На взлет: новый «Суперджет» готовят к первому полету

В мае начинаются финальные ресурсные испытания обновленного ближнемагистрального самолета «Суперджет» (Sukhoi Superjet New, SSJ-NEW) с российским оборудованием. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») – помогает подготовить авиалайнер к первому полету.

Наука.рф получила возможность побывать в лаборатории, где будут проводиться испытания – журналистам впервые за пять лет не только рассказали, но и показали, над чем работает ЦАГИ в условиях технологического суверенитета.


Курс на импортозамещение

Финальные ресурсные испытания обновленного ближнемагистрального самолета «Суперджет» (Sukhoi Superjet New, SSJ-NEW) с российским оборудованием продлятся до ноября этого года, сообщил генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН, член Совета РАН по машиностроению, руководитель Научного центра мирового уровня «Сверхзвук», доктор технических наук Кирилл Сыпало на пресс-конференции, отвечая на вопрос наука.рф.

Новый российский лайнер сделан полностью из отечественных материалов, включая типовые решения, фюзеляжи, иллюминаторы и композиты –  они будут проверены на испытательном стенде лаборатории ресурсных испытаний, в том числе российские двигатели ПД-8, которыми будут оснащены «Суперджеты» в рамках импортозамещения.

«Мы надеемся, что уже в ближайшее время самолет вылетит», — сказал Кирилл Сыпало, отвечая на вопрос о том, когда может состояться первый полет авиалайнера.

Он уточнил, что испытания «идут в задел последующей жизни самолета, когда он будет летать в авиакомпании». «Мы сейчас активно помогаем нашим коллегам из ФРС (Филиал ПАО „Корпорация „Иркут“ „Региональные самолеты“) подготовиться к первому вылету. Он должен состоятся, я думаю, в ближайшее время. Те испытания, которыми занимаемся мы, это ресурсный стенд, который будет обеспечивать потом и межсервисные интервалы эксплуатации самолёта в авиакомпании», — сказал генеральный директор ЦАГИ.

Начальный ресурс нового «Суперджета» оценивается в 10 000 полетов, рассказал начальник отделения ресурса конструкций летательных аппаратов центра прочности летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», кандидат физико-математических наук Станислав Дубинский.

Ранее в марте председатель Правительства РФ Михаил Мишустин сообщал, что первый полет нового лайнера, оборудование которого обновили в рамках импортозамещения, состоится в течение трех месяцев.


105 лет инноваций

Одному из ведущих российских центров авиационной науки в этом году исполнится 105 лет со дня основания. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых конструкторскими бюро России, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. Также институт принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Именно здесь находится самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе Т-101. Максимальная скорость воздушного потока в трубе – 50 м/с. В Т-101 ведутся исследования натурных объектов или их моделей, испытания самолетов, в том числе с работающими двигателями. В установке проводили испытания самолетов Ту-154, Ту-144 и Ту-204. Исследовали, как на сильном ветру будут вести себя подвесные мосты, продували модель скульптуры «Родина-мать зовет!» и модель монумента Музея Победы.

Как рассказал наука.рф заместитель начальника отделения аэродинамики силовых установок Михаил Иванькин, испытания позволяют вносить в конструкцию технические изменения, необходимые для обеспечения ее прочности, надежности и безопасности. Так, рядом с Т-101 можно увидеть настоящий спускаемый аппарат-дублер, который проходил проверку после отказа техники 24 апреля 1967 года – во время посадки не вышел основной парашют, а стропы запасного скрутились, не дав ему раскрыться.

«Был проведен цикл испытаний, когда пытались понять, почему не произошел штатный выход парашюта. Было установлено несколько причин. Крышка, которая закрывает парашютный отсек, не смогла вовремя открыться по двум причинам – из-за перепада давления и из-за того, что, когда готовили этот летательный аппарат к пуску, то сверху он покрывался специальным теплоизолирующим составом, и этот состав слегка закусил место, где крепилась крышка. Эти два фактора сложились, и крышка не смогла вовремя открыться. После этого вся конструкция была усовершенствована, и больше таких случае в нашей истории космонавтики не было», – уточнил он.

В настоящее время в трубе Т-101 проходят испытания по определению аэродинамических характеристик перспективных планирующих парашютов.

Лаборатории ЦАГИ проверяют все возможные ситуации, в которых могут оказаться летательные аппараты. Одна из них – штопор.

«Это самое опасное явление, в которое может войти самолет, поэтому необходимо заранее определить, как предотвратить попадание самолета в штопор или обеспечить 100-процентный выход из него», – рассказал начальник научно-исследовательского центра комплексных исследований и разработок винтокрылых летательных аппаратов ЦАГИ, доктор технических наук Руслан Миргазов.

Именно в ЦАГИ выдают летные заключения для любой новинки. В лаборатории ресурсных испытаний также проходят исследования самолета МС-21. Ведутся сертификационные испытания отсека фюзеляжа с центропланом и кессоном крыла из отечественных полимерных композиционных материалов. Как сообщил Станислав Дубинский, они уже позволили сертифицировать самолет в импортозамещенном варианте.

«Например, самолет МС-21 имеет проектный ресурс 60 тыс. полетов, но объем испытаний, который запланирован у нас для подтверждения этого ресурса, составляет 240 тыс. полетов – в четыре раза больше. Длительность таких испытаний может составлять десяток и более лет», – уточнил он.

Также идет реализация проекта нового дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. Его важная часть – крыло, легкое и прочное, композитное. «Первый прототип кессона изготовили. Второй прототип этого кессона будет выставлен на МАКСе. Это уже ресурсный прототип кессона – задел на будущее для нашей будущей широкофюзеляжной авиации. Наверное, некое следующее поколение ИЛ-96», – рассказал Кирилл Сыпало.

Экспериментально-опытный завод (ЭОЗ) Московского авиационного института в конце апреля завершил изготовление и отгрузку деталей для прототипа кессона крыла российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) CR929. Он также пройдет испытания на прочность в ЦАГИ.


Ольга Ситникова