Пластичность, слоистость, стабильность: как сибирская береста выдержала испытание временем

О полезных свойствах бересты, верхнего слоя коры, известно давно, она содержит биологически активные соединения, включая смолы и эфирные масла с антимикробной активностью. Поэтому в России бересту издавна использовали для изготовления лаптей и стелек, обеспечивая защиту ног от пота, холода и грибковых инфекций. Емкости из бересты (туеса) позволяли не только транспортировать, но и хранить продукты, так как они защищали пищу от плесени.


Сегодня сибирской берестой занимаются в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, Республике Саха и Алтайском крае. В новом материале цикла «Культурный код» ученые расскажут об археологических находках бересты в Сибири, а эксперты и мастера поделятся опытом сохранения и развития промысла, раскрывая технологию создания изделий.

Древняя береста Сибири

Обнаруженные в Сибири находки свидетельствуют об использовании бересты как функционального материала с древнейших времен. В частности, в 1965 году археолог, доктор исторических наук Алексей Уманский нашел берестяной сосуд монгольского времени, XIII–XIV веков, в урочище Раздумье в Верхнем Приобье, что в Алтайском крае. Емкость хранится в археологическом собрании Историко-краеведческого музея Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ). Эта берестяная «плошка» из грунтового погребения Каменского района заинтересовала кандидата исторических наук Николая Головченко, доцента университета, и Сергея Пилипенко, преподавателя Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), проводившего предреставрацию изделия. 


«Емкость (чуман) изготовлена из цельного куска бересты. По технологическим особенностям ее можно отнести к IV типу изделий, выделенному Анной Локтионовой на материалах берестяной посуды хантов и селькупов Западной Сибири XVII–XX веков. Сплющенное изделие хранилось в фондах без расчистки с момента раскопок, береста была сильно пересушена. Загрязнение удалось устранить с помощью щеток и стоматологических зондов, после чего было принято решение о частичной пластификации находки под воздействием пара и подконтрольной термообработке», – рассказали исследователи «Вестнику археологии, антропологии и этнографии»

Ученые создали импровизированную конструкцию, чтобы восстановить баланс влаги берестяного сосуда. После чего изделию вернули его первоначальную форму.


«Все предварительные работы выполнены без нанесения повреждений сосуду, поэтому в случае появления финансирования можно будет провести полную реставрацию. В ходе исследования удалось рассмотреть аналогии изделию и определить значительный по географии ареал берестяной посуды типа «чуман» на юге Западной Сибири. Условно от города Камня-на-Оби на западе до Кемеровской области на востоке, от Барнаула на севере до Горного Алтая на юге – в период с III по XVIII века н.э. Бытование таких сосудов зафиксировано для этих территорий и на рубеже XIX-XX столетий», – резюмировали Николай Головченко и Сергей Пилипенко. 

Новосибирская сокровищница 

Первый в мире музей этого промысла «Сибирская береста» был открыт в Новосибирске в 2002 году. Уже через год на V Всероссийском фестивале «Интермузей» новосибирские проекты и коллекция получили настолько высокую оценку, что учреждение приняли в Союз музеев России. 


«В Сибири промысел формировали такие коренные народы, как, например, ханты, манси и, конечно, русские мастера. Однако в нашем музее мы собрали не только работы коренных народов, но и образцы из разных российских регионов: томскую, архангелогородскую, новосибирскую, бурятскую бересту. Среди наших уникальных экспонатов есть даже туес индейцев Северной Америки конца ХХ века. В фондах более 400 изделий, и это заслуга создателя и первого директора музея, моей мамы Идеи Тимофеевны Ложкиной. Как хозяйка художественного салона и антикварной галереи, она увидела однажды красоту и потенциал бересты и решила поделиться своими открытиями с окружающими», – рассказал Александр Ложкин, и. о. директора музея «Сибирская береста».

В своем развитии промысел дополнил бытовые вещи предметами декора и художественными работами. Кроме утилитарных изделий, художники начали создавать картины, скульптуры, панно и различные сувениры. В Сибири появилось сразу несколько центров, где формировались разные школы мастеров, что объясняет многообразие стилей и традиций.

«Возрождение и модернизацию сибирская береста переживает с конца XX – начала ХХI веков. С этого периода промысел эволюционирует: меняются мотивы и формы изделий, появляются новые авторские решения. Одна из самых сильных сибирских школ сложилась в Прокопьевске, в Кемеровской области. Она представлена членами Союза художников и народными мастерами России Евгением Животовым, Кираматом Галиным, Игорем Черемисовым, Олегом Комаровым, Виктором Шмидтом и другими. Новое направление по изготовлению берестяной куклы создал Виктор Хахалин. А Виктор Маздоров из Новосибирской области разработал технологию изготовления икон из бересты», – отметил Александр Ложкин.    



Сбор и заготовка материала для промысла


В сибирских регионах широко распространена береза бородавчатая, или повислая (Bétula péndula), именно ее бересту используют в промысле. По наблюдениям мастеров, влияние на плотность и эластичность коры оказывает резко континентальный климат Сибири с его значительными перепадами годовых температур. В отличие от северных и центральных районов Европейской части России, например, Архангельска и Иванова, где из-за специфики бересты чаще всего применяют технику плетения, в Сибири художники работают с пластовой берестой, используя метод резьбы в несколько слоев. Нюансами сбора и подготовки материала поделился мастер из Новосибирска Иван Максименко, член Международной федерации художников и член Союза художников России, занимающийся промыслом уже 32 года. В свое время азы работы с берестой он перенимал у мастеров из Томска Нины Лукмановой и Валерия Гужина.

«Цвет и свойства сырья зависят от времени сбора. Если снимать бересту ранней весной в период сокодвижения, она будет красноватого оттенка. Такую бересту называют «хантыйка», так как традиционно ее собирал один из коренных народов Сибири – ханты, наносившие на нее орнамент путем выскабливания. Эта береста менее эластичная, для резьбы она не подходит. Поэтому оптимальный период сбора для нас – с 10 июня по 15 июля, в зависимости от температуры. Жарким летом береста быстро «прикипает» к стволу и уже не отходит. Осенью, когда листва опала, береста легко отделяется от древесного слоя ствола и имеет желтоватый оттенок», – объяснил художник. 

Сбор сырья называют одним из самых трудоемких этапов промысла, за берестой мастера едут в тайгу, в экологически чистые районы. Мастеру нужно быть готовым к суровым условиям: приходится продираться сквозь лесные дебри, защищаться от обилия комаров, клещей и мошек, выдерживать жару и высокую влажность. Чтобы деревья не погибали, бересту никогда не снимают «по кругу», сбор проводят фрагментарно, полосами или небольшими участками. Такой способ дает возможность «ранам» на стволе зарубцеваться.

«Бересту мы добываем пластами, если оставить ее на солнце с остатками березового сока, она изменит цвет на непредсказуемый. Поэтому протерев бересту, мы сразу кипируем ее. Заготавливаем в лесу жерди толщиной с запястье, две из них помещаем вниз и складываем на них около 50 кг бересты, сверху накрываем еще двумя жердями. После нижние и верхние жерди стягиваем веревками. Такая кипировка помогает защитить материал от скручивания, иначе потом процесс будет практически необратимым», – добавил художник. 

Заготавливают бересту на весь год, поэтому хранят ее в проветриваемом и защищенном от солнца и дождя помещении.

Технология создания изделий

Берестяной промысел – полностью ручной труд. Выбрав для работы заготовленный фрагмент бересты, мастер обрабатывает его перекисью водорода (H₂O₂) и моет. Высушенный фрагмент «расслаивают», отделяя слои друг от друга. Далее подготовленный заранее рисунок переносится с бумаги на бересту.

«Искусство от ремесла отличается творческим замыслом и воплощением его в готовое изделие. Выполнить работу по рисунку способны многие из тех, кто владеет техникой резьбы, но наши сибирские мастера, пользуясь уникальной пластичностью материала, создают принципиально новые модели и разрабатывают новые технологические приемы. Например, вместе с резьбой применяется техника «тиснения», когда акцентируют края рисунка, придавая ему объем», – уточнил Иван Максименко. 

После нанесения рисунка изделие кроится и собирается. Например, собранную шкатулку начинают сшивать с помощью сарги, нитки из черемухового лыка, а для изготовления некоторых изделий иногда могут использовать клей. Время работы зависит от сложности заказа. За один день опытный мастер может изготовить до 10 небольших туесов, но работа над резным многослойным изделием может занять несколько месяцев. Между прочим, свой набор инструментов мастер собирает практически всю жизнь.

«Для изготовления туесов обычно используют нож-косяк, линейку, пробойники, здесь немного инструментов. Другое дело – резная работа, когда заказывают, например, резную шкатулку из семи слоев. У каждого слоя будет свой орнамент и своя резьба, для этих целей только резаков у меня примерно 200 штук и чеканов около 50. Готовое изделие часто просят не покрывать даже защитными мастиками, только воском, хотя изделие можно окрасить и тонировать. Ценители исключительно натуральных материалов заказывают изделия естественного желтого цвета с чечевичками и даже наростами, понимая природную красоту бересты», – рассказал мастер.


Чтобы не закупоривать поры бересты лаком, изделия покрывают мастикой из скипидара, воска и канифоли. Как объясняют мастера, выделить некие группы орнамента сибирской бересты не так просто. Для хантов характерны такие символы, как огонь, вода, олени, отражающие их уклад жизни, в то же время русская часть Новосибирска часто использует растительный орнамент, мотивы русских сказок или геометрические рисунки.

Объединение мастеров

Мастера и художники из Новосибирска, Томска, Кемерова и Барнаула вошли в состав объединения «Сибирская береста», основанного в 2000 году Людмилой Гнедковой. Сегодня организацию возглавляет ее дочь Инна, которая вместе с супругом, художником Иваном Максименко, представляет одну из династий мастеров. 

«Промысел освоили сразу три поколения нашей семьи. Мой супруг изготавливает объемные фигуры и панно, он разработал серию украшений и сумок из бересты, я тоже люблю работать над украшениями и декорирую берестой кружки. Наши дочери Варвара и Василиса создают картины и интересные изделия малых форм. Вообще наше объединение мастеров делает все: туеса, посуду, шкатулки, высокохудожественные изделия, родословные книги, сувениры, грамоты, изделия с логотипами компаний. Бывают очень интересные заказы, народный артист Олег Табаков в 2000 году заказал берестяную обложку для своей автобиографии «Моя настоящая жизнь». А для спектакля «Снегурочка» одного из новосибирских театров мы сделали берестяную колыбель – зыбку», – прокомментировала Инна Максименко, директор ООО «Сибирская береста».


В Новосибирске сложилась сильная школа художников-мастеров, которую представляют Ирина Густайтис, Олеся Зорина, Любовь Лазарева, Иван Дзюба и другие. Их изделия широко представлены на международных и российских выставках. Так, у Ивана Максименко – более 200 грамот и дипломов. Даже в Тулу он приехал со своим самоваром из бересты и стал лауреатом первой степени.

«Как художника меня радует, что люди ценят красоту моих изделий и вложенный в них труд. Люблю создавать изделия в стиле «ретро»: два моих паровоза хранятся в музеях «Сибирская береста» и «Коломенский завод», еще один находится во Вьетнаме, в Ханое, а часовой механизм из бересты – во Франции. Мои изделия экспонируются в Японии и Австралии, был даже заказ из Колумбии. Чем сложнее задача, тем интереснее мне работать. Значимой победой для меня стало создание берестяной швейной машинки «Зингер», я изучил технологию и добился того, чтобы она шила пусть и грубыми стежками», – рассказал художник.


Задача объединения, отмеченного многочисленными дипломами и золотыми медалями – сохранение и развитие промысла, поэтому так важно оказывать мастерам содействие в реализации изделий. 

«В бизнес-инкубаторах, в центре «Мой бизнес» мастера могут получить помощь от государства в доработке бизнес-планов. Но береста – это не конвейерное производство, художники работают индивидуально. Если мастер начнет «гнать товар» ради объема продаж, то изделия потеряют свою художественную ценность. А на выставках бересту покупают именно за ее уникальность. Люди воспринимают промысел как нечто родное, близкое каждому, в них оживает память о своей культуре и корнях», – уточнила директор объединения. 

Для новосибирских мастеров важно, чтобы в области появилась возможность присвоения звания «Народного мастера», так как это станет хорошим стимулом для создания высокохудожественных изделий. Другое предложение касается создания бесплатных или льготных туров для мастеров из отдаленных от центра регионов на столичные выставки и фестивали. Не каждый художник может позволить себе дорогостоящие поездки, а изделия промысла покупателю нужно увидеть своими глазами, дотронуться, оценить текстуру. В этом смысле маркетплейсы не заменяют «очной встречи» с берестой.

Как освоить промысел

Получить художественное образование можно в Новосибирском государственном художественном училище, Новосибирском областном колледже культуры и искусств и в Новосибирском государственном техническом университете. В Институте социальных технологий вуза открыто направление «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», где есть специализация «художественная резьба по дереву». 

Стремясь сохранить промысел, сибирские художники постоянно проводят мастер-классы на фестивалях и выставках в музеях и образовательных учреждениях страны. Но тревога за сибирскую бересту, конечно, есть, поколения мастеров постепенно уходят, а талантливая молодежь часто отказывается от трудоемкого процесса, выбирая более легкие и доходные специальности. Поэтому новых мастеров в промысле очень ждут.

«Человека нужно берестяному промыслу учить с самых азов. Если попадется пытливый и способный ученик, то обучение займет около полугода плодотворных занятий. Но те, кто полюбил бересту, уже знают, что больше трех дней без промысла не выдержишь, душа просит работы. У меня даже кот Кузя стал заслуженным мастером, каждый раз запрыгивает ко мне на рабочий стол и контролирует наш творческий процесс. Понимает, что без искусства нам нельзя существовать», – поделился Иван Максименко. 


Светлана Минеева