На одном дыхании: как в Московской области создают елочные игрушки

В морозных узорах, «играющих» на стекле, легко различить отражение зимней сказки. Однако подлинное чудо рождается не на оконных стеклах, а в стеклодувных мастерских, старинный промысел Подмосковья уходит своими корнями в XIX век. В новом выпуске «Культурного кода» мы погрузимся в мир елочных игрушек — от исторических фактов до современных технологических решений. Сотрудники предприятия «Елочка» расскажут о том, что связывает промысел с правнуком сподвижника Петра I, обозначат риски профессии стеклодува в прошлом и объяснят физико‑химические процессы, создающие из стекла новогоднее волшебство.


Стекольный завод морского министра

Природные богатства Клинского уезда — кварцевый песок, лес и вода — создавали идеальные условия для стекольного производства. Так, в 1848 году в имении Александрово был открыт Стекольный завод. Владел предприятием светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков, правнук сподвижника Петра I, адмирал и морской министр Российской империи. На заводе, оснащенном тремя печами, работали 80 крепостных, которые производили лампы, изделия из цветного стекла и бутылки. Через 37 лет на заводе появились паровые котлы мощностью до шести лошадиных сил. Со временем при нем построили и мастерскую, где под началом купца Григория Семеновича Орлова вели формовку бус для женских украшений из размягченного стекла. Впоследствии здесь начали выдувать бусы и стеклянные игрушки-украшения для рождественских елок.

В 1851 году развитию стеклодувного промысла способствовало и то, что было открыто движение по Николаевской железной дороге, обеспечивающей сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой и проходившей через Клин. К 1887 году в уезде появится предприятие, производящее аптечную посуду, и второй стекольный завод.

Крестьяне начали заниматься промыслом на дому, особенно много мастеров-стеклодувов было в Круговской волости и ближайших к заводу Меншикова деревнях. Самые зажиточные из них открывали мастерские, сбывая товар скупщикам, у которых часто получали сырье для промысла. Но каким образом был организован труд кустарей? В кружки-горелки набивали фитиль для подачи керосина, а воздух нагнетали с помощью кожаных мехов, изготовленных вручную. Стеклодув изготавливал бусины дутьем, разогревая стеклянную трубку до пластического состояния и поддерживая горение подкачкой воздуха от мехов, которые приводили в действие ногами. Работали крестьяне дома, оттого в помещениях постоянно присутствовали гарь и сажа. При выдувке стеклодувы делали бусины разных форм и размеров, а для придания металлического блеска их погружали в раствор солей свинца, затем просушивали и окрашивали. После чего мастера собирали бусины на нити, создавая насыщенные по цветовой гамме украшения в русском стиле.

От артелей к фабрикам

Сегодня сложно представить, что стеклодувный промысел в первой половине ХХ века считали опасной профессией. Артельщики работали у горнов в небольших помещениях, где не было предусмотрено специальной вентиляции, поэтому известны случаи отравления угарным газом. Ко всему, механическая подкачка воздуха с помощью кожаных мехов, жар у печей — все это делало труд мастеров изнуряющим.

После революции и национализации предприятий стеклодувный промысел сохранился благодаря кустарям, которые стали объединяться в артели. Так, в Круговской волости они были сформированы в большинстве деревень, например, в Некрасине — артель «Восток», в Копылове — «Красный Октябрь».

Мастера-стеклодувы освоили технику свободной выдувки, благодаря которой они начали изготавливать елочные игрушки в виде шаров и сосулек. Кстати, впервые были использованы металлические формы для создания фигурок персонажей русских сказок. В качестве техники декорирования игрушек проводили металлизацию свинцом, которую позже заменили на более безопасное серебрение. Художников в этом промысле традиционно называют разрисовщиками. Со временем для росписи изделий они стали применять лак, выполняя несложные рисунки в виде цветов или узоры.

Накануне Великой Отечественной войны промысел переживал период заметного подъема. В селе Воздвиженское открыли фабрично-заводское училище, которое возглавил Филипп Семенович Ионов. Его выпускники получали профессию стеклодува, специализируясь на производстве медицинских стеклоизделий и елочных украшений. В 1941 году Клин и целый ряд других населенных пунктов были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками. После освобождения территорий сохранением и восстановлением промысла занимались преимущественно женщины. Почти все здания артелей были сожжены или разрушены, однако уже к 50-м гг. ХХ века ремесло вновь достигло уровня довоенного периода.

Артели начали объединять в фабрики, сопровождая процесс улучшением условий труда рабочих и строительством новых производственных помещений. Сельские артели были преобразованы в Круговскую фабрику елочных украшений, а в 1951 году фабрикой стала и артель Клина. Объединение «Елочка» возникло в 1970-е гг., когда по инициативе Министерства местной промышленности произошло слияние Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик, к которым в 1987 году присоединили и Клинскую.


Усовершенствован был также и технический процесс: участки выдувания перевели с керосина на жидкий, а затем и природный газ. Ручной труд дополнили промышленными решениями — оснастили объединение стеклодувными полуавтоматами, за счет чего увеличили объемы производства и расширили ассортимент изделий. Но уже в 1991 году от полуавтоматов отказались, так как качество и художественная ценность таких изделий сильно уступали игрушкам, изготовленным мастерами вручную.

Современная «Елочка» и традиции промысла

Сверкающие «заснеженные» шары, изящные подвески-сосульки, русские матрешки и самовары, переливающиеся бусы, ретрофигурки животных на прищепках, персонажи сказок и символы Нового года, тонкие шпили и гирлянды — все это традиционные формы и образы клинского стеклодувного промысла. Для изделий региона характерно обращение к народным традициям и в орнаментах. Однако коллекции изделий постоянно обновляются, мастера создают тематические серии, посвященные, например, народам России, освоению космоса, победе в Великой Отечественной войне сказкам Александра Пушкина и музыкальным произведениям Петра Чайковского. К слову, композитор провел последние годы своей жизни именно в Клинском крае и завершил здесь работу над балетом «Щелкунчик».


«Клинская игрушка всегда созвучна времени, в работах мастеров находят отражение все значимые события из жизни страны, наше историческое и культурное наследие. Например, к юбилею П. И. Чайковского мы выпустили наборы „Музыкальная сказка“ и „Времена года“, а ко Дню Победы — серии „Слава“ и „Салют Победы“, самые актуальные сейчас, конечно, зимние праздничные наборы. Но девиз, под которым работает наш коллектив — „Новый год — круглый год!“, потому что изделия мы производим в течение всего года. У нас работают только творческие личности, которые с душой выполняют свою работу. Без такой увлеченности не удастся создать людям праздничное настроение», — поделилась Яна Шачикова, коммерческий директор ОАО «Елочка».

Сегодня производственный комплекс объединяет три фабрики в Клину, Высоковске и деревне Корост, где трудятся 208 специалистов. О высоком художественном уровне изделий предприятия свидетельствуют победы на российских и международных выставках. Кроме традиционных форм, стеклодувы и художники создают также монтажные или сложные по декору и конфигурации игрушки, которые, к тому же, должны быть прочными и долговечными.

«Художественную ценность изделий определяет экспертно-художественный совет, только после этого образцы проходят регистрацию и могут быть запущены в производство как изделия народного художественного промысла России. К критериям оценки авторской работы относят соответствие художественным и технологическим канонам промысла, закрепленным на территориях его традиционного бытования. Абсолютно все изделия „Елочки“ — ручная работа на всех этапах производства, за качеством изготовления изделий при этом следят сотрудники отдела технического контроля. Кстати, мы единственное предприятие в стране, выпускающее бусы из стекла ручного изготовления», — добавила коммерческий директор.

Хотя производство стеклянных украшений остается тесно связанным с ручным трудом, это не препятствует технологическому развитию предприятия. Напротив, здесь модернизация направлена на комплексное улучшение условий труда и повышение уровня безопасности в производственных цехах. Именно туда мы и заглянем, чтобы узнать, как мастера и художники буквально на одном дыхании создают из раскаленного стекла сияющие хрупкие изделия, которые станут украшением праздника начала года.

Роспись по «дыханию»

Для изготовления игрушек на предприятие поставляют готовые стеклянные трубки (стеклодроты), диаметр которых в зависимости от типа будущего изделия может варьироваться от 10 до 38 мм. Их производят из стекломассы, которую изначально составляют из песка (SiO₂), соды (Na₂CO₃) и других компонентов, таких как известь (CaCO₃) или поташ (K₂CO₃). Химические реакции разложения карбонатов и образования силикатов инициируются физическими процессами: при нагреве смесь плавится, а газы улетучиваются. В итоге компоненты образуют густую однородную массу. Первый этап изготовления игрушки — выдувание, его называют одним из самых зрелищных и интересных.


«Мы разогреваем стеклодрот в пламени газовой горелки при температуре около 710℃ и отделяем небольшой фрагмент стекла — „пульку“. Удерживая его за два „усика“, доводим до состояния мягкого „пластилина“ и производим выдувание. То есть вдуваем воздух в один из „усов“ и формируем изделие. Ручным свободным выдуванием формируем гладкие бусы, шары, подвески или самовары, а при ручном формовом выдувании создаем фигурки заданной конфигурации с гладкой, витой или рифленой поверхностью. Для этого используем металлическую форму для фигурок или развертку для колокольчиков», — рассказала Вера Васильева, инженер-технолог ОАО «Елочка».

Во время выдувания мастер постоянно вращает стеклотрубку с заготовкой в пламени. Это обеспечивает равномерный нагрев стекла, постоянную толщину стенок и симметричную форму изделия. Соблюдение данной технологии наряду с отжигом гарантирует создание прочных изделий без «внутренних напряжений» стекла.

Еще два фактора, влияющие на укрепление стекла, это этапы металлизации и окрашивания. При металлизации игрушки приобретают эффект «зеркальной поверхности». Технология подразумевает загрузку изделий на кассеты в вакуумную установку, где поверхность игрушки после очистки металлизируют посредством конденсации паров алюминия при разрежении вакуума 1×10-3 мм ртутного столба в поле тлеющего разряда. Получающийся тонкий металлический слой позволяет впоследствии усилить декоративный эффект лака и других творческих решений.

В свою очередь окрашивание игрушек выполняют вручную, методом окунания или напыления, а после нанесения покрытия производят сушку лаковой пленки. Мастера работают с широким спектром оттенков, сочетая плавные градиенты и контрастные комбинации матовых и глянцевых эффектов.

Фабрика «Ёлочка»

И наконец «застывшее дыхание» стеклодувов передают для росписи художникам, или разрисовщикам, как называют их в промысле. Они наносят рисунок и узоры кистевым способом, используя темперные краски, лаки и эмали. Чистоту и насыщенность цвета мастера воплощают в декоративных праздничных образах и пейзажах. Отдельные элементы рисунка художники пишут объемными красками, придавая деталям изображения выразительность за счет рельефности. Например, снежинки или контуры пейзажей становятся выпуклыми, что делает клинскую игрушку такой оригинальной и запоминающейся.

За характерной легкостью и изяществом клинских елочных игрушек скрывается подчас тяжелый труд мастеров, которые годами учатся «понимать стекло». Определяют его пластичность и готовность к формовке по едва уловимым оттенкам материала. Сегодня многие из сотрудников предприятия — потомственные стеклодувы, чьи прадеды стояли у истоков промысла. Кустари создавали семейные мастерские, бережно передавая свое искусство детям и внукам. Среди тех, кто продолжает династии — Лидия Крупенина, Виктор Дроздов, Наталья Кондратьева, Зоя Дворникова и Елена Федосеева. Но промысел сохраняют и развивают также стеклодувы, не являющиеся потомственными мастерами. Обогащая традиции, они привносят новые идеи и оригинальные современные приемы: это такие мастера, как Лариса Корунова, Екатерина Коркина, Светлана Новикова и Екатерина Кривушкова.

«У нас есть вакансии с достойной зарплатой и полным соцпакетом, поэтому мы всегда рады новым специалистам! Отбирая персонал, участвуем в ярмарках вакансий в вузах и техникумах. Мы готовы обучать с нуля, закрепив ученика за наставником. Кроме освоения технологии, хорошего мастера отличают усидчивость, координация и художественные способности. Нужно понимать, что работа стеклодува относится к разряду вредных профессий из-за близости к огню и раскаленному стеклу. У мастера помимо здоровых легких должна быть развита и способность к концентрации внимания», — отметила Яна Шачикова.

Изначально инженер-технолог Вера Васильева пришла на предприятие, чтобы освоить профессию стеклодува. Перенимать опыт у наставника ей пришлось около полугода:

«50% успеха зависит от профессионализма твоего наставника. Было нелегко! Сначала немного боялась огня и того, что шар может лопнуть при „раздувании“. Благодаря моей настойчивости и упрямству, понемногу стало все получаться. Сначала выдувала шары, потом более сложные изделия, которые создаем методом свободного выдувания, такие как верхушки, колокольчики и некоторые формовые игрушки. А через 4 года я и сама стала наставником, отработав в итоге стеклодувом 17 лет. Для нас каждый заказ необычен, интересно создавать новые коллекции. Главное, что образы наших игрушек несут доброе начало!»

Взять в руки кисть и понять, как же рождаются эти добрые образы, могут и посетители музея предприятия, где их ждут увлекательные мастер-классы по росписи стеклянных шаров. Открытый в 2008 году музей «Клинское подворье» собрал более 16 000 экспонатов, отражающих все этапы развития промысла — от дореволюционных елочных украшений до современных авторских коллекций. Экспозиция размещается в 12 тематических залах: «Голландский» погружает в историю новогодних традиций, «Крестьянская изба» воссоздает атмосферу мастерских кустарей-стеклодувов. Старшее поколение вспомнит детство в зале советской елочной игрушки, а экспозиция современных работ продемонстрирует, как развивается промысел сегодня.

Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье»

Тем, кто верит в новогодние чудеса, непременно стоит заглянуть в «Зал Щелкунчика» и «Ледяную комнату», где находится почта Деда Мороза. И, конечно, не забудьте загадать самое заветное желание под Вифлеемской звездой рождественской ели в «Парадном зале» музея!

Кстати, новогодние праздники — прекрасное время для того, чтобы познакомиться с другими народными художественными промыслами России из материалов цикла «Культурный код». Например, узнать, как создают павловопосадские платки или шедевры алеутского плетения из трав.


Светлана Минеева