Музей — это не просто хранилище: как наука и искусство делают его живым

Определить возраст мумии, восстановить фрески XV века с помощью нейросети и увидеть невидимые орнаменты позволяют современные технологии. Ученые могут «пересобрать» музейные архивы, переосмыслить историю произведений искусства и археологических находок. Как достижения современной науки помогают изменить музейное дело и арт-пространство в целом, обсудили эксперты на панельной дискуссии «Место встречи. Искусство и наука в музее» на фестивале «Интермузей».

Новая научная революция

Как отметила модератор дискуссии, искусствовед, куратор, музейный проектировщик, специалист в области технологического искусства и art& science Ирина Актуганова, сейчас благодаря науке в музеях происходят революционные изменения. Новые технологии позволяют изучать коллекции и узнавать новые подробности об артефактах и произведениях, которые хранились до этого в музейных архивах десятки, а иногда и сотни лет.

«Научные методы совершили революцию в музейном деле — сейчас историкам и археологам приходится перестраивать гуманитарные концепции, связанные с интерпретацией материальной культуры. И эта революция прямо сейчас происходит незаметно в хранениях крупнейших музеях России — в Государственном историческом музее, Эрмитаже, Кунсткамере, Пушкинском музее и многих других», — рассказала специалист.

Что «скрывают» экспонаты музеев

На фестивале «Интермузей» примеры из личной практики создания «места встречи» науки и искусства представили специалисты Курчатовского института, МАИ и Института космических исследований РАН.

Так, в Курчатовском институте работает Лаборатория естественно-научных методов в гуманитарных науках. Ее ученые помогают исследовать коллекции музеев с помощью новых методов — МРТ, масс-спектрального анализа, фотоэлектронной микроскопии. Их работа уже позволила переатрибутировать часть экспонатов Государственного исторического музея — то есть занести в архивы новые данные о них. Например, речь идет об обнаружении следов орнаментов, которые исчезли с поверхности изделий — исследования позволяют обнаружить даже следы сошедшей краски. С помощью технологий иногда удается также более точно установить материал, из которого предмет был изготовлен, и его возраст.


В Пушкинском музее исследователям Курчатовского института удалось узнать подробности бальзамирования и пеленания мумий, а также уточнить их пол — с помощью МРТ и других исследований они выяснили, что некоторые тела, считавшиеся мужскими, оказались женскими, и наоборот.

Как нейросети рисуют фрески

Наука также позволяет сохранить и восстановить уникальные объекты культурного наследия. Например, сотрудники Института космических исследований РАН участвуют в реставрацииФерапонтового монастыря — это архитектурный ансамбль XIV века, который в 2000 году был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня это уникальное место, в котором сохранились фрески московского иконописца Дионисия. Утраченные его работы ученые восстанавливают с помощью нейросетей.

«Сначала анализируется вся совокупность работ Дионисия и его школы, которая широко представлена в соборе. А затем на основании этого анализа нейронная сеть предлагает свои решения по реконструкции тех фресок, которые были частично или полностью утрачены», — объяснила Ирина Актуганова.


Искусство делает науку эмоциональной

При этом науке тоже есть, чему «поучиться» у искусства. Как отметила искусствовед, иногда искусство «приходит» в научно-технические или естественно-научные музеи. И на своем языке — на языке чувств — по-новому раскрывает те или иные сложные темы. Эмоциональная окраска, в свою очередь, делает любой научный материал более доступным и увлекательным.

«При этом это может быть самое разное искусство — начиная с традиционного, то есть живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, заканчивая более современными направлениями, среди которых медиа-арт, сайнс-арт, нейро-арт и другие. Все они приносят в музей эмоциональную составляющую», — поделилась эксперт.

Искусство также позволяет популяризировать науку и создавать произведения с помощью последних технологий. Как отметила эксперт, художники всегда использовали современные для своей эпохи инструменты: «Неважно, долото это, зубило или камень, холст, кисть — художник опирается на ту технологическую базу, которая есть у него сегодня. Поэтому сайнс-арт — это как раз то направление, которое использует методы и технологии современной науки в качестве выразительных средств, в качестве медиума».

Причем, по мнению Ирины Актугановой, сайнс-арт и другие технологичные художественные направления будут развиваться и дальше — вместе с нашей цивилизацией. Однако они не заменят традиционных видов искусства, а лишь станут частью арт-пространства.

Прийти в музей — и запустить свой проект

Сегодня в России открываются магистратуры, где готовят специалистов в сфере сайнс-арта и других направлений, развивающихся на грани науки и искусства. Например, подобные программы открыты в ИТМО, МИСИС, РГГУ, ВШЭ. Причем, по словам искусствоведа, в них поступают как люди с художественным образованием, так и молодые ученые, программисты, которые хотят получить дополнительное образование в области искусства.

Также по всей стране открывают так называемые резиденции для творческих работников — например, подобная работает в Институте физиологии им. И. П. Павлова. В ней все желающие могу реализовывать свои проекты.

Как отметила эксперт, если молодые ученые хотят запустить свои научные проекты в музеях, для этого им необязательно даже получать музейное образование. Достаточно прийти на саму площадку и поделиться своими идеями.

Сегодня для музеев важными мероприятиями остаются фестивали и профессиональные встречи, где их сотрудники могут поделиться своими разработками, мыслями и найти единомышленников. Как раз международный фестиваль «Интермузей» становится такой площадкой.

«Я бы сказала, что это не просто фестиваль — это профессиональное собрание, на котором музейщики обмениваются опытом, информацией, заводят новые знакомства. Это очень полезно для профессионалов. Но хотелось бы, чтобы у специалистов со всей страны была возможность попасть на этот фестиваль», — поделилась мыслями Ирина Актуганова.

В этом году «Интермузей» прошел в Москве с 23 по 26 мая и объединил более 250 экспертов. На этот раз фестиваль был посвящен теме «Музей — это люди». Всего прошло более 130 различных мероприятий на семи столичных площадках.

Летом в Третьяковской галерее на Кадашевской набережной также будет работать выставка «Это музей». В ее залах гости смогут познакомиться с историей музеев и увидеть то, как работает современный музей, изнутри. И, конечно, понять, чему живут люди музейных профессий.