Борисовская керамика: как старинное ремесло превратилось в инженерное производство

Борисовская керамика пользуется заслуженной популярностью у многих ценителей красивой и экологичной посуды. Наверняка среди ваших близких есть те, у кого на кухне найдутся знаменитые горшочки для запекания и жаркого. Такая посуда долго хранит тепло, а блюда в ней получаются особенно вкусными. В чем секрет этих изделий? Из каких материалов их создают? Рассказываем об особенностях производства Борисовской керамики в нашем новом материале серии «Культурный код».


Гончарное дело

Крупнейший производитель майоликовой толстостенной керамики из красных глин — Борисовский керамический завод. Вот уже более 55 лет здесь изготавливают изящные и практичные керамические изделия, которые пользуются спросом по всей стране.

Однако началась история этого народного художественного промысла гораздо раньше, в 40 километрах от Белгорода в поселке Борисовке. В начале XVIII века местные земли перешли во владение графу Борису Петровичу Шереметеву. Так, небольшое поселение постепенно превратилось в укрепленный город с богатой инфраструктурой. Был построен Тихвинский женский монастырь, основана «Заказная роща» (будущий заповедник «Белогорье»), появились школы, театр, а также кожевенные, кузнечные, иконописные и другие мастерские.

Особенно активно развивалось гончарное ремесло. Причиной послужило удачное расположение на древнем торговом пути, который назывался Муравский шлях — один из ключевых торговых путей Русского Государства, проходящий из северо-восточных княжеств в северное Причерноморье. Расположение ремесленных производств на таких путях создавало благоприятные условия для сбыта продукции. Обеспечивая большой торговый поток, гончарный промысел в слободе Борисовка стал массовым и богатым. В конце XIX века в Борисовке насчитывалось около сотни дворов, принадлежащих мастерам гончарного дела. В основном изготавливали кухонную утварь — горшки, крынки, кружки, миски.


В 1920-х годах несколько династий мастеров, объединившись, создали артель «Свобода», которая позднее стала частью Райпромкомбината. В конце 1960-х на основе предприятия была образована «Борисовская фабрика художественной керамики», относящаяся к Министерству местной промышленности. Сегодня на ее базе продолжает работу ООО «Борисовский керамический завод». За последние 20 лет завод прошел глубокую модернизацию и механизацию производства, были внедрены и освоены новые технологии и материалы на всех стадиях производственного процесса.

Эффект «русской печи»

Хотя этот промысел ассоциируется в первую очередь с кухонными и столовыми приборами, сегодня завод значительно расширил свой ассортимент. Помимо горшков, супниц, тарелок и чайных наборов, производят игрушки и предметы интерьера. Например, вазы, статуэтки, колокольчики, панно, подсвечники, декоративные подвески, копилки и новогодние сувениры. Завод выпускает около 300 000 майоликовых и фарфоровых изделий ежемесячно. 

Посуду из Борисовской керамики можно узнать по плавным силуэтам и округлым формам, сужающимся в основании. Яркость придает характерный блеск глазури, покрывающей материал. Предметы отличаются контрастным сочетанием цветов подглазурного рисунка.

Главным сырьем для производства керамических изделий служит красная глина, но для улучшения в рецепт добавляется еще два вида глин и другие материалы, которые отвечают за пластичность керамической массы, ее каркасность и минимальную усадку при сушке и обжиге. Красножгучий цвет у керамической массы абсолютно естественный — все дело в высоком содержании оксидов железа.


«Существует много разных видов глины. Какие-то, например, пригодны для изготовления кирпичей — из таких посуду не сделаешь. Важно обращать внимание на минералогический состав. Должна быть определенная технология приготовления самой массы», — объясняет главный технолог ООО «Борисовский керамический завод» Василий Тараскин.

С красной глиной связана еще одна особенность. Визитная карточка завода — глиняный горшочек для запекания высотой около десяти сантиметров и объемом до 0,5 литра. Почему эти предметы пользуются популярностью у хозяек? Дело в том, что у майолики есть ценное свойство.


«При обжиге красная глина дает крупнопористую структуру черепка. Эти поры хорошо сохраняют и распределяют тепло, образуя так называемый тепловой карман. Получается эффект „русской печи“. При запекании в таком горшочке пища не варится, а томится. Овощи получаются сочными, а мясо — нежным и мягким, сохраняя витамины и полезные микроэлементы», — говорит директор ООО «Борисовский керамический завод» Олег Гончаров.

Цветовая палитра состоит преимущественно из коричневого, зеленого и желтого цвета, но могут использовать и любые другие цвета и оттенки. Хотя на первый взгляд такие изделия могут показаться сдержанными по декору, в них можно разглядеть черты, отражающие природные богатства региона. Нередко на объектах изображают растительные узоры, отсылающие к бескрайним полям пшеницы, зеленым лугам и дубравам.


Борисовская керамика отличается высокой прочностью и устойчива к повреждениям. Однако, чтобы глиняная посуда прослужила как можно дольше, необходимо следовать определенным рекомендациям. Готовить в ней можно только в духовке, микроволновке или печи, но никак не на открытом огне — керамические изделия чувствительны к резким перепадам температур. Нужно ставить горшок в холодную духовку, постепенно повышая температуру. После приготовления — дать ему остыть на деревянной подставке или разделочной доске.

Стеклобой, шамот и глина

Превратить глину в керамический горшок — сложный многоэтапный процесс. Чтобы изделие получилось прочным и долговечным, нужно добиться нужных химических реакций при обработке. Но обо всем по порядку. Заглянем в производственный цех завода и узнаем, как это происходит.

Производство Борисовской керамики. © ООО «Борисовский керамический завод»

Сначала красную глину доставляют на массозаготовительный участок. Сырье очищают от вредных минеральных включений и органики, загружают в шаровые мельницы и перемалывают. С помощью фильтр-пресса производят механический отжим глинистой суспензии. Так удаляют избыточную влагу из перемолотой керамической массы под давлением и получают пластичную массу нужной консистенции.

Интересно, что набор глин — не единственный материал, из которого создают изделия. В массу также добавляют несколько важных компонентов — стеклобой и шамот.


Зачем нужны эти сыпучие добавки? Все просто. Они делают каркас более прочным и химически устойчивым, не позволяя объекту деформироваться. Кроме того, это влияет на спекаемость материала — при обжиге он лучше уплотняется, образуя твердую камнеподобную форму.

Затем массу пропускают через вакуум-пресс (глиномялку с вакуум-камерой), чтобы равномерно перемешать массу и удалить воздушные включения. Массу выдавливают через формующую головку — в результате получаются заготовки заданной формы, например, полосы, прутки или профили.

Следующий этап — пластическое формование или прессование. Придать форму изделию можно несколькими способами: механизированным, когда массу раскатывают или выдавливают с помощью полуавтоматических станков. Либо можно уплотнить массу в пресс-формах под высоким давлением. Или применить метод заливки, заполнив гипсовые формы глиняной суспензией.

Производство Борисовской керамики. © ООО «Борисовский керамический завод»

Далее следует художественная роспись. Мастера могут украшать предметы дополнительным декором в виде налепов, проминок и процарапок, делая поверхность рельефной. Прежде, чем отправить образец в печь, его обязательно нужно высушить: влажность черепка должна составлять не более 1%. В противном случае при нагревании изделие может лопнуть.

Посуду обжигают при температуре 950 — 970°C в течение 12 часов, после чего покрывают глазурью. Такое покрытие несет не только декоративную функцию, но и делает изделие более прочным и водонепроницаемым, устойчивым к загрязнениям и химикатам.


«Как и все материалы, из которых мы создаем нашу продукцию, глазурь не токсична. Это фактически жидкое стекло, которое кристаллизуется при высоких температурах, образуя тонкий защитный слой, который плотно прилегает к поверхности изделия. В основе глазури — фритта. Смешивая ее с водой, пигментами и другими добавками, мы можем получить разные виды покрытия: прозрачное, полупрозрачное, матовое или цветное», — комментирует главный технолог завода Василий Тараскин.


После глазурования изделие повторно обжигают, но уже при более высокой температуре: 1060 — 1080°С в течение 9 — 18 часов.

«Сейчас мы внедряем новую высокоскоростную печь, которая способна обжечь изделие в течение 8 — 9 часов. Такая технология глазурного обжига в промышленных масштабах осваивается в стране впервые. Мы уже имеем положительный результат и впечатляющий экономический эффект», — говорит директор предприятия Олег Гончаров.

В среднем на создание одного изделия уходит порядка недели, в зависимости от объема материала. В производстве может участвовать около десяти человек. Например, только для заготовки нужно как минимум три специалиста. Всего на заводе работают около 200 мастеров, среди которых есть потомственные ремесленники.

Производство Борисовской керамики. © ООО «Борисовский керамический завод»

Высшее технологическое

Увидеть, как из глины рождаются майоликовые изделия, может любой желающий, побывав на экскурсии в Борисовском керамическом заводе. Участников познакомят со всеми этапами производства и расскажут об особенностях изготовления керамических предметов. Приобрести понравившиеся образцы посетители смогут в магазине на территории предприятия. Кроме того, их можно заказать на сайте завода, либо на торговых интернет-площадках, где также представлена продукция завода.

Погрузиться в историю этого народного художественного промысла и изучить старинные образцы можно в Борисовском историко-краеведческом музее и Борисовском доме ремесел, а также в Белгородском художественном музее. А для тех, кто хотел бы приобщиться к искусству гончарного дела, на территории завода работает студия для детей и взрослых. Мастера с удовольствием поделятся с участниками секретами мастерства и научат работать с глиной.

Желающие освоить ремесло на профессиональном уровне могут получить профильное образование в области технологии художественной обработки материалов. Например, в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова, Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева, Санкт-Петербургском горном университете и многих других вузах.

«Мы открыты к сотрудничеству и будем рады принять новых специалистов, в особенности, инженеров-технологов, работающих со стеклом и керамикой. Учебную практику можно пройти на нашем предприятии», — подчеркивает директор завода Олег Гончаров.

И не только керамика

Сегодня изделия завода не только украшают домашние кухни, но и уже стали желанной посудой в кафе и ресторанах. Отвечая на этот запрос, в 2012 году Борисовский керамический завод запустил второй цех по производству низкотемпературного фарфора. По словам директора предприятия Олега Гончарова, технологии производства регулярно совершенствуют.

«Наш завод — не просто цех по выпуску керамики. Это полноценный центр, где рождается весь производственный цикл. Мы начинаем с эскиза: дизайнеры создают модели, которые превращаются в гипсовые формы, капы и пресс-формы. Сами изготавливаем оборудование, подстраивая его под специфику изделий. Готовим керамическую массу по уникальным рецептурам — контролируем состав, пластичность и усадку. Разрабатываем и производим глазури: от классических до экспериментальных. Например, с эффектами кракле (декоративные трещины), металлизации, матовости», — делится эксперт.

Новым доказательством квалификации команды стал запуск двух современных политых печей. Устройства разработали здесь же, на заводе — от чертежа до пусконаладки. Это не просто техника, а символ того, насколько глубоко специалисты предприятия владеют технологиями, поясняет Олег Гончаров.

Гармонично сочетая вековые традиции и современные подходы, мастера завода регулярно обновляют ассортимент, пополняя его новыми коллекциями. Это позволяет Борисовской керамике оставаться близкой и понятной покупателям. В том числе тем, кто ценит атмосферу домашнего очага. Вероятно, в этом и кроется главный секрет Борисовской керамики: такие изделия бережно хранят тепло, вызывая особое чувство уюта в доме.

Анна Шиховец