Российские студенты 25 января отмечают свой профессиональный праздник – Татьянин день. Именно в этот день завершается первый семестр учебного года, а затем учащихся ждут двухнедельные каникулы.
В Десятилетие науки и технологий уделяется большое внимание поддержке молодежи, студенческих проектов, развитию университетских стартапов и молодежных лабораторий. И сегодня Президент России Владимир Путин встретился с учащимися высших учебных заведений России в Инновационном научно-технологическом центре МГУ «Воробьевы горы».
Глава государства ознакомится с планами развития научного кластера «Ломоносов», пожелал студентам самореализации в будущей профессии, любви и крепкой дружбы, а также обсудил будущие проекты.
Новый научный город
Ведущая роль МГУ в праздновании не случайна. Еще в 1755 году, после подписания императрицей Елизаветой Петровной 25 января (12 января по старому стилю) указа об учреждении Московского университета, Татьянин день стали отмечать сначала как день рождения МГУ, а позднее как праздник студентов. С 2005 года эта дата в России официально отмечается как День российского студенчества.
Владимиру Путину рассказали о развивающихся на площадках кластера «Ломоносов» научно-прикладных проектах резидентов и потенциальных участников по направлениям «Беспилотные летательные системы», «Передовые промышленные технологии» и «Биомедицина». Президента сопровождали мэр Москвы Сергей Собянин и ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий.
«Сейчас только прошлись – я думаю, что вы тоже видели, посмотрели инновационный кластер «Ломоносов». И это только начало: думаю, что вся эта система, можно сказать, город научный, научно-исследовательский, инновационный будет создан как раз к 270-летию (МГУ) – это будет в 2025 году», – сказал Путин.
Ежегодно в Татьянин день в главном вузе страны проходит торжественное заседание с участием ректора и гала-концерт. По традиции, Виктор Садовничий сам угощает «мучеников науки» медовухой в Фундаментальной библиотеке МГУ. Рецепт «фирменного напитка» насчитывает не один десяток лет и держится в строгом секрете.
Технологии и суверенитет
Сопредседатель Координационного комитета Десятилетия, заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко лично поздравил студентов Финансового университета, где сегодня прочитал лекцию на тему «Научно-технологический суверенитет: вызовы и решения».
Вице-премьер рассказал о приоритетных направлениях научно-технологического развития и цифровой трансформации ключевых отраслей российской экономики. Особое внимание он уделил вопросам, связанным с интеграцией сфер образования и науки новых территорий в образовательное пространство и систему научной деятельности России.
«Российских студентов стало больше: к нам присоединились около 100 тыс. ребят из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Мы вместе отмечаем замечательный праздник – День студента», – подчеркнул он.
В настоящее время в нашей стране обучаются более 4,2 млн студентов. В ближайшее время они станут высококлассными специалистами и подключатся к решению важнейших задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным, отметил вице-премьер. Главные из них – достижение технологического суверенитета и цифровой трансформации ключевых отраслей экономики.
В канун праздника, на брифинге, посвященном ключевым результатам и новым решениям для достижения поставленных задач, он особо отметил роль молодежи в развитии науки.
«Студенчество – та самая пора, когда вдохновение находится на высшей точке. Правительство отвечает за то, чтобы создать условия для обеспечения результативности и эффективности. От тех, кто штурмует науку, ждем новых открытий и результатов», – подчеркнул вице-премьер.
По данным ВЦИОМ, 64% родителей хотели бы, чтобы их дети работали в сфере науки, а 83% российских студентов планируют строить свою научную карьеру в России.
Вызов для вузов
Глава Минобрнауки Валерий Фальков пообщался с представителями студенческих СМИ во время специальной пресс-конференции. Министр отметил работу Молодежного Медиацентра Минобрнауки, который объединил более тысячи студентов из 65 регионов страны, включая новые территории. Его главная цель – формирование у начинающих специалистов профессиональных навыков и помощь при выборе карьерных траекторий.
«Я признателен, что вы и ваши коллеги освещаете крупные значимые события и формируете такой уникальный студенческий взгляд на то, что происходит в сфере науки, технологий и высшего образования», – сказал Фальков.
Он также рассказал об увеличении количества иностранных студентов – в этой учебном году в российских вузах обучаются около 400 тыс. ребят из других стран.
«В 2022 году их поступило больше, чем годом ранее. Мы намерены и далее работать над тем, чтобы наше образование было еще более привлекательным как для иностранцев, так и для российской молодежи. Наша задача, чтобы качество и форма обучения соответствовали современным запросам», – уточнил министр.
Отвечая на вопросы студентов, министр выделил три основных направления развития высшей школы на ближайшее будущее – это обеспечение технологического суверенитета, а также качество и привлекательность региональных вузов. По словам главы Минобрнауки, целая линейка решений последнего времени направлена на достижение этих целей. Например, создание кампусов мирового уровня, запуск программы «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы».
«Достижения первых двух целей возможно, только если университеты перестроятся, их команды будут нацелены на развитие, и они начнут реальные изменения. Это большой вызов для самих вузов. И многим университетам, особенно в регионах, предстоят серьезные изменения с тем, чтобы они были привлекательны и для студентов, и для индустриальных партнеров, и для бизнеса», – сказал Фальков.
Новые молодежные лаборатории, которые создаются в рамках национального проекта «Наука и университеты», позволяют начинающим ученым эффективно генерировать новые продукты и технологии. Помимо конечного результата, ведомство активно развивает их для вовлечения молодых специалистов в сферу науки и исследований.
«Мы их очень хорошо финансируем, совместно с университетами или научными организациями оснащаем научным оборудованием. Механизм такой – коллектив нам подает заявку, выбирает научное направление, а дальше у них – свобода творчества. Важно, чтобы они создавали конкретный продукт», – уточнил министр.
За последние три года созданы 740 молодежных лабораторий под руководством молодых ученых в возрасте до 39 лет, из них 240 – в 2022 году по приоритетным направлениям науки «новая медицина», «микроэлектроника», «сельскохозяйственные науки», «новая энергетика» и «климатические исследования».
Евгения Сахно