Определить возраст мумии, восстановить фрески XV века с помощью нейросети и увидеть невидимые орнаменты позволяют современные технологии. Ученые могут «пересобрать» музейные архивы, переосмыслить историю произведений искусства и археологических находок. Как достижения современной науки помогают изменить музейное дело и арт-пространство в целом, обсудили эксперты на панельной дискуссии «Место встречи. Искусство и наука в музее» на фестивале «Интермузей».
Новая научная революция
Как отметила модератор дискуссии, искусствовед, куратор, музейный проектировщик, специалист в области технологического искусства и art& science Ирина Актуганова, сейчас благодаря науке в музеях происходят революционные изменения. Новые технологии позволяют изучать коллекции и узнавать новые подробности об артефактах и произведениях, которые хранились до этого в музейных архивах десятки, а иногда и сотни лет.
Что «скрывают» экспонаты музеев
На фестивале «Интермузей» примеры из личной практики создания «места встречи» науки и искусства представили специалисты Курчатовского института, МАИ и Института космических исследований РАН.
Так, в Курчатовском институте работает Лаборатория естественно-научных методов в гуманитарных науках. Ее ученые помогают исследовать коллекции музеев с помощью новых методов — МРТ, масс-спектрального анализа, фотоэлектронной микроскопии. Их работа уже позволила переатрибутировать часть экспонатов Государственного исторического музея — то есть занести в архивы новые данные о них. Например, речь идет об обнаружении следов орнаментов, которые исчезли с поверхности изделий — исследования позволяют обнаружить даже следы сошедшей краски. С помощью технологий иногда удается также более точно установить материал, из которого предмет был изготовлен, и его возраст.
В Пушкинском музее исследователям Курчатовского института удалось узнать подробности бальзамирования и пеленания мумий, а также уточнить их пол — с помощью МРТ и других исследований они выяснили, что некоторые тела, считавшиеся мужскими, оказались женскими, и наоборот.
Как нейросети рисуют фрески
Наука также позволяет сохранить и восстановить уникальные объекты культурного наследия. Например, сотрудники Института космических исследований РАН участвуют в реставрацииФерапонтового монастыря — это архитектурный ансамбль XIV века, который в 2000 году был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня это уникальное место, в котором сохранились фрески московского иконописца Дионисия. Утраченные его работы ученые восстанавливают с помощью нейросетей.
«Сначала анализируется вся совокупность работ Дионисия и его школы, которая широко представлена в соборе. А затем на основании этого анализа нейронная сеть предлагает свои решения по реконструкции тех фресок, которые были частично или полностью утрачены», — объяснила Ирина Актуганова.
Искусство делает науку эмоциональной
При этом науке тоже есть, чему «поучиться» у искусства. Как отметила искусствовед, иногда искусство «приходит» в научно-технические или естественно-научные музеи. И на своем языке — на языке чувств — по-новому раскрывает те или иные сложные темы. Эмоциональная окраска, в свою очередь, делает любой научный материал более доступным и увлекательным.
«При этом это может быть самое разное искусство — начиная с традиционного, то есть живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, заканчивая более современными направлениями, среди которых медиа-арт, сайнс-арт, нейро-арт и другие. Все они приносят в музей эмоциональную составляющую», — поделилась эксперт.
Причем, по мнению Ирины Актугановой, сайнс-арт и другие технологичные художественные направления будут развиваться и дальше — вместе с нашей цивилизацией. Однако они не заменят традиционных видов искусства, а лишь станут частью арт-пространства.
Прийти в музей — и запустить свой проект
Сегодня в России открываются магистратуры, где готовят специалистов в сфере сайнс-арта и других направлений, развивающихся на грани науки и искусства. Например, подобные программы открыты в ИТМО, МИСИС, РГГУ, ВШЭ. Причем, по словам искусствоведа, в них поступают как люди с художественным образованием, так и молодые ученые, программисты, которые хотят получить дополнительное образование в области искусства.
Также по всей стране открывают так называемые резиденции для творческих работников — например, подобная работает в Институте физиологии им. И. П. Павлова. В ней все желающие могу реализовывать свои проекты.
Сегодня для музеев важными мероприятиями остаются фестивали и профессиональные встречи, где их сотрудники могут поделиться своими разработками, мыслями и найти единомышленников. Как раз международный фестиваль «Интермузей» становится такой площадкой.
«Я бы сказала, что это не просто фестиваль — это профессиональное собрание, на котором музейщики обмениваются опытом, информацией, заводят новые знакомства. Это очень полезно для профессионалов. Но хотелось бы, чтобы у специалистов со всей страны была возможность попасть на этот фестиваль», — поделилась мыслями Ирина Актуганова.
Летом в Третьяковской галерее на Кадашевской набережной также будет работать выставка «Это музей». В ее залах гости смогут познакомиться с историей музеев и увидеть то, как работает современный музей, изнутри. И, конечно, понять, чему живут люди музейных профессий.