Финифть считается одним из древнейших художественных промыслов. Во все времена изделия с эмалью ценились не меньше, чем золото или серебро. Где и как использовали такие материалы? В чем секрет этого декоративно-прикладного искусства? И почему его называют «огненным письмом»? Разбираемся в новом материале нашей серии «Культурный код» вместе с директором фабрики «Ростовская финифть» Анатолием Подлесновым.
От Византии до Ростова Великого
Считается, что работа с эмалью, или финифтью, пришла к нам из Византии еще в X веке. Как правило, цветными эмалями украшали предметы церковного обихода. А вот об этимологии самого термина до сих пор спорят. По одной из версий, термин отсылает к греческому слову χυμεύω «химипеть» — «смешиваю».
Широкое распространение промысел получил в XVII веке. Влияние на это оказали, в том числе зарубежные мастера, совершенствовавшие технику производства эмали. Так, французский ювелир Жан Тутен одним из первых начал создавать миниатюрные портреты с эмалью, используя огнеупорные полупрозрачные краски.
С тех пор применение этого материала в художественной сфере стремительно развивалось. Начали изготавливать предметы бытового назначения: посуду, шкатулки, пудреницы, коробочки, украшения с цветочной росписью и сюжетными композициями.
Такие мастерские, как правило, были сосредоточены в отдельных регионах, но особенно этим промыслом славился Ростов Великий, служивший в те годы духовным центром страны.
«Сохранились сведения о существовании финифтяной мастерской при Ростовском архиерейском дворе и отдельных мастерах, работавших по заказам монастырей и церквей города. Такими миниатюрными изделиями украшали иконы, оклады религиозных книг и одеяния священников. По некоторым источникам, основателем миниатюрной живописи финифти в Ростове является Митрополит Арсений Мацеевич», — рассказывает директор фабрики «Ростовская финифть» Анатолий Подлеснов.
Крупнейшим центром эмальерного искусства в России с XVIII века стал Ростов Великий, где еще с давних времен сложилось сообщество мастеров и художников. В 1770-х годах в городе появились цеха, объединившие ремесленников, в том числе иконописцев. Производство расширялось и стало фундаментом для основанной здесь в 1918 году фабрики «Ростовская финифть».
Рассвет ростовской финифти
Сегодня самые популярные изделия с финифтью — это украшения с цветочной живописью в филигранном обрамлении: кольца, серьги, браслеты, кулоны, подвески с декоративной цветочной росписью. Такие аксессуары отличаются утонченностью и привлекают внимание нежным узорами.
Не менее популярны традиционные миниатюрные портреты и пейзажи. Часто можно встретить работы со сказочными мотивами, бытовыми сценами и сюжетными композициями. Следуя традициям, созданным мастерами прошлых десятилетий, современные художники с успехом продолжают работать в иконописном, историческом и других жанрах.
В целом, финифть отличается от многих народных художественных промыслов разнообразием стилистических приемов и орнаментов. Значимый вклад в развитие технологии внесли художники, трудившиеся на предприятии в середине прошлого века: И. Солдатов, А. Кокин, В. Катков, В. Пителин, а также ювелиры В. Солдатова, Л. Матакова, В. Шаров и другие мастера.
Необычные изделия
В истории фабрики есть примеры весьма необычных изделий. Например, в 1991 году «Ростовская финифть» изготовила корону для конкурса «Мисс Россия», которая вручалась победительницам в течение 10 лет. Одной из тех, кто был награжден, стала известная телеведущая Оксана Федорова. В настоящее время корона хранится в музее фабрики.
В 2021 году в сотрудничестве с российским дизайнером Ульяной Сергеенко мастера создали уникальные украшения для нарядов на Неделе высокой моды в Париже. Над элементами одежды в течение месяца работали шесть художников и ювелиров фабрики. Еще одна выдающаяся работа ростовских эмальеров — изготовленный в 2022 году крест высотой 1,8 метра для женского монастыря на Святой горе Афон в Греции.
Кроме того, фабрика «Ростовская финифть» сотрудничает с такими крупными предприятиями, как университет МГИМО, Холдинг «Вертолеты России», АО «Концерн «Калашников», Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство Ярославской области, ПАО «НК «Роснефть» ,МИД России, Правительство Приморского края, Сбербанк.
От медного листа до портрета
Технология изготовления финифти — трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов. Сначала из медного листа вырезают пластину, которой придают необходимую форму и объем методом холодной ковки.
Он расписывает поверхность пластины огнеупорными красками в несколько этапов, у каждой из которых есть свое профессиональное название.
Первый: малевка — набросок, когда художник вносит основные цвета и элементы рисунка. Далее следует прочерк — прорисовываются все мелкие элементы, рисунок насыщается цветом. Завершается творческий процесс подтенком: мастер вносит последние штрихи, добавляет фон и тени к деталям рисунка.
После каждого этапа росписи материал обжигают, за что финифть поэтично называют «огненным письмом». Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность и нежность красок, как будто бы светящихся изнутри.
Готовую живописную пластину устанавливают в оправу — скань (филигрань).
Экспериментируя с разными видами эмалей, художники расширяют возможности цвета и объема. Например, наряду с расписной эмалью на фабрике применяют перегородчатую: заполняют перегородки, созданные ювелиром цветными эмалями. Такой подход подчеркивает рисунок филиграни и придает яркость изделиям.
На создание одного изделия, в зависимости от сложности задачи, может уйти около двух дней (если это кольцо или брошь), так и два-три месяца (иконы или посуда). Как любое стекло, финифть не подвержена старению, не теряет с годами цвет, устойчива к воздействию солнца, влажности и высокой температуры. Но относиться к ней следует бережно — такой материал отличается хрупкостью.
Стать эмальером
Хотя технология финифти сложна и не терпит изменений, за годы производства мастера фабрики смогли ее улучшить, добившись более яркого блеска и высокого качества продукции.
Увидеть шедевры ростовских мастеров можно в Государственном историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля, Русском музее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях в России и за рубежом.
Но за настоящим путешествием в историю промысла следует отправиться в музей фабрики «Ростовская финифть». Здесь гости могут стать свидетелями процесса производства изделий, увидеть, как художники создают живописные работы, а ювелиры кропотливо собирают металлические узоры.
Сотрудники музея познакомят посетителей с уникальными экземплярами, изготовленными в разные годы выдающимися мастерами предприятия, раскроют секреты технологии и расскажут о быте мастерских XIX века. Мастер-класс, который проведут специалисты фабрики, позволит желающим разработать собственные эмалевые миниатюры.
Профессиональное обучение живописи по эмали можно пройти в Высшей школе народных искусств в поселке Федоскино Московской области. Ювелиров обучают в Красносельском училище художественной обработки металла в Костромской области. На фабрике «Ростовская финифть» регулярно проходят производственную практику студенты Колледжа дизайна и декоративного искусства Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова и Ярославского колледжа сервиса и дизайна, которые получают специальности художников, ювелиров и эмальеров.
«Финифть будет популярна всегда, так как не только имеет свою узнаваемость и индивидуальность, но и сохраняет традиции русского промысла в утилитарных вещах. Сохраняя это искусство, мы сохраняем нашу идентичность и частичку русского кода», — заключает директор фабрики «Ростовская финифть» Анатолий Подлеснов.
Анна Шиховец