Нити времени: сочетание традиций и инноваций в балахнинском кружеве

Изящные узоры, легкая и ажурная ткань — плетение кружева считается одним из самых красивых и сложных видов декоративно-прикладного искусства. Хотя на первый взгляд кружевоплетение может показаться исключительно художественным промыслом, в нем скрыто немало интересных научных и технологических аспектов. Какие технологии и методы используют для создания кружевных изделий? Что такое металлическое кружевоплетение? Где сейчас можно освоить это ремесло? На примере балахнинского кружева разбираемся вместе с экспертами в тонкостях производства.


Витиеватая история

Эта история началась в городе Балахна Нижегородской области. Этот древний город на Волге в XIX веке был одним из известных центров кружевоплетения. Как здесь появился этот промысел, историки пока не могут сойтись во мнении. По одной из версий, в начале XVIII века в этот город приезжали мастера-судостроители из разных стран, а вместе с ними — жены, которые уже владели навыком кружевоплетения.

«В XVIII веке во многих селах и городах появлялись мастерские, промысел активно распространялся. В страну привозили заграничные шелковые нити, спрос на кружева был большой. Свою роль в развитии кружевоплетения играла Нижегородская ярмарка, где, в том числе торговали необходимыми материалами высокого качества», — рассказывает директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, кандидат исторических наук Мария Карташова.


В XIX–XX веках практически все женское население Балахны и Балахнинского уезда занималось плетением кружев на продажу. В сельской местности женщин-кружевниц называли плетеями. Ценность изделий зависела от чистоты плетения, веса, количества инструментов — коклюшек — используемых при плетении.

Со временем в регионе сформировался особый вид кружевоплетения со своим уникальным художественным стилем, прославившим город: так называемый балахонский манер. Его основу составляют композиции из цветов, листьев, плодов граната и гроздьев винограда. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». Важным элементом служит декоративный геометричный фон в виде сетки или решетки. По мнению современников, создаваемые в тот период балахнинскими мастерицами кружевные «виноградные» косынки соперничали с зарубежными кружевами.

Многопарная техника

Еще одна особенность балахнинского кружева связана с многопарной техникой плетения: для создания изделия используют сразу много пар коклюшек, на которые наматываются нити. Например, если для традиционной сцепной техники обычно используют порядка 20 пар коклюшек, то для балахнинского кружева понадобится 150-300 пар, а то и больше, в зависимости от густоты рисунка и тонкости накола. Сам процесс работы напоминает печать на принтере: в балахнинской технике кружевница выводит рисунок по всей ширине, собирая элементы в цельный узор.

Что же входит в стандартный набор мастера по балахнинскому кружевоплетению? Специальная подставка, или козла; подушка, набитая опилками; металлические иголки (с их помощью закрепляют рисунок); сколок — технический рисунок кружева; ножницы, которые используются для наращивания нити, когда она заканчивается.

Главным инструментом служат коклюшки, вырезанные из дерева: березовые, кленовые, липовые. Как отмечает Мария Карташова, не столь важно, из какого материала они сделаны. В первую очередь, они должны быть легкими, ведь в дело идет сразу много пар.

От металла до шелка

Важную роль в ценности изделия играет качество материалов. Из каких нитей создают балахнинское кружево? Как правило, это шелк, например белый, кремовый. На старинных фотографиях нередко можно увидеть, что балахнинские кружева выполнены в черном цвете. Считается, что они произошли от мантильи, длинной вуали, служившей частью национального испанского женского костюма. Обычно испанки его надевают поверх высокого гребня, вколотого в прическу. В нашей версии это изделие используется в качестве шали или косынки.

С кружевным промыслом в России связан интересный факт. Как пояснила эксперт, нитяное кружево пришло в нашу страну во времена Петра I, до этого в большом объеме производилось металлическое кружево. Золотые и серебряные нити, наряду с жемчужной вышивкой активно использовались в украшении предметов светского быта, для церковных тканей. Льняное, шелковое и хлопковое кружево пришло позднее.

«Сейчас в основном плетем из шелка, благодаря этому получаются струящиеся материалы. Если говорим о более плотной одежде, например юбки и жакеты, стоит выбирать чистый лен, либо лен с добавлением вискозы», — говорит эксперт.

Медитативный процесс

Как правило, во весь цикл производства таких изделий вовлечен один специалист. Однако в создании материала также может участвовать художник по кружеву, чья задача — нарисовать эскиз, а подготовкой ткани заниматься швея.

Сегодня обучение этому ремеслу в основном доступно на мастерских и в специализированных кружках. Освоить искусство кружевоплетения на профессиональном уровне можно в российских вузах по направлению искусства и дизайна. Например, в Высшей школе народных искусств (академии) в Санкт-Петербурге, а также в Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина (РГУ).

«В санкт-петербургской академии на кафедре художественного кружевоплетения учатся создавать сколки и плести кружево. Но чтобы туда поступить, абитуриенты должны обладать определенными навыками в этой сфере. Кроме того, у нас в Балахне есть кружок в Доме культуры „Волга“. Это не профессиональное образование с дипломом, но там можно получить хорошие навыки, при этом обучение доступно для людей разных возрастов», — делится Мария Карташова.


Сам процесс кружевоплетения на балахонский манер, как замечают мастера рукоделия, довольно трудоемкий. Для него необходима немалая доля внимания и усидчивости. Порой из-за многочасовых занятий может заболеть шея или спина, в этом случае рекомендуется своевременно обратиться к неврологу. Универсальных способов, как избежать таких побочных эффектов, нет — каждый мастер самостоятельно для себя определяет удобную высоту сидения, расположение подушки и другие условия.

Однако влияние этого творческого процесса на психологическое состояние переоценить невозможно. К слову, научно доказано, что занятие творчеством не только улучшает настроение, но и помогает справляться с ежедневным стрессом.

«Для меня это как полноценная медитация. Когда я знаю, что мне предстоит трудный день, напоминаю себе, что вечером я приду домой и сяду за кружево. Мне могут не нравиться мои изделия, я могу их спрятать в ящик после того, как закончу. Самое главное — это процесс», — делится Мария Карташова.

3D-моделирование и цифровая печать

Кружевоплетение считается народным промыслом, а его традиции бережно хранятся по сей день. Но и здесь находят применение современным технологиям, которые, однако, не заменили, а скорее дополнили эту сферу искусства.

Например, ряд задач в производстве кружевных изделий сегодня выполняются на компьютерных программах. С их помощью мастера разрабатывают эскиз, могут продумать разные варианты дизайна, создать модель для индивидуального пошива или виртуального манекена, чтобы сделать выкройки, а также изучить изделие в готовом виде. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ им. А. Н. Косыгина Мария Куликова.

«На нашей площадке есть оборудование по вышивке, цифровой печати, 3D-принтеры. Студенты могут пройти полный цикл производства материалов, в том числе научиться работать на вышивальных машинах. Но, прежде чем их использовать, мы обязательно создаем эскиз от руки, это традиция. Сначала мы осваиваем ручные станки, а затем переходим на машинные технологии. Если говорить о 3D-оборудовании, тут мы сначала моделируем трехмерную форму на компьютерах, а затем загружаем программу», — объясняет специалист.

Такое обучение в вузе проходят студенты на дисциплинах по проектированию текстильной промышленности, дизайну, прикладному искусству, декорированию и созданию ручных изделий. Как пояснила специалист, молодым дизайнерам важно в первую очередь создать рисунок и разработать проекты своей коллекции. На этих дисциплинах они могут полностью воссоздать свои объекты, в том числе аксессуары или одежду.

Сохраняя традиции

Несмотря на успешный синтез современных технологий и художественного промысла, по мнению экспертов, кружевоплетение — особый вид искусства, в котором ручной труд высоко ценится, а знания и навыки могут передаваться из поколения в поколение.

«Это типичное кустарное производство, и, в отличие от других видов народного промысла, оно не перерастало в заводы и большие предприятия», — подчеркивает Мария Карташова. По ее словам, техника кружевоплетения со временем практически никак не менялась, ведь главной его особенностью остаются традиционные методики.

«Мы поддерживаем ручные способы вышивки и внедрения кружевоплетения. Это более ценно и, к тому же, востребовано в современном дизайне. Если вы посмотрите на актуальные коллекции модных дизайнеров, то увидите, что многие изделия в одежде расшиваются и плетутся ручным способом», — добавляет доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля РГУ им. А. Н. Косыгина Мария Куликова.


История балахнинского кружева уникальна. На фоне активного внедрения технологий этот художественный промысел смог сохранить уникальные культурные особенности. Хотя со временем масштабы его производства снизились, а классические кружевные изделия стали редким явлением, сегодня интерес к этому виду народного искусства снова начинает расти. Разглядывая эти удивительные детали, можно с уверенностью сказать, что балахнинское кружево еще не раз обретет новый расцвет.

Фото предоставлено: 
Туристическим порталом «Знакомьтесь, Нижний»,
РГУ им. Косыгина


Анна Шиховец