Таймыр считается крупнейшим полуостровом нашей страны, где суровые морозы и бескрайние просторы соединяются в единый пейзаж. Здесь существует уникальный художественный промысел — резьба по кости. Мастерство, с которым резчики создают изделия, передается из поколения в поколение, а художественная обработка делает эти материалы по-настоящему яркими, отражающими богатую историю и культуру северных народов. Как получаются такие скульптуры? Какое значение они имеют для коренных народов Севера? И где можно обучиться этому удивительному виду искусства? Читайте в нашем материале серии «Культурный код».
Древнее искусство
Резьба по кости — традиционное занятие многих народов Севера. Истоки этого промысла, в том числе художественная обработка материала, уходят в глубокую древность. Люди создавали из костей животных прочные охотничьи принадлежности, инструменты, элементы одежды, оленью упряжь, а также обереги и украшения. Например, наконечники для дротиков и стрел, иглы и игольницы, рукоятки ножей и скребков, пуговицы, курительные трубки, застежки, спицы и крючки для рыбной ловли.
С развитием цивилизации некоторые из этих вещей вытеснили привозные, металлические, а другие перестали быть необходимыми. Постепенно использование костяных изделий теряло актуальность. Возрождение косторезного дела на Таймыре началось в 1990-е годы. Косторезные изделия, имевшие до того времени в основном утилитарные и ритуальные назначения, стали приобретать статус художественных.
Рог оленя и бивень мамонта
Наиболее ценным материалом в косторезном промысле считается бивень мамонта. В северных регионах его можно найти среди останков древних животных, сохранившихся благодаря вечной мерзлоте. Для мастеров этот материал особенно значим. У него сплошная, однородная масса, красивая сетчатая структура и богатая цветовая палитра: от светло-кремового до черного цветов.
Другой популярный вид материала — олений рог. Оленеводство является одним из главных традиционных занятий коренных жителей таймырской тундры. Связанные с этим промыслом атрибуты, в частности, оленью упряжь, старательно изготавливают и бережно хранят. Основной материал, из которого ее делают — кожа, дополненная металлическими и костяными деталями. В период спаривания олени сбрасывают рога, после чего их собирают и применяют в создании художественных изделий.
В давние времена также использовался рог горного барана. Эти животные принадлежат к семейству полорогих (Bovidae): их рога полые, а наружный слой довольно плотный и равномерного строения. Из них выделывали оленьи нащечники и ложки, как большие, для вынимания рыбы из котла, так и маленькие. Каждый бивень или рог имеет свою фактуру и цвет, что делает изделия уникальными.
Узоры и мотивы
Часто из этих материалов резчики изображают зверей, птиц, рыб и людей. Героями скульптур из кости могут быть как современные жители таймырской тундры, так и персонажи давно прошедших времен, охотники, рыболовы, оленеводы, шаманы.
«В основном, изделия таймырских мастеров делают миниатюрные: от 0,5 мм до 1 см и больше, но не до метра. По крайней мере, я не встречал на Таймыре работы около метра из цельного бивня», — говорит научный сотрудник, художник-декоратор КГБУК «Таймырский краеведческий музей» Борис Молчанов.
Резьба на кости, бивне и роге на протяжении многих веков служит для северных народов средством выражения своего мировосприятия. На старинных изделиях чаще всего можно встретить орнаментальные мотивы, геометрические узоры, композиции полос и бордюра. В качестве основного изобразительного средства таймырские косторезы используют сочетания объемных структур, где доминируют линия, гравировка, прорезная техника.
Традиционные темы отражают ностальгию по родной природе, детству в тундре и тайге, сцены охоты и рыбалки, духовные традиции народов Таймыра. Помимо этого, сегодня в искусстве таймырских косторезов можно увидеть мотивы, символизирующие любовь, семью и материнство.
От календарей до оленьей упряжи
Большая часть таких изделий несет декоративную функцию. Для практического назначения обычно создают рукоятки для ножей и ювелирные украшения. Или, например, детали оленьей упряжи — массивные прямоугольные пластины из бивня мамонта. Их закрепляют на голове оленя, запряженного в нарты (узкие длинные сани) крайним справа. Такие пластины придают ременной упряжи, с помощью которой наездник управляет передовым оленем, дополнительную жесткость.
Еще в относительно недавнем прошлом во многих долганских семьях, коренного народа Таймыра, хранились специальные календари — паскаалы. Их вырезали из дерева, рога оленя и бивня мамонта. Паскаал разделен на двенадцать гранок, символизирующих месяцы. Каждая гранка делится на дни и недели, которые фиксируются прорезями-зарубками. В пространстве между гранями помещались условные графические изображения зверей и птиц. Каждое из них связано с определенной народной приметой, помогавшей жителям тундры вести отсчет времени. Крестообразное изображение обозначал православный праздник.
Тонкости производства
По словам художника-декоратора Бориса Молчанова, создание резных изделий зависит от выбора материала. Его состояние, качество и форма диктуют тему.
Во многих работах кость сочетают с деревом, кожей или металлом. Умело объединяя фактуру разных материалов, мастера добиваются необычных эстетических эффектов. Например, выразительную игру света и тени создает гравировка на изделиях из кости и дерева, отчего простейшие орнаментальные элементы смотрятся четко и ярко. Это впечатление усиливается, если углубления заполняют красителем.
На создание одного изделия уходит от недели до месяца или больше. Это кропотливый труд, который зависит от темпа работы и вдохновения мастера. При этом в ней участвует только один специалист. Фабричного производства косторезных изделий на Таймыре нет.
Мастера своего дела
Поддержку в этом оказывают, в том числе, культурные и образовательные учреждения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. В регионе реализуется программа, направленная на сохранение традиционного народного творчества. Таймырские мастера демонстрируют свои уникальные работы на выставках и фестивалях, принимают участие в российских и международных ярмарках, где получают заслуженное признание.
Сегодня ознакомиться с образцами этого промысла можно в Таймырском краеведческом музее, коллекция которого насчитывает более 170 изделий. Это работы долганского художника Б. Н. Молчанова, народного мастера Н. Е. Налтанова, нганасанского мастера Х. Л. Турдагина, а также таймырских мастеров-косторезов: О. А. Марченко, М. А. Галямского, П. Н. Сотаева, В. С. Таранца, А. В. Сигуней, Ф. Н. Фалькова, Б. Б. Молчанова, К. В. Киргизова, А. А. Поротова, В. В. Ямкина, В. В. Порбина, Н. М. Киргизова, Э. А. Марчука, В. А. Бети.
Приобрести в качестве сувенира подвески и скульптурные изображения из бивня мамонта и рога оленя можно также в музее, либо связаться с мастерами лично и заказать изделия.
Внести свой вклад в развитие этого промысла и обучиться традиционному косторезному искусству можно в Таймырском Доме народного творчества: для посетителей открыты учебно-производственная мастерская и детская студия резьбы по кости «Мамонтенок». Здесь же проходят преддипломную практику студенты отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Таймырского колледжа, проводятся семинары, творческие лаборатории, круглые столы, мастер-классы и выставки. Навыки резьбы по кости осваивают студенты Норильского колледжа искусств. Кроме того, познакомиться с промыслом можно в мастерской «Арт — мастер» в Городском Центре народного творчества в городе Дудинка и Центрах народного творчества для объединения мастеров из сельских поселений поселках Хатанга, Караул Красноярского края.
Анна Шиховец