Многоместный сувенир: как создают семеновскую матрешку

Семеновская матрешка входит в список наиболее популярных сувениров, которые прочно ассоциируются с русской народной культурой. В то же время ее история не такая простая, как может показаться на первый взгляд, а с происхождением игрушки связано множество легенд. Продолжая серию материалов, посвященных художественным народным промыслам «Культурный код», сегодня мы вместе с экспертами рассмотрим технологию производства знаменитой куклы.


От ложки до игрушки

Истоки производства этой деревянной игрушки можно проследить, начиная с XVIII века в Нижегородской области. В то время регион считался одним из центров деревообработки и славился своими ремеслами. Здесь занимались производством и росписью посуды, сундуков, шкатулок, прялочных донцов, веретён, а также еще одного, хорошо знакомого нам сувенира — ложек с хохломской росписью. Процветал в регионе и игрушечный промысел. Однако матрешка в том виде, каком мы знаем ее сейчас, появилась в советское время.

Самая распространенная версия о ее происхождении гласит, что куклу создал в 1920-х годах токарь-игрушечник Василий Звездочкин, работавший в мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Сергиевом Посаде. Необычную игрушку представили на Нижегородской выставке (по одной из версий, на Нижегородской выставке токарь из Мериново Арсентий Федорович Майоров увидел болванку матрешки). Она приглянулась местным мастерам, которые стали ее производить сначала в поселке Мериново, а затем в Семенове, где со временем выработался свой стиль, основанный на традициях токарной расписной игрушки. Маленькая, изящная кукла в нарядной одежде и с яркими цветами выделялась на фоне остальных игрушек и быстро обрела популярность. С этого момента начинает стремительно развиваться новый, второй после Сергиева Посада, центр матрешечного производства в России.

Масштабный образец

Классический пример семеновской матрешки — деревянные красочные куколки в желтом платке и красном сарафане. Как правило, на фартуке у них изображают яркий цветочный букет с маками или розами, но это могут быть и придуманные художником, абстрактные цветы. В отличие от других видов матрешек, у которых в среднем насчитывается семь кукол, у семеновской их может быть больше, например, 10-20, а то и 50 штук в одном изделии.

Но есть в истории художественной фабрики «Семеновская роспись» и более внушительные образцы. Самая большая матрешка, высотой более метра и диаметром 0,5 метра, была создана в 1970 году к 100-летнему юбилею В. И. Ленина. Изделие вмещало более 70 кукол и стало настоящим символом трудовых достижений фабрики. В работе участвовали все сотрудники, и каждый внес свою лепту.

«Это была невероятная задача, начиная с поиска материалов. Попробуйте найти подходящую липу, из которой можно выточить заготовки более полуметра. Специалисты сделали так, чтобы куклы входили друг в друга с учетом покрытия изделий красками и лаком. Толщина стенок у кукол составила 0,5 сантиметра. Для токарей это высший уровень мастерства», — рассказывает креативный директор художественной фабрики «Семеновская роспись» Денис Коротков.

Самую большую матрешку представили на выставке «Экспо-70» в Японии, где позднее она попала в частную коллекцию, с тех пор след ее теряется. Повторить успех и выточить столь же большую куклу попытались к 90-летнему юбилею фабрики, в 2022 году. Новый экземпляр вмещал в себя уже 80 кукол, став самой многоместной матрешкой. Ее высота достигала порядка 1,5 метра. Однако эта матрешка проигрывает предыдущей рекордсменке, считает эксперт. Из-за трудностей, связанных с подбором деревянных материалов в нужном диаметре, при создании были нарушены пропорции. Поэтому с технической точки зрения матрешка образца 1970 года более совершенна.

В ярком цвете

На протяжении всей своей истории техника производства семеновских матрешек практически не менялась. Традиционно кукол вытачивают на токарном станке из цельного дерева, в основном, липы. Изделие трижды грунтуют крахмальным клейстером. Затем идет роспись, которая проходит несколько стадий. Сначала мастер наносит контур рисунка: с помощью туши и металлического пера (раньше для этого использовалось гусиное) рисует округлые формы и силуэты.


Еще один художник — цветочница — расписывает букет цветов на переднике. Для этого используются анилиновые красители. Такая краска создается путем разбавления в воде или спирте органического соединения, анилина. В отличие от масляных или темперных красок, эти красители достаточно жидкие и не ложатся плотным слоем на поверхность. Расход у краски незначительный: чтобы получить яркие цвета, достаточно развести порошковый краситель в малых концентрациях. Например, из 50 грамм анилина можно подготовить литр краски.

«Когда мы покрываем игрушку раствором, вода высыхает и остается краситель. Он ложится ровным цветом, без каких-либо полутонов или теней. Благодаря тому, что анилин яркий и в то же время прозрачный, после нанесения хорошо видно фактуру дерева. Лицо и фартук не окрашиваются. В этом заключается особенность семеновской матрешки. На ней можно разглядеть деревянные сучки и волокна, что делает каждую игрушку уникальной», — объясняет специалист.

По словам Дениса Короткова, неподготовленному человеку будет сложно работать с этой краской. Важно разбираться, как она себя ведет: «Казалось бы, какие у художников могут быть с этим проблемы. Но нужно научиться владеть техникой нанесения, понимать особенности краски, уметь покрывать анилин ровным слоем. Если смешать цвета, получить новый не удастся, поскольку более темный цвет перекроет светлый».


Затем изделие покрывают лаком, дают высохнуть — и сувенир готов. В среднем на создание матрешки — от заготовки до покрытия лаком — уходит порядка двух недель. Обычно их производят партиями, например по сто десятикукольных матрешек. «Неважно, нужна одна игрушка или десять, в любом случае придется ждать сутки после нанесения каждого слоя, пока все высохнет после грунтовки, краски и лакировки. Вот и получается, что большая часть работы уходит на ожидание», — отмечает эксперт.

Загадки и легенды

Один из частых вопросов о происхождении матрешки касается ее связи с японской культурой. Нередко нашу игрушку сравнивают с деревянной куклой кокеши. Действительно, если внимательно изучить обе игрушки, можно найти много общего, отмечает Денис Коротков. Так же, как и у нас, в Японии были хорошо развиты токарный промысел и обработка деревянных изделий. Куклу точно так же вытачивают на токарном станке, такими же примитивными штрихами рисуют лицо, вот только не пером, а кистью. Еще одно интересное сходство: на туловище расписывают цветочный орнамент и, как ни удивительно, тоже анилиновыми красителями. Иногда под сравнение попадают другие японские куклы, такие как Дарума или Фукурума, олицетворяющие богов.


Но сколько бы их ни сравнивали, по мнению специалиста, до сих пор нет прямых или косвенных доказательств, что художественный образ матрешки и идея о многоместной кукле пришла из Японии. Пик популярности этих игрушек пришелся на разные исторические этапы, да и отличия в технике производства все же есть. Для японской игрушки используют твердые породы дерева, например вишню или яблоню. После вытачивания дерево шлифуют, поэтому не покрывают грунтом.

Современный дизайн

Один из главных элементов, отличающих матрешку — это художественный стиль семеновской росписи. Вдохновляясь ее образами, сегодня в такой технике расписывают не только кукол, но и предметы интерьера для дома, мебель, украшения, аксессуары для костюма. В Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина (РГУ) этот вид живописи затрагивают на направлениях декоративно-прикладного искусства и народного творчества, по профилю арт-проектирования костюма и интерьера, а также на запущенном в прошлом году направлении «Ивент-дизайн». Подробнее об этом порталу Наука.РФ рассказала доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ Мария Куликова.

«При проектировании авторских коллекций и изделий, разрабатывая конструкции и формы предметов интерьера, мы стараемся передать все особенности технологии нанесения рисунка с растительными орнаментами, включая техники исполнения семеновской росписи. В прошлом году на нашей кафедре декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля открылось новое направление „Ивент-дизайн“, на котором студенты учатся создавать уникальную атмосферу для мероприятий, сочетая современный дизайн с креативными идеями, поддерживая традиции русской культуры. В ходе разработки витрин, декораций для театров и музеев ребята опираются на классику, соответствующую целям и темам проектов. Мы изучаем историю происхождения русского стиля через декоративно-прикладное искусство и традиции нашей страны», — говорит специалист.

На курсах по основам проектирования, архитектонике объемных структур и проектированию изделий студенты расписывают ширмы, лампы, торшеры, предметы мебели на примере орнаментов русского стиля. Обучаясь технике семеновской росписи, они изучают историю, учатся работать с технологией нанесения традиционной формы мазков, смотрят, как с их помощью можно создавать соцветия и цветы, каплеобразные формы лепестков. 

«Будущая профессия ребят требует творческого подхода, хорошего чувства стиля, организаторских способностей и умения работать в команде. Для нас важно опираться на традиции, но в то же стараться вносить свою нотку креативности и современности в новые коллекции», — заключает Мария Куликова.


История семеновской матрешки удивительна. Возникшая как один из региональных народных промыслов, эта игрушка покорила весь мир и стала символом русской народной культуры. Хотя по историческим меркам ее массовое производство началось сравнительно недавно, матрешка прошла большой путь, вобрав в себя разные художественные мотивы. Ей посвящают песни, изображают на картинах и делают талисманом международных игр. Сегодня матрешка, востребованная в России и за рубежом, остается одним из самых популярных и узнаваемых образцов национального достояния.

Анна Шиховец