На одной волне с инновациями: как восстанавливают слух у детей

Нарушение слуха – самый частый врожденный сенсорный дефицит. В России не менее миллиона детей имеют подобные ограниченные возможности. Ученые активно работают над созданием инновационных подходов в диагностике и лечении. Например, недавно они разработали метод ранней реабилитации глухих детей, а также внедрили новый алгоритм слухопротезирования. Кроме того, была улучшена система помощи для юных пациентов, а в ряде школ внедрили программу мониторинга слуха.

Насколько эффективными оказались новации? И как выявить первые признаки снижения слуха в раннем возрасте? На эти и другие вопросы порталу наука.рф ответил их автор, главный врач Детского городского сурдологического центра Санкт-Петербурга, доцент кафедры оториноларингологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова, советник директора по сурдологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи, доктор медицинских наук Газиз Туфатулин.


Слышать через... бассейн

Основной метод коррекции врожденной глухоты – кохлеарная имплантация, когда с помощью вводимого электрода стимулируются волокна слухового нерва. Такая стимуляция воспринимается мозгом как звуки, которые должны выстраиваться в понимание речи, а позднее – и в формирование собственной. Это сложная технология, требующая комплексной диагностики и подготовки.

Мозг ребенка в целом, и слуховая система в частности, активнее всего формируются в течение первых двух лет жизни. Поэтому важно начать реабилитацию как можно раньше. Но как это сделать до операции, когда пациент еще не слышит? Нужно активировать зоны головного мозга и усилить воздействие на кожные рецепторы. Ученые предложили использовать водную среду. Дело в том, что, когда через воду передается вибрация (а это тоже колебание молекул, как и звук), стимулы воспринимаются ярче, чем при воздействии на отдельные участки тела.

Специалисты измерили, какой диапазон вибрационных стимулов воспринимает ребенок в воде. Затем через специальные подводные динамики в бассейне подавались стимулы, и у детей вырабатывался условный рефлекс на их включение и выключение. После операции выяснилось, что у тех, кто участвовал в процедурах, быстрее появляются реакции на звуки уже в импланте. Сейчас такой метод гидровибрационной стимуляции применяется в Детском городском сурдологическом центре Санкт-Петербурга.

Без родителей – никак

Кстати, по словам ученого, широкие возможности в диагностике и терапии появились именно благодаря открытию в 2018 году детского сурдологичесого центра в Северной столице: было закуплено новое оборудование, расширено штатное расписание. Однако любые эффективные решения в здравоохранении всегда основываются на научных исследованиях.

Так, специалисты стали изучать распространенность и структуру тугоухости у детей, разработали режимы слухоречевой реабилитации для юных пациентов разного возраста. Результаты исследований легли в основу новой стратегии развития помощи детям с подобными нарушениями. Сейчас ученые активно сотрудничают с родильными домами и поликлиниками, педиатрами и неонатологами.

«Теперь мы проводим постоянный мониторинг таких показателей, как возраст постановки диагноза и слухопротезирования, сроки ожидания помощи, результаты реабилитации. В наших планах – продолжить работу с врачами смежных специальностей, педагогами школ и детских садов, родителями», – поделился Газиз Туфатулин.

Куда должна смотреть школа

В России с 2008 года проводится обязательное обследование слуха у новорожденных. Однако не все случаи тугоухости появляются с рождения – часто она возникает позднее и остается невыявленной. В итоге ребенок сталкивается с трудностями в школе, в то время как родители и учителя могут ошибочно расценить это как невнимательность или неврологические расстройства.

В 2019 году Детский городской сурдологический центр был принят в международную рабочую группу по скринингу школьников. Цель программы – провести аудиологический скрининг среди первоклассников. Сейчас исследование переросло в городскую программу «Школа здорового слуха» и проводится в рамках проекта «Крепкая семья». Специалисты надеются, что в будущем проект удастся масштабировать на всю страну.

«К сегодняшнему дню обследованы около 1,5 тыс. учащихся четырех школ Санкт-Петербурга. Мы выявляем даже небольшие нарушения, которые можно вылечить или откорректировать. Они обнаруживаются у 15%», – рассказал ученый.

Доверяй, но проверяй!

Сегодня слуховые аппараты – это, фактически, высококлассные компьютеры со сложными системами обработки сигнала. Но любая технология должна доказать свою безопасность и эффективность, особенно в педиатрии. Поэтому специалисты стали активно применять так называемые акустические измерения в реальном ухе.

Обычно прибор настраивается по диагностическим данным. Однако на практике до конца не известно, какое усиление он дает у барабанной перепонки, как влияет размер и форма уха на акустику. Чтобы это выяснить, в слуховой проход вводится тонкий микрофон, который «слушает», как работает аппарат и как распространяются звуки.

«Такой метод не нов, но суть нашей идеи – объективизировать не только усиление устройства, но и работу многочисленных функций, появившихся в последние годы. Производители медицинской техники, конечно, заявляют, что все они улучшают клинические результаты. Но мы должны убедиться самостоятельно», – объяснил автор методики.

Именно в этом и состоит идея нового алгоритма слухопротезирования – измерить параметры уха, провести первичную настройку аппарата и усиление и другие функции, оценить эффективность проведенных манипуляций.

Когда спешить к врачу?

Есть ряд признаков, на которые, по словам специалиста, стоит обратить внимание родителям. Например, если малыш не реагирует на громкие звуки в первые полгода жизни или в возрасте 6-12 месяцев – на свое имя, не поворачивает голову в сторону звука. Также стоит присмотреться, если он не произносит предложения из двух слов в двухлетнем возрасте или начал это делать лишь ближе к третьему году жизни. Если ребенок старше 5 лет пропускает окончания, совершает грамматические ошибки в речи или у него ограниченный словарный запас (говорит только часто используемые бытовые слова), это также может служить поводом обратиться за профессиональной медицинской помощью.

Обследование человека с подобными симптомами проводит сурдолог. Сегодня в арсенале врачей – точные и объективные методы, позволяющие оценить ситуацию уже с первых недель жизни. По мнению Газиза Туфатулина, важно сначала исключить нарушение слуха, а уже потом заниматься поиском других причин, а не наоборот. Ведь потерянное время приводит к ухудшению результатов коррекции.

Ученый утверждает, что сегодня тугоухость и глухота – не приговор. Практически во всех случаях проблему можно скорректировать и дать все необходимое для нормального развития ребенка. Главное – сделать это вовремя.

 

Анна Шиховец