Ни дыма, ни огня: как защитить электротранспорт от возгораний



Современный электротранспорт давно стал привычной частью нашей жизни: трамваи, троллейбусы, электробусы, электросамокаты, гироскутеры каждый день в огромном количестве «выходят» на городские улицы. Отрасль активно развивается, и вместе с ней ученые разрабатывают новые способы следить за пожарной безопасностью аккумуляторов, на которых работают такие транспортные средства. Инновационное решение предложил проект, победивший в одной из номинаций премии «Новатор Москвы».

О том, как предотвращать возгорания на микроуровне и как защитить практически любое устройство — от розетки в офисе до аккумулятора на подводной лодке — рассказала автор проекта, кандидат химических наук, генеральный директор и научный руководитель команды МФА ТЕХ Александра Серцова.


— Что может загореться в аккумуляторах и почему это происходит? 

— Даже самая большая и емкая батарея состоит из множества мелких элементарных ячеек. Самый популярный пример ячейки — это цилиндрический аккумулятор стандарта 18650. Он в полтора раза больше пальчиковой батарейки. Иногда внутри ячейки происходит короткое замыкание, которое приводит к тепловому разгону (так называют явление, при котором увеличение температуры электролита приводит к росту зарядного тока – прим. ред.) и возгоранию, а иногда даже взрыву.

Причины у короткого замыкания могут быть разные: нарушение режима заряда (перезарядка или переразрядка), механическое повреждение, разрушение мембраны между электродами, перегрев аккумулятора или, что чаще всего и происходит, просто производственный брак. Еще одна причина — старение аккумулятора: чем он «старше», тем более пожароопасным становится.

Воспламенение всегда происходит в одной из ячеек, а дальше по принципу домино идет цепное распространение пожара на всю батарею. Вот и получается, что всего один из 7000 маленьких аккумуляторов способен стать причиной выгорания всего авто или целого транспортного корабля-автовоза.

Высокая пожарная опасность аккумулятора объясняется наличием в их составе легковоспламеняющегося электролита и активных материалов катода.

— Какая защита стоит на такой случай в электротранспорте?

— На сегодняшний день для борьбы с тепловым разгоном и возгоранием реализуются множество подходов. Самыми эффективными из них являются BMS (контроллер управления батареями), теплоизоляционные материалы, системы принудительного охлаждения. Все перечисленные методы можно отнести к пассивной пожарной защите. В некоторых ситуациях защита достигается за счет снижения SOC (уровень заряда электрической батареи по отношению к ее емкости): аккумулятор заряжают всего на 60%, чтобы снизить плотность энергии внутри ячеек.

— Как выглядит ваша разработка и чем она поможет предотвратить возгорание?

— Образно ее можно представить как огнетушитель в форм-факторе пластинки, который работает в полностью автономном режиме, без источников питания, сенсоров, а главное — без участия человека. Проще говоря, наша разработка — очень маленький огнетушитель, который можно установить даже в самые небольшие объекты.


Мы делаем композитный материал, который при воздействии поражающих факторов пожара (пламени или температуры) выделяет газообразное огнетушащее вещество —это огнетушащий агент. Он находится в материале в микрокапсулированном виде. Такой агент замедляет процесс горения и тушит возгорание, находясь внутри аккумулятора.

В зависимости от типа ячейки мы предлагаем использовать экраны, спейсеры, заливочные составы из нашего материала. Если им проложить ячейки аккумулятора, то получится пожарозащищенная батарея. При возникновении нештатной ситуации материал успеет сработать, локализовать возгорание на уровне одной ячейки и предотвратить объемный пожар.

Решение помогает, к примеру, отделаться мелким ремонтом по замене ячейки, а не покупкой нового автомобиля.  

— Микрокапсулы подойдут для любого устройства, работающего на литий-ионном аккумуляторе?

— Микрокапсулы — это сердце нашей разработки. В чистом виде мы их не используем, а делаем из них материалы. Конечно, это решение подходит для всех устройств и оборудования, составной частью которых являются литий-ионные аккумуляторы, будь то легковые электромобили, электробусы, электросамокаты, маневровые электролокомотивы, стационарные системы накопления, источники бесперебойного питания, спецтехника, телекоммуникационное оборудование, портативные устройства и т.д.


— С чего начинался ваш стартап?

— Все началось с истории про самопроизвольное воспламенение смартфонов Samsung Galaxy Note 7. Их даже запрещали к провозу в салоне самолета, приравняв к огнестрельному оружию, ножам и легковоспламеняющимся жидкостям. Тогда южнокорейская компания начала решать, на первый взгляд, абсурдную задачу — установить средство пожаротушения непосредственно в телефон. За ними подтянулись остальные, и мы работали по этой теме в одном из корейских стартапов. Нас настолько затянуло решение проблем пожарной безопасности, что после завершения проекта в Южной Корее мы захотели дальше развивать способы, позволяющие локализовать пожар на самой ранней стадии и избежать таким образом больших материальных потерь и человеческих жертв. В России нас поддержал Фонд содействия инновациям, Сколково и Московский инновационный кластер.

— На какой стадии сейчас находится работа над продуктом?

— Мы создали прототип продукта и организовали его мелкосерийное производство, активно проводим опытно-промышленные испытания (пилоты) с разными производителями литий-ионных батарей и электротехнического оборудования. 

— Где сейчас используется разработка?

— Нашими основными клиентами стали производители ячеек, батарей и конечных устройств. Пока мелкосерийно мы производим 10-15 кг продукта в месяц, и все это количество расходится.

Кроме того, решения, разработанные нами ранее, применяются как один из элементов противопожарной защиты стационарных систем накопления энергии в Южной Корее. Это такая большая батарея в 20-футовом морском контейнере для ветрогенераторов и солнечных панелей.


— Как вам помогла образовательная программа «Новатора Москвы»?

— Мы имеем достаточно большой опыт участия в акселераторах и иных программах развития и можем с уверенностью сказать, что это была одна из самых разнообразных и разносторонних программ. Нетворкинг, экспертная оценка, проработка бизнес-модели и других ключевых параметров проекта, расширение своих бизнес-компетенций — все в комплексе было очень полезно.

— Какие планы на премию и дальнейшее развитие продукта?

— Вырученные средства мы направим, в частности, на дооснащение лаборатории, покупку оборудования. Хотим расширять области применения нашей разработки. У нас амбициозные цели — сделать использование этого материала стандартом для применения в электротехнике. Ведь с помощью него можно защитить практически любое устройство — от розетки в офисе до аккумулятора на подводной лодке.


— Вы также стали одним из первых резидентов программы непрерывного развития проектов «Академия инноваторов». Что вы ожидаете от участия?

— Мы ожидаем, что «Академия инноваторов» поможет в развитии бизнес-компетенций команды и подсветке проекта «Функциональные пожаротушащие материалы для защиты литий-ионных аккумуляторов». Наше решение относится к сквозным технологиям, поэтому мы можем предложить его применение, пожалуй, каждому из внушительного списка компаний-партнеров Академии.