Путевка в науку: как «Артек» помогает школьникам найти свое призвание

В этом году исполняется 100 лет со дня основания Международного детского центра (МДЦ) «Артек». Созданный изначально как лечебный санаторий, сегодня лагерь стал одним из крупнейших детских центров, где школьники могут не только укрепить здоровье, но и открыть для себя новые увлечения. В том числе погрузиться в мир науки. Какие тематические программы для этого проводят в знаменитом лагере? Как готовят будущих медиков, инженеров, космонавтов и экономистов? Читайте в нашем материале.


Мечта и всестороннее развитие

Среди живописных крымских пейзажей, на побережье Черного моря расположился легендарный детский центр «Артек». Находясь здесь, на береговой линии, протянувшейся на семь километров от горы Аю-Даг до поселка Гурзуф, понимаешь: место для его создания было выбрано далеко не случайно. Многие годы южный берег Крыма привлекает миллионы людей своим уникальным климатом.

Именно этот фактор стал одним из главных для основателя лагеря, председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Соловьева. «Артек» был создан в 1925 году как небольшой лечебный санаторий для детей, с брезентовыми палатками и простыми условиями.

Почему у лагеря такое название, точно сказать трудно, но есть несколько популярных версий. По одной из них, в переводе с греческого (άρκτος) это слово означает «медведь» и связано с расположением у горы Аю-Даг (крымскотат. Ayuv Dağ — Медведь-гора). Вторая теория отсылает к другому греческому слову — oρτύκια, то есть «перепелка». Считается, что во времена основания лагеря эти птицы обитали здесь в больших количествах. Согласно третьей версии, название произошло от татарского слова «артык» — «лишний», «избыток». Вероятно, это связано с тем, что в древности это место было отрезанной частью Гурзуфской долины.

Как бы то ни было, с первых лет своего основания лагерь стремительно развивался. Уже 1930-х годах появились первые капитальные строения, а позднее — новые корпуса детских лагерей «Морской», «Горный» и «Прибрежный». Со временем лагерь сменил статус с лечебно-оздоровительного комплекса на международный рекреационный и культурный центр. Начиная с 1950-х сюда приезжали не только дети со всех уголков страны, но и из других государств. Попасть в «Артек» было мечтой многих советских школьников. Программы разрабатывались таким образом, чтобы каждый мог проявить свои лидерские качества, попробовать силы в разных сферах.

Международные смены, детские спортивные игры и эстафеты, молодежные фестивали, конференции, встречи с выдающимися общественными деятелями, дипломатами, учеными и представителями творческих профессий — такие мероприятия становились по-настоящему масштабными событиями, которые освещались на всю страну. В разные годы «Артек» посещали космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, первый руководитель социалистического Вьетнама Хо Ши Мин, ученый и конструктор Сергей Королев, знаменитый футболист Лев Яшин, чемпион мира по шахматам Михаил Таль.

В 2014 году, после воссоединения Крыма и России, началась масштабная реконструкция, «Артек» получил новый импульс развития. Сегодня это федеральная инновационная площадка в сфере дополнительного образования и один из крупнейших детских центров.

«Международный детский центр применяет разнообразные программы и методики для формирования лидерских качеств у детей, направленные как на развитие личностных, так и социальных навыков. На смену приезжают ребята, которые уже проявили себя в разных сферах деятельности. И уникальное образовательное пространство позволяет школьникам применить свои таланты и обрести полезные навыки», — рассказывает директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко.

От микроскопа до телескопа

Благодаря широкому спектру учебных программ, артековцы могут проявить себя не только в творческой, но и в научной сфере. Помогают в этом Госкорпорация «Роскосмос», Русское географическое общество, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московский Государственный Технический Университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ имени Н. Э. Баумана) и другие партнерские организации, которые реализуют в детском центре дополнительные развивающие направления.

«Мы создаем технические лаборатории и творческие мастерские, где можно заниматься экспериментами. Только в 2025 году тематическими партнерами „Артека“ стали 130 организаций. Наши дети участвуют в реальных научных проектах, что способствует их развитию как будущих исследователей и инноваторов», — отмечает Константин Федоренко.

Одним из самых ожидаемых мероприятий в этом году станет тематическая смена от Российской академии наук: «300 лет РАН: фундаментальный взгляд на окружающий мир». Участие в ней примут ученики 8-9 классов, которые хотят связать свою жизнь с исследованиями в естественнонаучной области. Ученые, открывая путь к знаниям в междисциплинарные научные сферы, намерены показать ребятам, как взаимосвязаны физика, химия, математика и биология. Например, для чего нужны квантовые технологии современной медицине? Как математику применяют в сельском хозяйстве?


«На занятиях участники смогут поработать с реактивами, будут решать красивые уравнения и математические задачи. На биологии увидят, как можно управлять ростом клеток. Сегодня один из наиболее серьезных вызовов связан с инфекциями, устойчивыми к антибиотикам. Мы обсудим и эту тему. Используя микроскопы, дети узнают, что происходит с живыми культурами, если освещать их на определенной длине волны или добавлять химические соединения», — делится доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Андрей Наумов.

Лекции и мастер-классы проведут ведущие специалисты, члены-корреспонденты и академики РАН. Помимо классических научных направлений, ученые расскажут о таких необычных междисциплинарных областях, как эконофизика (наука, применяющая методы физики для анализа экономических процессов) и социофизика (эта научная область использует математические инструменты, применяемые в физике, чтобы объяснить процессы в обществе). Не обойдут вниманием тему искусственного интеллекта. Также в планах поездка в Крымскую астрофизическую обсерваторию. В организации этой смены помогает Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ), предоставляющий методическую поддержку.

«Надеюсь, нам удастся показать какие-нибудь интересные явления, например пятна на Солнце или протуберанцев — крупномасштабные плазменные структуры. Обычно такие картинки мы можем увидеть по телевизору или в интернете, а здесь есть шанс увидеть все вживую», — добавляет ученый.

Задача со звездочкой

Чтобы попасть на летнюю программу в «Артек» от Российской академии наук, необходимо пройти серьезный конкурсный отбор. Хотя участникам предстоит решить всего четыре олимпиадные задачи из естественнонаучной области, вопросы эти весьма нестандартные. По словам Андрея Наумова, ученые постарались придумать такие задания, для которых важен не только ответ, но и способ решения, умение рассуждать и мыслить нестандартно.

«Например, почему змея перед броском сворачиваются в кольцо? Такой вопрос не только заставляет задуматься о самом явлении, но и понять, к какой научной области он относится: биологии, физике или механике? Подобные задачи позволяют разжечь интерес у детей и побуждают к научному поиску, тому самому, которым занимаются настоящие исследователи. Уметь решать уравнения — это важно, но и творческий подход играет не менее значимую роль в науке», — объясняет эксперт.

Прием заявок на эту программу недавно завершился. Организаторы обещают подвести итоги в конце текущего месяца. Дополнительные баллы смогут получить школьники, ранее одержавшие победу в других образовательных проектах, организованных при участии академии: чемпионат сочинений «Своими словами», Менделеевский международный конкурс и Всероссийская викторина юных физиков.

Первая космическая

Однако в детском центре можно не только почувствовать себя научным исследователем, но и воплотить мечту о космосе в реальность. Для этого вместе с «Артеком» Госкорпорация «Роскосмос» реализует программу «Первая космическая», направленную на формирование у молодого поколения интереса к космонавтике и научно-техническому творчеству. Под руководством опытных наставников юные инноваторы создают гидропневматические модели ракет, малые спутники, знакомятся с бортовыми системами космических аппаратов, изучают другие инженерно-космические направления.

«Школьники в командах работают над проектом в одной из тематических лабораторий: планетоход, гидропневматические ракеты, спутникостроение, дистанционное зондирование Земли из космоса, прием космических данных, терра-проектирование», — рассказывает директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин.

В подготовке и проведении смен принимают участие ведущие специалисты ракетно-космической отрасли и эксперты, преподаватели опорных вузов и колледжей. Помимо занятий у ребят насыщенная общественная программа, в том числе мотивационные встречи с летчиками-космонавтами, героями России.

За десять лет сотрудничества в космических сменах участвовали более 1500 школьников из 36 субъектов Российской федерации и города Байконур. В этом году, в честь 100-летнего юбилея Международного детского центра, проходят и другие совместные мероприятия с Госкорпорацией «Роскосмос», направленные на популяризацию космонавтики среди детей и молодежи. Одним из ярких событий стал состоявшийся 28 февраля (в 00:24:27 по московскому времени) запуск с космодрома «Байконур» ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-30», на которую был нанесен юбилейный логотип МДЦ «Артек».

А уже этим летом на Международном детском фестивале «Пусть всегда будет солнце» 12–16 июня будет представлена профориентационная площадка Госкорпорации «Роскосмос» с образовательными мастер-классами и интерактивными научно-техническими экспериментами.

Инженерное дело

Найдутся в «Артеке» занятия и для тех, кто интересуется научно-техническими направлениями. С 2018 года Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС» (НИТУ МИСИС) совместно с детским центром реализует «Школу инженерных решений». Программу ежегодно обновляют, следуя актуальным трендам. В обучение входят модули: «Цифровой клон и инженерный анализ», «Новые материалы из вторичного сырья», «Управление бизнес-процессами» и «Сорбенты и промышленные отходы».

Учебный процесс строится по принципу «от простого к сложному». Сначала базовые эксперименты, затем — полноценные проекты. Каждый ребенок работает в удобном для себя темпе, а наставники помогают, но не навязывают готовых решений. Подробнее об этом рассказывает начальник Управления профессиональной навигации и приема, ответственный секретарь Приемной комиссии НИТУ МИСИС Мария Баранова.

«Участники погружаются в мир науки через практику. Юные химики создают сорбенты из промышленных отходов, проверяют их эффективность в очистке воды и проводят химические анализы. Физики и инженеры разрабатывают цифровые модели механизмов, исследуют их устойчивость к нагрузкам и проектируют устройства для космических миссий. Экономисты анализируют финансовое состояние компаний, учатся оценивать инвестиционные проекты и разрабатывают бизнес-планы», — отмечает эксперт.

Главная особенность этой программы в том, что ребята получают возможность применить полученные знания на практике, работая над реальными проектами под руководством преподавателей Университета МИСИС. Благодаря этому школьники могут оценить востребованность своей работы. Например, в прошлом году участникам смены удалось создать полимеры, обладающие электрической проводимостью, а также разработать модель дрона для транспортировки грузов.

«Ключевое — создать среду, где есть и академическая строгость, и пространство для творчества. Важно, чтобы теоретические знания сразу находили практическое применение. Когда школьники видят, как их гипотезы воплощаются в реальные устройства, продукты исследования и новые материалы, их мотивация повышается», — считает Мария Баранова.

Что ждет после летней программы? Путь в науку продолжится. Выпускников приглашают в Инженерную школу НИТУ МИСИС для дальнейшей работы над проектами. Лучшие из них ежегодно представляют на конференции «Дни науки НИТУ МИСИС».


Советы от эксперта

Прямо сейчас в детском центре проходит «Школа инженерных решений», которая завершится 1 мая. Как сообщили организаторы, на эту программу они получили более 130 заявок на 25 доступных путевок, что, по словам Марии Барановой, сделало конкурс особенно напряженным.

А тем, кто в будущем хотел бы попасть в такую программу, эксперт советует пробовать свои силы в олимпиадах и конкурсах по естественнонаучным дисциплинам — достижения в этой области повышают шансы на победу в отборе. Стоит поупражняться в конкурсных заданиях: новичкам рекомендуется написать мотивационное письмо, опытные участники могут прокачать свои навыки в эссе или презентациях. Важно следить за сроками отборочных этапов. Лучше подавать заявку заранее, внимательно изучив требования на сайте университета.

«„Школа инженерных решений“ — это не просто смена в „Артеке“, а стартовая площадка для будущих ученых, инженеров и предпринимателей. Мы видим, как у ребят загораются глаза, появляется уверенность в своих силах и желание менять мир к лучшему. Именно такие результаты — лучшая благодарность за нашу общую работу. Сотрудничество с детским центром особенно ценно тем, что позволяет выявлять и поддерживать талантливую молодежь со всей страны, давая равные возможности для развития детям из разных регионов», — подчеркивает ответственный секретарь Приемной комиссии НИТУ МИСИС.

Солнечная энергия

Ряд детских научных программ, посвященных в том числе инженерному направлению, проводит МГТУ им. Н. Э. Баумана. Например, одна из недавних смен — «Место, где рождается энергия» — была посвящена инновационным технологиям в энергетической промышленности. На лекциях дети узнали, с помощью каких современных методов можно получить экологически чистую энергию, а затем, уже на практических занятиях, вместе с педагогами собирали ветряные фермы, работающие на солнечной энергии.


«Ребята разбирали, как устроена солнечная панель, как она „превращает“ энергию в электричество. А также освоили основы электротехники, пайки и сборки электрических цепей. Финальным проектом курса была многоуровневая ветряная ферма, в которой электродвигатели приводились в движение за счет солнечных батарей. Причем участники организовывали выступления на стенде, который тоже работал полностью за счет солнечной энергии», — рассказывает руководитель «Инжинириум МГТУ им. Н. Э. Баумана» Ольга Шах.

По ее словам, чтобы увлечь ребенка наукой на таких программах, важно не перегружать учеников теорией и сложными формулами (которые у них получится запомнить, если постоянно с ними работать). Лучше как можно скорее погрузиться в суть темы, помочь ее почувствовать. При этом необходимо, чтобы преподаватель с самого начала обучения установил с ребятами правила, которым они будут следовать во время занятия для поддержания дисциплины.

Еще одно правило: больше практики. Научный теоретический материал, преподаваемый без практического подкрепления, не только скучен, но и непонятен, считает эксперт. «У нас к этому относятся очень серьезно, так как „образование через практику“ — это главный принцип при организации обучения в Бауманке», — отмечает Ольга Шах. В этом году университет планирует новые совместные программы с МДЦ «Артек», одна из которых будет посвящена экологии и климатологии.

Как попасть в «Артек»

Конечно, это далеко не единственные образовательные программы в списке Международного детского центра. Научные, культурные, спортивные — всего в юбилейном году запланировано более 300 программ дополнительного образования по разным направлениям.

Чтобы получить путевку в детский центр, нужно зарегистрироваться в АИС «Артек» (сайт артек.дети), приложить документы, подтверждающие успехи в образовательных проектах за последние три года (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма) и подать заявку на смену. Рейтинг заявки формируется на основе поданных документов и других параметров. Также можно получить путевку по квоте тематического партнера, либо на коммерческой основе.

«Путевки в „Артек“ выделяются в качестве поощрения за достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности. Предоставляются на бесплатной основе по квотам, выделяемым всем субъектам Российской Федерации, а также тематическим партнерам детского центра», — поясняет директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко.


Сегодня детский центр ежегодно принимает около 45 тысяч ребят со всей страны и зарубежных государств. Благодаря разнообразию тематических программ, каждый может почувствовать себя исследователем и найти занятия по душе, которые помогут не только проявить свой талант, но и определиться с будущей профессией. Вдохновит на это путешествие уникальная атмосфера, царящая в «Артеке»: среди живописных пейзажей, на солнечном побережье, во время увлекательных походов, посиделок у костра и встречах с новыми друзьями обязательно найдется место открытиям.

Анна Шиховец