Палехская миниатюра считается одним из самых молодых видов народного художественного промысла. Ее появление относят к началу XX века, но это не совсем так. Удивительно детализированные изображения с применением сусального золота мастера Ивановской области, где возникла эта живопись, создают уже на протяжении почти четырех столетий. Как появились знаменитые черные шкатулки? Сколько лака необходимо, чтобы расписать целую комнату? И зачем мастеру нужен волчий зуб? Продолжая серию материалов о народных художественных промыслах, в этот раз мы попытаемся разобраться в особенностях создания палехской миниатюры.
Второе рождение
Этот вид живописи возник в XVI–XVII веках в поселке Палех Ивановской области, где и получил широкое распространение. По одной из версий, его появление связано с населявшими деревню старообрядцами, чтившими традиции иконописной школы. Такие изображения отличались особой «мелочностью», как тогда говорили. Мастера умели раскрыть церковный сюжет в мельчайших деталях на фрагментах размером со спичечный коробок.
В начале двадцатого века, после социальных и культурных изменений, произошедших в России, палехским иконописцам важно было сохранить вековые традиции. В 1924 году художник Иван Голиков и искусствовед Александр Глазунов основали Артель древней живописи Палеха. Так искусство получило новый виток развития.
«Для мастеров потеря ремесла могла стать настоящей трагедией. Чтобы не допустить этого, на лаковых шкатулках в традиционной стилистике начали изображать действительность того времени, знаковые события, передающие дух эпохи: работники колхозов, аэропланы, а также образы выдающихся ученых, например Сергея Королева, запускающего ракету „Восток“, или Юрия Гагарина на фоне Млечного Пути. Это был настоящий авангард в сфере искусства, когда художники экспериментировали с сюжетами и деталями», — рассказывает заместитель директора компании «Палехские художественные мастерские» Александр Колыгин.
От шкатулок до целой комнаты
Классический образец палехского искусства: маленькая черная шкатулка (и красная внутри) из папье-маше размером 10 на 15 сантиметров, с яркой и детальной прорисовкой, и золотым орнаментом по краям.
Самый маленький ларец может составлять 2 на 2 сантиметра, а самый большой — 40 на 50 сантиметров. Более внушительные примеры таких изделий — панно с палехской росписью, размеры которого могут достигать 2 на 4 метра. «Однажды нашим мастерам поступил заказ на создание целой комнаты со стенами, украшенными панно с лаковой росписью. На такую работу ушло около 50 литров лака», — делится специалист.
Помимо шкатулок и панно, расписывают украшения, письменные приборы, предметы декора, елочные шары, пасхальные яйца и мебель (столы, комоды). Среди наиболее популярных сюжетов в палехской росписи — народные былины и сказки, бытовые сюжеты (например, чаепитие), хозяйственные темы (сбор урожая).
Золотой стандарт
Конечно, это далеко не единственный вид народной росписи: своими шедеврами славятся борецкая, городецкая, жостовская, гжель и многие другие.
Неподготовленному зрителю, скорее всего, будет трудно отличить палехскую миниатюру от родственных ему холуйской и мстерской родом из соседних центров лаковой живописи в Ивановской области. Однако характерные черты есть.
«Особенность заключается в росписи про́белов — высветлениях, придающих деталям объем. В отличие от других видов лаковой живописи, использующих для этих целей цвет, мы расписываем про́белы золотом. Такой способ делает изображение ближе к традиционным, отсылая к иконописным миниатюрам», — объясняет эксперт.
Никаких дефектов
Чтобы выяснить, как создают палехские художественные изделия, заглянем в одну из мастерских. По словам Александра Колыгина, несмотря на долгую историю лаковой миниатюры, до сих пор в ремесле нет единственно верной технологии, и всегда есть место экспериментам с материалами.
«Пропитка папье-маше подразумевает варку материала в горячем масле. Это сложный и опасный технологический процесс. Температуру масла нужно постоянно увеличивать. Любая недосушенная деталь изолируется от кислорода, из-за чего не сможет полностью высохнуть, могут появиться пузырьки. К тому же, при полимеризации масло может воспламениться. Поэтому мы стараемся использовать двухкомпонентные пропитки, грунты и краски. С их помощью легко исправить дефекты, если что-то пойдет не так», — делится специалист.
Краски, кисти, волчий клык
На следующем этапе за дело берется художник. Сначала он рисует эскиз, а затем с помощью кальки — полупрозрачной бумаги — переносит изображение на шкатулку, которую предварительно натирает пемзой, чтобы сделать поверхность матовой. Силуэт рисунка наносится на шкатулку с помощью специальной затупленной иглы — цировки.
Для палехской миниатюры мастер использует кисти из натурального беличьего ворса, а также темперные краски, которые традиционно создают на основе желтка и разбавленного в воде уксуса. Уксус служит консервантом, а желток — связующим, клейким веществом. В полученную смесь добавляют цветные пигменты.
В палитре художника для росписи одного сюжета используют 15-20 разных цветов. Некоторые из них могут быть природного происхождения (например, перетертый в порошок минерал лазурит или малахит), другие — продукты химических реакций. Например, для получения черного пигмента могут использовать газовую сажу, для зеленых оттенков — окись хрома. Пигмент смешивают с яичной эмульсией и хранят в холодильнике. Срок годности у красок составляет до двух недель.
Сам процесс росписи — многослойный и состоит из множества стадий. Области, где будет рисунок, покрывают белым цветом (этот этап называется белильной подготовкой), а уже потом расписывают цветом. Таким образом цвета получатся более яркими. Постепенно в изображение добавляют различные элементы и мелкие детали.
На финальном этапе изображение покрывают лаком и пемзуют, а затем расписывают сусальным золотом. Для полировки золота художник использует необычный инструмент — волчий клык. И это не образное выражение, как можно было бы подумать, а самый настоящий зуб хищника, с помощью которого придают металлу красивый блеск.
«Дело в том, что раньше волчий клык был побочным продуктом охоты (как, кстати, и перья, которыми художник смахивал остатки пемзы с поверхности). Это был наиболее доступный и при этом идеально гладкий, крепкий материал для полировки поверхности. Сейчас его найти сложнее. На замену обычно берут отполированный камень в форме клыка, например, агатовый зубок», — объясняет эксперт.
Когда роспись готова, а золото отполировано, изделие отправляют на финальную лакировку. Для этого используют специальные двухкомпонентные лаки, которые хорошо ложатся на натуральные краски и закрепляют цвета. Затем изделие сушат в печи при 45 градусов по Цельсию.
Больше, чем промысел
Палехская миниатюра — больше искусство, чем промысел, уверен специалист. За свою историю у этого вида художественной росписи, с одной стороны, сформировались уникальные черты, а с другой — постоянно менялась техника и методы производства. В этой сфере всегда есть место для профессионального диалога.
Неизменным остаются кропотливый труд мастеров и детальность проработки изображений. Вероятно, в этом и кроется главный секрет знаменитой шкатулки и других образцов палехской росписи. Богатый сюжет, созданный из множества мелких штрихов, высокая детализация, необычный набор красок и золотая ажурная нить, обрамляющая рисунок, делают такие изделия по-настоящему сказочными.