От обсуждения глобальных вызовов до научного кино: таким был День науки и университетов на ВДНХ

Эксперименты с электричеством, уроки ораторского мастерства, секреты от научно-популярных блогеров и многое другое — 17 февраля на Международной выставке-форуме «Россия» прошел тематический день «Наука и университеты». Чем запомнился день его участникам и какими впечатлениями поделились гости, читайте в нашем материале.

Молодежь идет в науку

День начался с пленарного заседания, модератором которого выступил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко. Он рассказал о ключевых результатах и достижениях науки и высшего образования.

«Ключевой задачей Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом, стало привлечение и удержание кадров в науке, особенно среди молодежи. И в 2022 году нам удалось переломить тренд оттока специалистов из науки. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, возросла и достигла 670 тысяч человек. Позитивная динамика позволяет России сохранять пятое место по численности научных кадров в мире. Уже есть устойчивая тенденция притока молодежи в науку. Это говорит о том, что реализуемые по поручению Президента меры поддержки молодых исследователей, оказались эффективными», — сообщил Дмитрий Чернышенко.

Подробнее о пленарном заседании, прошедшем в рамках деловой программы в павильоне № 75, можно узнать в нашей новости. День «Науки и технологий» продолжился мастер-классами, лекциями и интерактивными экспозициями — впереди посетителей ожидало более 250 образовательных и научных мероприятий на стендах регионов России, в общем, программа обещала быть насыщенной.

Так, в павильоне № 57 «Россия — моя история» ученые-грантополучатели Российского научного фонда (РНФ) рассказывали о своих разработках в формате «Наука за 10 минут». С интересом на них смотрели молодые ребята, которые в этот день также отмечали 20-летие российских студенческих отрядов (РСО). Они поделились с порталом наука.рф впечатлениями и рассказали, какие научные направления им интересны.

«Мы приехали от российского студенческого отряда из прекрасного города Тулы. В этом павильоне уже побывали на карьерном треке. Сегодня хотелось бы еще подробнее увидеть экспозицию Десятилетия науки и технологий в России. Мой любимый предмет в школе — это история. Мне интересно изучать взаимосвязи, историческую цепь событий. В будущем я планирую сдавать экзамен по этому предмету и хотел бы поступить в сферу молодежной политики или государственного управления», — рассказал гость площадки, студент Даниил.

При этом ребята приехали не только послушать выступления экспертов, но и лично познакомиться со специалистами из других регионов, найти единомышленников и обсудить идеи для совместных проектов. Об этом нашему порталу сообщила студентка шестого курса Рязанского государственного медицинского университета Шовкат Абдуллаева.

«С нами приехала большая делегация студентов-медиков. Мы сегодня также хотели бы познакомиться с ребятами из других регионов, обменяться полезными контактами. Для меня как руководителя медицинского направления Рязанского регионального отделения, это важно, чтобы в будущем отправить моих ребят на медицинские проекты в другие регионы», — поделилась девушка.

Простыми словами

День продолжился лекцией от основательницы образовательного проекта по речи и голосу «Голос может» Седы Каспаровой в павильоне «Дом молодежи». Известный блогер поделилась с гостями полезными техниками в сфере ораторского искусства, объяснила, как справиться с тревожностью перед публичным выступлением, а также предложила самим посетителям потренироваться в самопрезентации. Школьники и студенты рассказывали о себе за одну минуту и разбирали ошибки в выступлениях своих сверстников. Подобный опыт, по мнению спикера, пригодится ребятам, ведь им еще не раз предстоит защищать собственные идеи и проекты перед публикой.


«Наиболее частые трудности, с которыми сталкиваются специалисты — это отсутствие навыка говорения с людьми на вольные темы и темы о самом себе. Люди, вкладывающие огромное количество времени, ресурсов и усилий в развитие своих профессиональных навыков, зачастую не имеют физической возможности вкладывать столько же времени в свое продвижение. Это нормально и логично. Но вместе с тем, что ты классный специалист, тебе важно еще и быть популяризатором самого себя и того, чем ты занимаешься», — рассказала Седа Каспарова.

По ее словам, для ученого, выступающего перед публикой, важно в первую очередь учитывать возрастные особенности и ценности аудитории. Стоит обратить внимание на то, чем увлекаются подростки, будь то искусственный интеллект, аниме или спорт. Поиск общих интересов позволит общаться с ребятами на одном языке и адаптировать знания исследователя под понятные для них примеры.

Подробнее о том, как создавать научно-популярный контент, рассказали гостям на лекции в павильоне «Сделано нами». Исполнительный продюсер телеканала «Наука» Алексей Резепкин презентовал телевизионные научные проекты и рассказал, какие форматы и темы интересны телезрителям. Он подчеркнул, что, вопреки расхожему мнению, широкая аудитория не боится сложных научных тем и готова следить за актуальными исследованиями.

«Для меня оказалось неким удивлением, что зрителям интересна фундаментальная наука. Например, выпуск про квантовое шифрование набрал много просмотров как среди эфирных телезрителей, так и среди интернет-пользователей. Я считаю это отличным результатом работы, в первую очередь, для автора сценария и режиссера монтажа, подобравшего такой видеоряд, который смог удержать внимание аудитории», — отметил спикер.

На выступлении одного из экспертов выяснилось, что среди посетителей уже есть начинающие блогеры. Спикеры поделились опытом с ребятами и объяснили, как можно развивать научно-популярные каналы в соцсетях и какие стратегии для этого необходимо применять. Например, по их словам, один из эффективных инструментов продвижения — это контент, созданный самими пользователями (UGC, User Generated Content). Он позволяет не только повысить вовлеченность аудитории, но и получить полезные для блога материалы.


«Нужно не забывать задавать открытые вопросы, призывать комментировать и давать информацию, на которую подписчики могут посмотреть с разных сторон и поделиться собственным видением. Кроме того, необходимо показывать контент в „живом“ формате: снимать „кружочки“ или вертикальные видео, пусть даже они будут сняты с руки и без сложной обработки. Все это позволяет сломать „четвертую“ стену, стать ближе к аудитории», — рассказал куратор редакционных команд Поволжья АНО «Диалог Регионы» Александр Клименко.

По мнению редактора-консультанта издания Black Science Александра Прокофьева, сегодня интернет-площадки предлагают разные возможности и инструменты, и важно не бояться их тестировать. Большой интерес у аудитории может вызвать как большая экспертная статья, так и короткие научные видео. Одна из главных задач для автора проекта — понять, как продвигать такой контент.

От теории к практике

Вечером в Центре современных биотехнологий — Музее БИОТЕХ прошел показ документального фильма «Мыслители», посвященного 300-летию Российской академии наук. После просмотра зрители смогли задать вопросы специалистам, работавшим над созданием картины. В дискуссии приняли участие заместитель директора по стратегическим коммуникациям ФИЦ Биотехнологии РАН Алина Осьмакова, главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров, автор сценария фильма Мари Рено, продюсер телеканала «Россия 1» Мария Финкельштейн, исполнительный продюсер фильма Дарья Быкова и художественный руководитель фильма Светлана Зонова.

Завершился тематический день ярким научным шоу, прошедшим на экспозиции «Почувствуй Россию». Телеведущий Алексей Иванченко продемонстрировал необычные опыты, а гости смогли проверить свои знания из школьной физики: почему от лазера лопаются воздушные шарики, что такое северное сияние, как жидкий азот влияет на свойства металла и многое другое. Эксперт рассказал посетителям о научно-популярных маршрутах, в ходе которых можно узнать о достижениях российской науки и передовых разработках исследователей.

«Самый эффективный способ увлечь людей наукой — через эмоции, а именно, радость познания. Вы сейчас видели, как я обращался к зрителям и задавал им вопросы в ходе экспериментов. Можно было наблюдать на их лицах живой интерес. Даже если человек ответил неправильно, на верный ответ он реагирует: „Ну, конечно, я же знал!“. И это настоящие эмоции. Важно создать у человека понимание, что наука на самом деле проста, она логична. Дело в том, что не все из нас могут ее сформулировать, но интуитивно-то мы ее понимаем. И это важно донести до зрителей», — заключил эксперт.

Несмотря на поздний вечер, гости, казалось, не собирались расходиться. У павильонов, освещенных ярким светом, по-прежнему стояли очереди из желающих посмотреть на научные установки, испытать на себе VR-технологии и пообщаться с представителями ведущих вузов страны и научных организаций. И хотя все темы и вопросы за один день не охватить, этот день наглядно показал: наука никого не оставляет равнодушным. И то, что это событие — лишь начало, а впереди нас ждет еще множество интересных событий в рамках Десятилетия науки и технологий в России — неоспоримый факт.


Анна Шиховец