконичный по своему пластическому решению образ игрушки.

До 70-х годов ХХ века мастерицы расписывали изделия анилиновыми красками. Но когда игрушка приобрела всесоюзную известность, поступила заявка улучшить сохранность изделий. В результате стали использовать более стойкий нитролак.

«Наша игрушка — деревенская, поэтому такая добрая, ее называют „маленьким солнцем“. Сюжеты включают персонажей скотного и птичьего дворов: петухов и курочек, коней и коров, а также диких животных — лисиц и медведей. Из человеческих фигурок распространение получили солдаты и барыни. В 80-е годы моя бабушка Анна Дербенева создала новый авторский сюжет „Любота“. Танцующая пара солдата с барыней так полюбилась мастерам и покупателям, что осталась в промысле и стала его неотъемлемой частью», — поделилась Елена Орлова, народный мастер России.

В XX веке промысел «потеснило» массовое производство фабричных игрушек. Тем не менее, сохранить филимоновские изделия удалось благодаря мастерам, членам Союза художников СССР и России, проживающим в деревне Филимоново и в Туле. Это заслуга Александры Карповой, Евдокии Лукьяновой, Елены Евдокимовой, Ирины Бежиной, Аллы Гончаровой, Елены Палевской, Ольги Серегиной.

Важную роль в развитии промысла сыграл член Союза художников России Николай Денисов, открывший в Одоеве мастерскую филимоновской игрушки. До 1984 года он работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки в Загорске (Сергиевом Посаде), а затем вернулся на малую родину. Он привлек к промыслу группу профессиональных художников, которые переняли технологии у местных мастериц. То, что изготовлением игрушек начали заниматься мужчины, привнесло в промысел новые идеи и подходы к творческому процессу.


Обжиг как искусство

Сегодня керамисты при подготовке глины используют современное оборудование — экструдер, или глиномялку, которая перемешивает сырье. Авторы игрушек работают в своих домашних мастерских, одна из таких принадлежит Константину Кехаиди, народному мастеру России, окончившему Абрамцевское художественно-промышленное училище им. А. М. Васнецова.

В настоящее время горны заменили муфельные печи, изделия обжигают в них при температуре до 950-1000°C. Готовые глиняные фигурки мастер загружает в вертикальную печь-«нырялку», обжигая их 8 часов. Такой утильный обжиг позволяет выпарить всю воду, после чего изделие приобретает характерный белый цвет.

«Промыслом я занимаюсь около 30 лет. Народное творчество требует времени для осмысления, поэтому в художественной школе, где я преподавал, мы включили в программу изучение основ ремесла. На моем фестивале керамики „Поляна“ мы применяли такую интересную массовую форму обжига изделий, как „бумажная печь“. Чтобы привлечь внимание людей к промыслу. На землю горкой складывали изделия и дрова, а затем покрывали их слоями шликера и бумаги. Эта „корка“ не сгорала и сохраняла необходимую температуру. В основании делали поддувала, а сверху формировали „трубу“. Сотни слоев бумаги укладывали сами участники фестиваля, на выходе они получали гору готовых изделий», — комментирует Константин Кехаиди.


Древний орнамент

Кроме нитролаков современные мастера используют и быстросохнущие акриловые краски. Они не содержат токсичных веществ, что делает их безопасными.

«Росписи меня учила моя бабушка. Основной цвет — желтый, его наносим первым, этот этап доверяют даже детям. Потом берем в работу малиновый, а в финале уже „зеленим“ изделие. Эту технологию я в точности передаю молодому поколению художников. Дополняем палитру сочетаниями этих же цветов, малиновый на желтом даст красный, а зеленый по желтому — насыщенный цвет травы. Если работать зеленым по малиновому, получим чернильный. Для нанесения краски мы используем кисти, которые давно заменили куриные перышки», — рассказала Елена Орлова. 

Искусствоведы нередко находят сходство филимоновской игрушки с изделиями древних культур. Этим отчасти объясняется интерес к игрушке в других странах.

«Орнамент филимоновской игрушки включает солярные знаки, это солнечный диск или полусолнце. Характерны также елочки, клетка, треугольники, концентрические круги, ромбы и пересечения линий. Исследователи отмечают сходство нашей росписи с древними орнаментами Крита, Африки и Мексики. Самобытность игрушки в разное время интересовала многих известных людей. Режиссер Андрей Тарковский подарил нашу игрушку итальянскому сценаристу Тонино Гуэрра. И тот однажды сказал, что черпает из этих образов вдохновение и краски для своих работ», — отметила Алла Гончарова.

Сохранять или обновлять?

Каждого мастера отличает свой уникальный авторский стиль. Керамисты создают изделия разных размеров, выбирают холодные или теплые тона при росписи, ориентируются на определенные пластические образы и сюжеты. Отличаться могут и взгляды на развитие промысла.

«Игрушка должна оставаться традиционной, в этом ее ценность для будущих поколений. Оригинальные сюжеты дадут достоверное прочтение промысла, поэтому пластические образы нужно сохранять неизменными. Для мастеров высокого уровня огромный потенциал заключается именно в росписи. У художника, „понявшего“ игрушку, не будет ни одного „конвейерного“, одинакового изделия. Разными могут быть элементы одежды, орнамент, узоры. Если мастер изготовит 100 барынь, они все будут разными», — считает Алла Гончарова. 

В отличие от керамической посуды филимоновскую игрушку никогда не покрывают глазурью, стекловидным слоем с оксидами металлов. Но мастер Константин Кехаиди экспериментирует как в этом направлении, так и с новыми сюжетами и формами.


«Чтобы стать профессионалом, нужно 10 лет непрерывно заниматься промыслом. Каждый мастер формирует свой авторский стиль, а обновление тем и сюжетов часто диктует сам материал. Мы общались с искусствоведами, некоторые выступают резко против любых новшеств. Но игрушка не музейный экспонат, промысел должен обновляться естественным путем. Если художник введет что-то несоответствующее художественным принципам или технологически неверное, оно не приживется. Всё чужеродное уйдет само как нежизнеспособное», — размышляет мастер.

В поисках новых форм

В 2009 году в Одоеве открыли музей «Филимоновская игрушка», собравший уникальные экспонаты советской эпохи и работы современных мастеров. Автором проекта стал Сергей Кузнецов, который сформировал также экспозиции, посвященные изделиям других регионов и даже стран. Посетители могут увидеть копии греческой игрушки 1400-1100 гг. до н. э., романовскую игрушку Липецкой области, каргопольскую из Архангельской и многие другие.

Музей проводит Фестиваль глиняной игрушки и гончарного искусства «Сказки деда Филимона». Развитие промысла принимает порой неожиданные формы, в музее появились посвященные игрушке пазлы, коллекция женских фартуков и шелковых платков. Среди оригинальных авторских работ в экспозиции есть даже филимоновский «Оскар», а серия изделий мастеров отправилась на театральные подмостки.

«Идеи для новых работ часто приходят с выставок и мастер-классов, которые мы проводим ежедневно в музее, детских садах и школах. Однажды дети спросили, почему среди наших игрушек нет котов и зайцев? Эти животные быстро вписались в промысел, как и созданная нами карусель. Однако восточные змеи и драконы не „прижились“ у наших мастеров. Интересным опытом стала работа с ТЮЗом, для спектакля мы изготовили игрушки размером 40 см», — отметила Елена Орлова.

Филимоновская игрушка представлена и в одном из разделов экспозиции Музея декоративно-прикладного и народного искусства в Туле, где ежегодно проходят выставки-ярмарки «Наследники Левши». А в Объединении центров развития культуры Тульской области была создана коллекция модной одежды по сюжетам и мотивам орнамента изделий.

«Автор этого творческого эксперимента — команда Школы креативных индустрий. Мы хотели не просто разместить яркий принт с орнаментом филимоновской игрушки, а создать коллекцию, имеющую художественную ценность. Так появились оригинальные платья, свитшоты, топы. Работу над коллекцией „Филимон“ продолжит студия дизайна, моды и текстиля „Мастрота“, добавив в нее новые элементы. В наших планах — посвятить следующие проекты другим традиционным тульским промыслам, например, белевскому кружеву», — рассказал Кирилл Кирюшин, заместитель директора по развитию Объединения центров развития культуры Тульской области.


На данный момент изготовлением игрушки занимаются всего 14 мастеров, которые не только сохраняют и развивают промысел, но и готовят новое поколение керамистов. Практически в каждой семье есть те, кто стремится продолжить семейную традицию. В новых материалах серии «Культурный код» мы расскажем о других уникальных и самобытных промыслах народов России.


За помощь в подготовке материала благодарим:

• директора частного музея «Филимоновская игрушка» Сергея Кузнецова;
• замдиректора Объединения центров развития культуры Кирилла Кирюшина;
• потомственного мастера и директора Музея декоративно-прикладного и народного искусства Аллу Гончарову;
• народных мастеров России Елену Орлову и Константина Кехаиди.

Светлана Минеева