На юго-востоке республики Дагестан, среди живописных горных массивов находится древнее село Кубачи. С давних времен это место славится своими мастерами-ювелирами и резчиками по металлу. Сегодня многие знают о кубачинском серебре благодаря ювелирным украшениям. Но за кольцами и браслетами с металлическими ажурными узорами скрывается более масштабное наследие. Откуда возникло такое название? В чем особенности кубачинской обработки серебра? И как шедевры местных ремесленников обрели всемирную известность? На эти и другие вопросы отвечаем в нашем новом материале серии «Культурный код».
Кузница мастеров
История села Кубачи хранит немало тайн и легенд. Упоминание кубачинских земель можно встретить в средневековых арабских источниках (VI–VII вв.). В тот период эта территория принадлежала независимому государству Зирихгеран, что в переводе с персидского означает «изготовители кольчуг». Регион считался одним из крупнейших центров оружейного и ювелирного производства, а его жители — искусными мастерами. Крепость населяли не только кузнецы и ювелиры, но и резчики по камню и дереву, златошвеи. Позднее аул стал носить тюркское название, но с тем же значением.
Широкую популярность Кубачи и его мастера получили в конце XIX — начале XX века, во многом благодаря производству ювелирных украшений и посуды. Изделия изготавливались вручную, с применением уникальных техник, которые бережно хранились и передавались поколениями.
Однако в 1990-х годах комбинат не смог пережить глобальные изменения и прекратил свое существование. Сегодня промысел сохраняется во многом благодаря отдельным потомственным мастерам, организовавшим собственные мастерские и фабрики. Одним из таких предприятий является Кубачинский ювелирный завод, которым владеет династия ювелиров, семья Тыкаевых.
Особая техника
Основным материалом для кубачинских изделий служит серебро 875 или 925 пробы. Главная отличительная черта — глубокая гравировка с нанесенной поверх чернью.
Такой ювелирный прием позволяет подчеркнуть контрастность узоров, придавая изделиям особую яркость и изящество. Традиционно на предметах преобладают растительные орнаменты. Наиболее известны три вида рисунка:
-
мархарай — переплетение цветов и листьев
-
тутта — удлиненный, похожий на ветвь, рисунок
-
тамга — центральный медальон с симметричными линиями
Однако в палитре мастеров существует множество других художественных элементов в различных вариантах, сочетание которых рождает по-настоящему уникальный рисунок. Например, один из наиболее популярных узоров — «калькус», напоминающий грушу. Или «пархикуан» — изображение в виде розетки или цветка.
Более того, у каждого мастера могут быть свои техники обработки металла: помимо глубокой гравировки, применяют инкрустацию и насечку золотом, филигрань, эмалирование.
Сегодня Кубачинский ювелирный завод выпускает 30 000 изделий в год. Основу продукции составляют ювелирные украшения — серьги, кольца, браслеты, подвески; посуда — сервизы, столовые приборы, кувшины. Также мастера могут изготавливать из кубачинского серебра предметы декора, шкатулки и оружейные сувениры (кинжалы, клинки, сабли). Есть в истории предприятия и довольно необычные примеры.
«Однажды мы получили заказ на создание письменного набора „Кремль“. Это был миниатюрный крепостной комплекс с драгоценными камнями и подставкой с золотыми ручками. Мы изготовили его в технике глубокой гравировки. Получившийся экземпляр из серебра весил около 7 килограмм. На его создание ушло около полутора лет. Это была одна из самых впечатляющих работ, она никого не оставляет равнодушным», — вспоминает Юнус Тыкаев.
Мастер своего дела
Важная особенность производства кубачинских изделий — разделение труда. За каждый этап отвечает отдельный мастер, вкладывая все свои знания и навыки.
Первый этап: плавление серебра. Чтобы добиться необходимой пробы, в сплав добавляют небольшое количество меди в определенном процентном соотношении. В чистом виде серебро слишком мягкое, поэтому его смешивают с другими металлами — так материал получается более прочным и устойчивым к повреждениям.
Далее следует полировка, а после нее гравировщик наносит на предмет узоры. Чернением тоже занимается отдельный мастер. Завершает процесс дополнительная гравировка и полировка.
Что касается современных технологий, по его словам, серьезных изменений за последние 30 лет в производстве не происходило. Масштабная модернизация затронула промысел в 1980-е годы, во время бурного развития художественного комбината. Тогда на предприятии появились станки, вальцовочные аппараты, полировальные машины.
«Работать стало легче, улучшилось качество и скорость обработки материалов. Но с тех пор процесс производства практически никак не менялся. Появились незначительные элементы, например, 3D-выпиливание», — делится мастер.
Секреты мастерства
За последние сто лет кубачинские серебряные изделия завоевали мировое признание. Сегодня встретить работы мастеров можно не только в российских музеях (например, Музей Востока в Москве или Эрмитаж в Санкт-Петербурге), но и в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в парижском Лувре. Приобрести сувениры, выполненные в традиционной технике, можно в магазине Кубачинского ювелирного завода в Москве, а также заказать на сайте предприятия, либо на торговых интернет-площадках.
В совершенстве овладеть навыками кубачинской обработки металла непросто, замечает эксперт. В университетах такого направления нет. Необходимые знания, как правило, будущие мастера получают в семье — техники ювелирного производства передаются детям от взрослых и оттачиваются годами. В Кубачах этому ремеслу обучают на школьных уроках труда, а также в местной школе искусств. Получить базовые умения можно в рамках дополнительного образования в городе Махачкале.
Возрождение промысла
До недавнего времени считалось, что кубачинское ремесло со временем может быть утеряно. По словам Юнуса Тыкаева, для возрождения отрасли необходима государственная поддержка. Но надежда есть — за последние несколько лет такие перспективы уже появились.
В 2025 году стало известно, что на восстановление Кубачинского художественного комбината выделят 100 млн рублей. Об этом на заседании Правительства Республики Дагестан сообщил глава Минимущества Дагестана, вице-премьер Заур Эминов. Кроме того, в республике планируют создать реестр мастеров народных художественных промыслов. Ремесленники, которые войдут в список, смогут претендовать на субсидии, чтобы возместить затраты на работу и модернизировать производство. Еще одним стимулом является внутренний туризм.
«Сейчас Кубачинский художественный комбинат принимает новых молодых мастеров, готовых возродить промысел. Мы тоже расширяем производство. Стараемся привлекать сотрудников из кубачинских семей, потому что у них есть понимание и опыт. Если все так и будет продолжаться, думаю, мы сможем добиться успеха», — уверен мастер.
Анна Шиховец