Сознание, интеллект и память: почему люди принимают те или иные решения?

Тайны человеческого мозга с древних времен будоражат лучшие умы человечества. И в то же время это остается одной из самых неисследованных областей науки. Что такое сознание? Что такое интеллект? Существуют ли они на самом деле? Причем здесь память? И почему мы принимаем те или иные решения? Рассказывают Павел Балабан, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, директор ИВНДиНФ РАН и Ксения Рыбакова, доктор медицинских наук, руководитель отделения терапии стационарных больных с аддиктивными расстройствами ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева» МЗ России.

Шведский ученый Карл Линней в 1735 году назвал человека «homo sapiens nosee te ipsum» — «человек разумный, познай самого себя». Паскаль писал: «Человек — всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник». В каждую эпоху ученые и мыслители давали разные определения, но пытались ответить на один вопрос: что же такое разум, что такое сознание и как устроен мозг человека? И вообще, чем все эти понятия отличаются друг от друга?

«Говоря о понятиях, неразрывно связанных с феноменом сознания, одним из первых вспоминают интеллект. Когда в быту мы говорим об интеллекте, то часто ассоциируем его с умом. Но можно ли говорить о некой единой, общей умственной способности, или интеллект — лишь совокупность независимых познавательных функций? Можно ли достоверно оценить интеллектуальный уровень? На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа», — объясняет Ксения Рыбакова.

Успеть за 4 года

Мозг начинает свое формирование уже на самых ранних стадиях пренатального развития, примерно через три недели после зачатия. Нейронные трубки, предшественники нервной системы, постепенно смыкаются и формируют основу для будущих мозговых клеток. Так устроено, что мозг на этом этапе вырабатывает гораздо больше нейронов, чем человеку понадобится в действительности. Таким образом, формируется некий запас прочности. При рождении младенца его мозг уже содержит поразительное количество нейронов — около 100 миллиардов. Это число близко к количеству звезд в нашей Галактике. Но почти все эти 100 миллиардов нейронов ещё очень несовершенны.

«4 года — примерный возраст: у кого-то это происходит на год раньше, у кого-то — на год позже. Но примерно в этот период ребенок начинает видеть себя со стороны. Это и есть главный признак сознания. Маленький ребенок смотрит в зеркало и не видит себя со стороны. Но когда он смотрит и понимает, что видит именно свое отражение, а главное — не пугается его, то значит, у него появилось сознание», — рассказывает профессор РАН Павел Балабан.

Можно ли измерить интеллект?

Естественно, после 4 лет мозг не прекращает своего развития, но именно ранние годы жизни маленького ребенка очень важны для всей последующей жизни уже взрослого человека.

«Очень популярная сегодня теория раннего развития немного ускоряет процесс формирования сознания. Но не у всех детей. Кто-то чуть-чуть быстрее начинает соображать, а у кого-то, несмотря на занятия, не получается — значит, мозг пока не созрел. Каждый случай индивидуален. Однако точных научных данных на этот счет нет. Есть периоды развития мозга, и их нельзя нарушать. Например, экспериментально доказано, что если ребенка в возрасте до 1 года держать в комнате, где нет света, то во взрослой жизни он не будет различать цвета», — рассказывает ученый Павел Балабан.

Это помогает объяснить различия в интеллектуальных и эмоциональных особенностях людей. Так, ученые проводили эксперимент: регулярно делали МРТ одним и тем же детям на протяжении многих лет. В результате была установлена корреляция между изменениями в тканях мозга и возрастом ребенка. Иными словами, всему свое время.

А можно ли измерить уровень интеллекта? Еще совсем недавно были широко распространены измерения коэффициента интеллекта — тест IQ. Однако сегодня во всём мире принята позиция, что это абсолютно недостоверная оценка, которая отражает только уровень опыта испытуемого, и больше ничего.

«Сделав тест один раз, во второй ты сделаешь его иначе и быстрее, в третий — еще быстрее. Несмотря на разные задания, принцип в них одинаковый», — поясняет ученый.

«С одной стороны, мы можем согласиться, что есть люди, которые в целом лучше справляются с интеллектуальными заданиями, с другой стороны, способности каждого человека индивидуальны: кто-то более способен к одному виду заданий (например, математическим), кто-то к другому (например, художественным). Этот парадокс хорошо отражен в цитате Альберта Эйнштейна: „Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой“, — объясняет Ксения Рыбакова.

До чего дошел прогресс

Сегодня люди уже не представляют свою жизнь без гаджетов.

«Однако, влияние гаджетов на мозг взрослого и ребенка неодинаково. У взрослого некоторые области мозга уже сформированы, и критично изменить их уже нельзя. А насколько сильно гаджеты влияют на мозг ребенка — неизвестно. Серьезных экспериментов на животных поставить невозможно, а на детях — нельзя, никто не осмелится подвергать их риску, ведь результаты экспериментов могут оказаться непредсказуемыми. Некоторые сравнивают детей из разных условий: например, мальчишку из индийских трущоб, в руках не державшего телефон, и современного московского школьника. Но сравнивать их некорректно, поскольку слишком разные остальные условия их жизни», — рассказывает профессор Балабан.

Как часто можно услышать от взрослого фразу, обращенную к детям: «оторвись от телефона, возьми книгу». Бытует мнение, что современные дети совершенно не любят читать. По данным ВЦИОМ, 37% детей открывают книги только в рамках школьной программы, остальное время они проводят в интернете. И мы непременно уверены, что мозг при этом особенно не напрягается, а память страдает, в первую очередь.

«Память работает, просто эти дети по-другому ее используют. Происходит следующее: когда мы читаем текст, то есть видим одни только буквы и ничего более, то в работу включается воображение, мозг додумывает картину происходящего и создает зрительный образ. Однако когда перед глазами, например, комиксы, изобилующие картинками, то мозгу не нужно напрягаться и додумывать — по-другому происходит восприятие, по-другому происходит развитие, по-другому складывается и дальнейшая жизнь», — рассказывает Павел Балабан.

Зачем изучать сознание?

«Мы проводили эксперименты и на улитках, и на крысах — результат одинаковый. Взяли „плохих учеников“, которые не способны ничего запомнить, ничему научиться — ввели им специальные вещества, повышающие уровень экспрессии генов. И те ученики, на которых раньше был поставлен крест, вдруг без дополнительного обучения стали очень умными. То есть память у них была сформирована, но они не умели ей пользоваться, по разным причинам. И чтобы процесс заработал, потребовалась активизация нужных нейронов в конкретных областях нервной системы (не во всей). Этот же принцип работает и в отношении человека. Для чего мы проводим эти исследования? В первую очередь, для того, чтобы компенсировать патологии. Мы изучаем, как происходит геномная регуляция работы мозга при патологиях. Невропатология — это одна из главных проблем современной медицины. Сегодня научились только притормаживать эти процессы, но не лечить. А количество этих патологий, тем временем, только растет. Связано это с постарением социума: раньше пятидесятилетний человек считался пожилым, а сейчас 50 лет — это расцвет жизни. Но с возрастом происходит накопление мутаций, поэтому и количество патологий увеличивается. Задача ученых — продолжать их изучать», — считает Павел Балабан.

Как мы принимаем решения?

Вопрос «почему человек принимает те или иные решения» является одной из основных проблем современной нейробиологии. Проводилось очень много экспериментов на животных, в результате которых установлены нейронные структуры и сети, участвующие именно в принятии решений. Объективные данные говорят о том, что обычно решения принимаются исходя из биологических потребностей, при этом иногда это происходит совершенно бессознательно.

«Например, человек хочет пить — он начинает искать способ удовлетворить потребность, и ему совершенно не обязательно визуализировать или формулировать это решение. Гораздо сложнее обстоят дела с осознанными решениями, которые принимаются на основании памяти о предыдущем опыте, социальных норм и эмоций. И какой фактор перевесит в конкретной ситуации — предугадать невозможно», — утверждает Павел Балабан.

Борьба между разумом и эмоциями

В науке рациональные люди называются самоконтрольными, а эмоциональные — импульсивными. И решения они принимают по-разному.

«Это объясняется тем, что у них разный уровень экспрессии эмоций, которые основаны на выбросе гормонов: серотонина, дофамина, эндорфина. И если этот выброс очень большой, то решение человеку нужно принять именно сейчас, и ни минутой позже, не задумываясь о последствиях. Но если выброс постепенный, то человек в состоянии оценить ситуацию более здраво и принять взвешенное и обоснованное решение. Нельзя сказать, что кто-то лучше, кто-то хуже — всё зависит от конкретной ситуации. Иногда, действительно, скорость принятия решений важнее качества. Важно найти баланс», — рассказывает Павел Балабан.

Сложность и многогранность таких процессов как мышление, принятие решений и прогнозирование деятельности на различных отрезках времени, обуславливает широкое представление этих функций в веществе головного мозга. Особенно стоит выделить лимбическую систему, отвечающую, в широком смысле, за быстрые, основанные преимущественно на эмоциях решения, и кору головного мозга, а именно ее лобные доли, осуществляющие функции анализа и прогнозирование.

«Здесь интересны будут данные, полученные американскими нейробиологами Антуаном Бечара и Антонио Дамасио которые, исследуя поведение здоровых людей и пациентов с повреждением орбитофронтальной коры, отвечающей за встраивание эмоций в процесс принятия решений, выяснили, что люди, с повреждениями этой зоны не были готовы перестроиться на рациональное мышление и опирались только на эмоциональные решения. Но, если каждый из этих отделов головного мозга имеет свою функцию и свое представительство в том, что мы называем разумом, то процесс их взаимодействие рождает совершенно новые возможности, которые и обеспечивают действительно гармоничную мыслительную деятельность», — рассказывает Ксения Рыбакова.

Кстати человек может в какой-то степени изменить уровень своей эмоциональности. Но для этого проблему нужно осознать. На пике своего желания принять решение сиюминутно, нужно успокоиться и дать себе установку: просидеть 20 минут практически без движений, скрестив руки. Через 20 минут будет совершенно иной взгляд на мир, и будет принято совершенно иное решение.

Влияние прошлого на принятие решений в настоящем

Многие психологии сегодня утверждают, что на сознание взрослого человека целиком и полностью влияют его «травмы детства».

«К сожалению, это влияние не надумано. Наш опыт и память, конечно, можно изменить, но в небольших пределах. Очень сильные впечатления из детства (как положительные, так и отрицательные) будут всю жизнь сопровождать взрослого человека. Попадая в похожую ситуацию, сознание подкидывает итог развития событий, то есть от опыта в прошлом зависит принятие решений в настоящем», — объясняет Павел Балабан.


Но с травмами детства можно и нужно бороться. Для этого есть и психологи, и психоаналитики, в арсенале которых — эффективные, научно обоснованные инструменты. По сути, механизм заключается в том, что на старую память сверху накладывается новая, более позитивная. Но старая-то никуда не исчезает, ее влияние просто заметно ослабевает. В этом контексте интересно рассмотреть несколько феноменов.

«Эффект дезинформации происходит, когда воспроизведение воспоминаний становится менее точным из-за полученной post factum информации. Эгоцентрическое искажение — воспоминание прошлого в возвеличивающей манере, например, воспоминание экзаменационных оценок лучшими, чем они были, а пойманной рыбы — большей, чем она была. Кажущееся постоянство — неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение. Примером другого феномена искажения воспоминаний служит строчка из песни „Пять минут“: многие помнят, что звучит она „Пять минут, пять минут — это много или мало“, хотя на самом деле в песне таких слов нет. Такой эффект называется „Эффектом Манделы“, и заключается в совпадении у нескольких людей воспоминаний, противоречащих реальным фактам», — объясняет Ксения Рыбакова.

Всё ради удовольствия

В научных трудах часто встречается аксиома: «Мы принимаем решение для того, чтобы активировать нейроны областей мозга, связанных с получением удовольствия». Действительно ли, цель каждого решения — это получить удовольствие в той или иной форме?


«Не совсем так, хотя есть в этом рациональное зерно. А что такое удовольствие? Каждый понимает его по-разному. Некоторые люди любят и отрицательные эмоции. На самом деле, существует даже формула эмоции. Ее знак и величина определяются разницей между известной информацией и той, которая реально поступила. Но мы же говорим о механизме принятия решений, который опирается на нашу память. А для памяти одинаково важны как положительные, так и отрицательные эмоции. Кстати, негативный опыт имеет более сильное влияние: он доходит и быстрее, и надежнее. Например, можно ребенку много раз давать конфеты, чтобы он не трогал горячий утюг, потому что можно обжечься — но стоит ему один раз обжечься, и он на всю жизнь запомнит, что горячий утюг трогать нельзя. Все нейронные системы мозга меняют свою функцию только при наличии эмоционального фактора», — рассказывает ученый.

Как стресс и алкоголь влияют на мозг

Непродолжительный стресс полезен. Он мобилизует мозг, помогает быстро сфокусироваться на задаче, показать лучший результат на соревнованиях, покорить аудиторию при публичном выступлении.

«Но все меняется, когда стресс становится хроническим. То, что делало нас невероятно быстрыми и сообразительными, а именно кортизол и адреналин, гормоны, секретируемые надпочечниками в ситуации стресса, оборачиваются против нас. Продолжительное их воздействие плохо влияет на мозг. Основной удар принимает на себя гиппокамп, где находится много рецепторов кортизола. В обычной ситуации они помогают нормализовать выработку гормона. При сохранении высокого уровня кортизола в течение долгого времени часть рецепторов погибает. Это может привести к расстройству памяти, вызвать проблемы с обучением. В то же время миндалевидное тело становится более чувствительным, и это делает человека нервным и беспокойным», — рассказывает Ксения Рыбакова.

Влияние алкоголя на мозг в чем-то похоже. Даже в небольших дозах назвать алкоголь полезным нельзя, но действительно разрушительным он становится при регулярном злоупотреблении.

«Способность алкоголя вызывать удовольствие реализуется путем влияния на отдел мозга, называемый лимбической системой. Чрезмерная ее активация приводит к переоценке перспектив немедленного выбора, а возникающее одновременно угнетение префронтальной коры приводит к нарушению анализа будущих перспектив. Существуют данные о том, что это связано с нарушением целостности белого вещества, которое наступает вследствие длительного злоупотребления алкоголем. Большому количеству зависимых от алкоголя свойственно импульсивное поведение. Они ориентированы на получение удовольствия „здесь и сейчас“ и им крайне трудно откладывать удовольствие. Импульсивность прослеживается во всех сферах их жизни», — объясняет Рыбакова.

Как сохранить ясность ума в старости?

Почему запоминать новое с возрастом становится труднее? Ответ прост: нервная система и головной мозг претерпевают ряд естественных изменений в виде атрофии, сокращения числа нервных клеток и ослабления связей между ними.

«Этот феномен известен как закон Рибо: в старческом возрасте угасание памяти происходит таким образом, что недавние события легко забываются, зато в памяти актуализируются следы прочно запомненного в молодые годы. По причине той же атрофии скорость мышления и реакции тоже снижается. Но существует ли хоть одна способность, улучшающаяся со временем? Американский геронтолог доктор Джин Коэн, директор Медицинского центра университета имени Джорджа Вашингтона (США), утверждает, что мозг пожилого человека гораздо более пластичен, чем принято считать. В течение жизни наш мозг кодирует мысли и воспоминания, формируя новые нейронные связи. Кроме того, более интегрированным становится взаимодействие правого и левого полушарий мозга, что расширяет наши творческие возможности. Не такой быстрый, как в молодости, мозг здорового пожилого человека выигрывает в гибкости. Возможно, поэтому именно в зрелом возрасте мы делаем более точные выводы и принимаем мудрые решения. Кроме того, было обнаружено, что с возрастом наш мозг спокойнее реагирует на отрицательные эмоции. Мозг, как вместилище памяти и мыслительных процессов, в первую очередь часть организма человека, и все то, что поддерживает наше здоровье в целом, положительно влияет и на мозг: здоровый образ жизни, физическая активность и отказ от вредных привычек. Снижение уровня стресса, общение с людьми, новые знакомства и регулярные мыслительные нагрузки, в идеале приносящие удовольствие — вот те советы, которые помогут использовать силу Вашего мозга по максимуму как можно дольше» — рассказывает Рыбакова.

С Чеховым не поспоришь

Чехов сказал: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь». И это не просто слова великого писателя, этому есть и научное объяснение.

«Мы учимся каждый день, каждый час, каждую минуту. И если мы умеем вызывать в себе позитивные эмоции или прекращать негативные, то получаем от жизни удовольствие. Это труд, и некоторые люди не хотят рилагать усилий, но надо пробовать, надо развивать себя, надо осознанно добывать эмоции, сохраняя их в копилке памяти и сознания. Ведь именно от них зависит вкус и радость будущей жизни, именно от них зависят и верно принятые решения», — советует ученый Павел Балабан.

Таким образом, человек не в силах изменить свое сознание, но сохранить его ясным — вполне. Лучшее, что мы можем сделать для своего мозга — это обучение. Получение новых знаний и навыков, опыта социального взаимодействия и глубокая рефлексия — те вещи, которые обогащая, изменяют нас.

Виктория Кутузова