В морозных узорах, «играющих» на стекле, легко различить отражение зимней сказки. Однако подлинное чудо рождается не на оконных стеклах, а в стеклодувных мастерских, старинный промысел Подмосковья уходит своими корнями в XIX век. В новом выпуске «Культурного кода» мы погрузимся в мир елочных игрушек — от исторических фактов до современных технологических решений. Сотрудники предприятия «Елочка» расскажут о том, что связывает промысел с правнуком сподвижника Петра I, обозначат риски профессии стеклодува в прошлом и объяснят физико‑химические процессы, создающие из стекла новогоднее волшебство.
Стекольный завод морского министра
В 1851 году развитию стеклодувного промысла способствовало и то, что было открыто движение по Николаевской железной дороге, обеспечивающей сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой и проходившей через Клин. К 1887 году в уезде появится предприятие, производящее аптечную посуду, и второй стекольный завод.
От артелей к фабрикам
Сегодня сложно представить, что стеклодувный промысел в первой половине ХХ века считали опасной профессией. Артельщики работали у горнов в небольших помещениях, где не было предусмотрено специальной вентиляции, поэтому известны случаи отравления угарным газом. Ко всему, механическая подкачка воздуха с помощью кожаных мехов, жар у печей — все это делало труд мастеров изнуряющим.
Мастера-стеклодувы освоили технику свободной выдувки, благодаря которой они начали изготавливать елочные игрушки в виде шаров и сосулек. Кстати, впервые были использованы металлические формы для создания фигурок персонажей русских сказок. В качестве техники декорирования игрушек проводили металлизацию свинцом, которую позже заменили на более безопасное серебрение. Художников в этом промысле традиционно называют разрисовщиками. Со временем для росписи изделий они стали применять лак, выполняя несложные рисунки в виде цветов или узоры.
Артели начали объединять в фабрики, сопровождая процесс улучшением условий труда рабочих и строительством новых производственных помещений. Сельские артели были преобразованы в Круговскую фабрику елочных украшений, а в 1951 году фабрикой стала и артель Клина. Объединение «Елочка» возникло в 1970-е гг., когда по инициативе Министерства местной промышленности произошло слияние Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик, к которым в 1987 году присоединили и Клинскую.
Усовершенствован был также и технический процесс: участки выдувания перевели с керосина на жидкий, а затем и природный газ. Ручной труд дополнили промышленными решениями — оснастили объединение стеклодувными полуавтоматами, за счет чего увеличили объемы производства и расширили ассортимент изделий. Но уже в 1991 году от полуавтоматов отказались, так как качество и художественная ценность таких изделий сильно уступали игрушкам, изготовленным мастерами вручную.
Современная «Елочка» и традиции промысла
Сверкающие «заснеженные» шары, изящные подвески-сосульки, русские матрешки и самовары, переливающиеся бусы, ретрофигурки животных на прищепках, персонажи сказок и символы Нового года, тонкие шпили и гирлянды — все это традиционные формы и образы клинского стеклодувного промысла. Для изделий региона характерно обращение к народным традициям и в орнаментах. Однако коллекции изделий постоянно обновляются, мастера создают тематические серии, посвященные, например, народам России, освоению космоса, победе в Великой Отечественной войне сказкам Александра Пушкина и музыкальным произведениям Петра Чайковского. К слову, композитор провел последние годы своей жизни именно в Клинском крае и завершил здесь работу над балетом «Щелкунчик».
«Клинская игрушка всегда созвучна времени, в работах мастеров находят отражение все значимые события из жизни страны, наше историческое и культурное наследие. Например, к юбилею П. И. Чайковского мы выпустили наборы „Музыкальная сказка“ и „Времена года“, а ко Дню Победы — серии „Слава“ и „Салют Победы“, самые актуальные сейчас, конечно, зимние праздничные наборы. Но девиз, под которым работает наш коллектив — „Новый год — круглый год!“, потому что изделия мы производим в течение всего года. У нас работают только творческие личности, которые с душой выполняют свою работу. Без такой увлеченности не удастся создать людям праздничное настроение», — поделилась Яна Шачикова, коммерческий директор ОАО «Елочка».
«Художественную ценность изделий определяет экспертно-художественный совет, только после этого образцы проходят регистрацию и могут быть запущены в производство как изделия народного художественного промысла России. К критериям оценки авторской работы относят соответствие художественным и технологическим канонам промысла, закрепленным на территориях его традиционного бытования. Абсолютно все изделия „Елочки“ — ручная работа на всех этапах производства, за качеством изготовления изделий при этом следят сотрудники отдела технического контроля. Кстати, мы единственное предприятие в стране, выпускающее бусы из стекла ручного изготовления», — добавила коммерческий директор.
Роспись по «дыханию»
Для изготовления игрушек на предприятие поставляют готовые стеклянные трубки (стеклодроты), диаметр которых в зависимости от типа будущего изделия может варьироваться от 10 до 38 мм. Их производят из стекломассы, которую изначально составляют из песка (SiO₂), соды (Na₂CO₃) и других компонентов, таких как известь (CaCO₃) или поташ (K₂CO₃). Химические реакции разложения карбонатов и образования силикатов инициируются физическими процессами: при нагреве смесь плавится, а газы улетучиваются. В итоге компоненты образуют густую однородную массу. Первый этап изготовления игрушки — выдувание, его называют одним из самых зрелищных и интересных.
«Мы разогреваем стеклодрот в пламени газовой горелки при температуре около 710℃ и отделяем небольшой фрагмент стекла — „пульку“. Удерживая его за два „усика“, доводим до состояния мягкого „пластилина“ и производим выдувание. То есть вдуваем воздух в один из „усов“ и формируем изделие. Ручным свободным выдуванием формируем гладкие бусы, шары, подвески или самовары, а при ручном формовом выдувании создаем фигурки заданной конфигурации с гладкой, витой или рифленой поверхностью. Для этого используем металлическую форму для фигурок или развертку для колокольчиков», — рассказала Вера Васильева, инженер-технолог ОАО «Елочка».
Еще два фактора, влияющие на укрепление стекла, это этапы металлизации и окрашивания. При металлизации игрушки приобретают эффект «зеркальной поверхности». Технология подразумевает загрузку изделий на кассеты в вакуумную установку, где поверхность игрушки после очистки металлизируют посредством конденсации паров алюминия при разрежении вакуума 1×10-3 мм ртутного столба в поле тлеющего разряда. Получающийся тонкий металлический слой позволяет впоследствии усилить декоративный эффект лака и других творческих решений.
В свою очередь окрашивание игрушек выполняют вручную, методом окунания или напыления, а после нанесения покрытия производят сушку лаковой пленки. Мастера работают с широким спектром оттенков, сочетая плавные градиенты и контрастные комбинации матовых и глянцевых эффектов.
И наконец «застывшее дыхание» стеклодувов передают для росписи художникам, или разрисовщикам, как называют их в промысле. Они наносят рисунок и узоры кистевым способом, используя темперные краски, лаки и эмали. Чистоту и насыщенность цвета мастера воплощают в декоративных праздничных образах и пейзажах. Отдельные элементы рисунка художники пишут объемными красками, придавая деталям изображения выразительность за счет рельефности. Например, снежинки или контуры пейзажей становятся выпуклыми, что делает клинскую игрушку такой оригинальной и запоминающейся.
«У нас есть вакансии с достойной зарплатой и полным соцпакетом, поэтому мы всегда рады новым специалистам! Отбирая персонал, участвуем в ярмарках вакансий в вузах и техникумах. Мы готовы обучать с нуля, закрепив ученика за наставником. Кроме освоения технологии, хорошего мастера отличают усидчивость, координация и художественные способности. Нужно понимать, что работа стеклодува относится к разряду вредных профессий из-за близости к огню и раскаленному стеклу. У мастера помимо здоровых легких должна быть развита и способность к концентрации внимания», — отметила Яна Шачикова.
«50% успеха зависит от профессионализма твоего наставника. Было нелегко! Сначала немного боялась огня и того, что шар может лопнуть при „раздувании“. Благодаря моей настойчивости и упрямству, понемногу стало все получаться. Сначала выдувала шары, потом более сложные изделия, которые создаем методом свободного выдувания, такие как верхушки, колокольчики и некоторые формовые игрушки. А через 4 года я и сама стала наставником, отработав в итоге стеклодувом 17 лет. Для нас каждый заказ необычен, интересно создавать новые коллекции. Главное, что образы наших игрушек несут доброе начало!»
Взять в руки кисть и понять, как же рождаются эти добрые образы, могут и посетители музея предприятия, где их ждут увлекательные мастер-классы по росписи стеклянных шаров. Открытый в 2008 году музей «Клинское подворье» собрал более 16 000 экспонатов, отражающих все этапы развития промысла — от дореволюционных елочных украшений до современных авторских коллекций. Экспозиция размещается в 12 тематических залах: «Голландский» погружает в историю новогодних традиций, «Крестьянская изба» воссоздает атмосферу мастерских кустарей-стеклодувов. Старшее поколение вспомнит детство в зале советской елочной игрушки, а экспозиция современных работ продемонстрирует, как развивается промысел сегодня.
Тем, кто верит в новогодние чудеса, непременно стоит заглянуть в «Зал Щелкунчика» и «Ледяную комнату», где находится почта Деда Мороза. И, конечно, не забудьте загадать самое заветное желание под Вифлеемской звездой рождественской ели в «Парадном зале» музея!
Кстати, новогодние праздники — прекрасное время для того, чтобы познакомиться с другими народными художественными промыслами России из материалов цикла «Культурный код». Например, узнать, как создают павловопосадские платки или шедевры алеутского плетения из трав.
Светлана Минеева