Свет на гранях: как создают знаменитый гусевской хрусталь

В мире технологий и массового производства Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова сохраняет дух традиционного ремесла. Здесь, в цехах, открытых 269 лет назад, мастера вручную создают уникальные произведения искусства. В нашем новом материале серии «Культурный код» мы расскажем из чего делают стекломассу, зачем нужны печи с перепадом температур, и как производят цветной хрусталь.


Открытие фабрики 

Орловский купец Аким Мальцов перевёл стекольное производство из Можайского уезда в урочище Шиварово, на берег реки Гусь в 1756 году. Открытию здесь, в 200 верстах от Москвы, Гусевской хрустальной фабрики способствовало многое. Местность была богата лесом, песком, торфом, всем тем, что требовалось для производства. При становлении предприятия к производству привлекали лучших богемских мастеров.

В 1775 году купец был возведён в потомственное дворянство со званием генерал-лейтенанта. Его наследники фабрику из рук не выпустили, внук дворянина Иван Сергеевич Мальцов служил в Петербургской Коллегии иностранных дел. В должности первого секретаря посольства он был направлен в Персию с русской миссией дипломата и писателя Александра Сергеевича Грибоедова, и единственный выжил после «возмущения» в Тегеране. Семейное предприятие он вёл вместе с дядей Иваном Акимовичем. В 1833 году они образовали «Закавказское общество» и наладили поставки изделий в восточном стиле в Персию, Среднюю Азию и Закавказье. Во Франции Иван Сергеевич изучил обустройство рабочих посёлков Сен-Гобена, Баккара и Сен-Луи, а затем перенёс этот опыт в посёлок Гусь. Где он начал постройку каменных «мальцовских» домов для рабочих фабрики, к концу XIX века их было возведено более 400.

«Вернувшись из путешествия по Германии и Богемии, где Иван Мальцов в чине статского советника сопровождал императора Николая I, владелец фабрики наладил производство гранатного малинового стекла. Отныне предприятие начнёт активнее развивать производство изделий в цвете. Здесь впервые в России выпустят не только рубиновое, но и урановое (зеленовато-жёлтое) стекло. Изделия фабрики многократно брали золотые медали на российских и международных выставках в Америке и Европе», — поясняет Галина Власова, заведующая образцовой комнатой Гусевского хрустального завода им. А. Мальцова.

На Девятой всероссийской выставке мануфактурных произведений, проходившей в 1850 году в Санкт-Петербурге, Гусевская хрустальная фабрика Мальцова была отмечена высшей наградой. Это было «Высочайшее благоволение и право на употребление государственного герба». А через несколько лет, в 1856 году, мастера фабрики изготовили шлифованное хрустальное блюдо с гербами уездов Владимирской губернии, которое преподнесли императору Александру II и его супруге Марии Александровне во время коронации.


К 1890 году на предприятии будут работать три стеклоплавильные газовые печи и четыре паровые машины, 171 шлифовальный станок, 35 рисовальных и один гранильный, пять паровых котлов. В эпоху керосиновых ламп на фабрике было организовано газовое освещение. Новым триумфом фабрики в 1900 году стало Гран-при Всемирной художественной, промышленной и земледельческой выставки в Париже. В ознаменование победы владелец предприятия Юрий Степанович Нечаев, наследник Мальцовых, ходатайствовал о переименовании села Гусь в Гусь-Хрустальный.

Процесс производства

Более двух веков технология изготовления стекла и хрусталя практически не менялась. Для составления шихты, сырья для плавления, специалисты используют песок (SiO₂), соду (Na₂CO₃) и другие компоненты, в их числе — 24% оксида свинца (РbО). В 1962 году на фабрике установили первую в мире ванную печь непрерывной выработки «свинцового хрусталя». Именно оксид свинца придаёт хрусталю характерное «звучание», блеск и плотность, а эффект «радужной игры света» на гранях возникает благодаря добавлению в состав никеля (NiO). За счёт присутствия этого элемента хрусталь преломляет свет, разделяя его на спектр цветов.


Сколько времени потребуется, чтобы изготовить одно изделие? Процесс изготовления может занять от трёх дней до нескольких месяцев, так как размер изделий варьируется от 10 мм до 1.5 м, и «уровень сложности» предмета может быть разным. На первом этапе художник делает эскиз, и уже только после этого мастер приступит к созданию формы.

Приготовленную стекломассу (шихту) помещают в печь и плавят при температуре около 1400°C. Начиная работу над изделием, стеклодув набирает стекломассу на специальную трубку, время выдувания предмета будет зависеть от его параметров и размера. Далее готовую болванку отправят на отжиг в лер, специальную длинномерную печь со сквозным перепадом температур. Это нужно для того, чтобы снять внутреннее напряжение хрусталя. Затем к работе приступает резчик, он убирает лишние фрагменты, «снимает» с изделия колпак, и передаёт предмет художнику.

«Наметив размеры и высоту, я отправляю болванку в алмазный цех, где обработку ведут шлифовщики. Они „гранят“ изделие на алмазном круге. Когда рисунок нанесён, предмет проходит этап химической полировки. После могут проработать матовый рисунок, сделать надписи, вставки или провести холодную склейку деталей при помощи ультрафиолета. Финальная часть работ всегда на художнике», — комментирует этапы технологии производства Наталья Любимова, художница Гусевского хрустального завода им. А. Мальцова.


Как правило, внешний вид готовых изделий привлекает своим блеском и прозрачностью. Добиться этих характеристик помогает химическая полировка. При помощи механического оборудования с лебёдкой предметы погружают в ванны с серной (H₂SO₄) и плавиковой кислотами (HF), после чего изделие промывают в резервуаре с водой.

Ручной труд мастеров

Когда изделие вынимают из печи, оно почти сразу остывает до температуры 1200°C. Если эскиз художника подразумевает создание сложносоставного предмета, то в этот момент мастеру необходимо быстро включиться в работу по формированию деталей. Для того чтобы гнуть элементы изделия в горячем состоянии, применяют гутную технику. Используя специальные инструменты, щипцы или ножницы, мастер может, например, сформировать фигурки животных. Он вытягивает и выгибает плавники, клюв, лапы и другие элементы изделий. Кстати, при открытии завода горячий цех так и называли — «гута».


Почти два века наибольшим спросом пользовался белый, или бесцветный, хрусталь, и этому есть объяснение. Считалось, что цвет еды и напитков лучше подчеркивают именно бесцветные предметы сервировки. Но XXI век принёс новые тренды и на первое место вышел окрашенный хрусталь.

Завод выпускает до 20 различных оттенков в год. Чтобы окрасить стекломассу, мастера добавляют в её состав оксиды металлов. Синий цвет изделие приобретёт при добавлении кобальта (CoO), зелёный — за счет хрома (Cr₂O₃), фиолетовый и красный получится при включении в состав марганца (MnO) и кадмия (CdO).

«Если говорить о традиционных для промысла рисунках, то можно назвать медальоны, паутинку или русский камень. Между прочим, последнему — более 200 лет, а разработали этот рисунок алмазной грани ещё на Императорском стеклянном заводе. Его характерные очертания — ячейки орнамента с объёмными восьмигранниками», — рассказывает художница Наталья Любимова.

Современные методы аддитивного производства, такие, как 3D-технологии, на заводе не применяют. Индивидуальность, качество и уникальность каждого изделия создаёт исключительно ручной труд и технологии, проверенные временем.

Востребованность сегодня

Сегодня предприятие выпускает более 3 000 наименований, производя более 80 000 изделий в год. Гусевской хрусталь давно вышел за пределы промысла, отдельные линейки продукции разработали для машиностроения и лёгкой промышленности. Перспективным проектом стало создание серии изделий для российской марки автомобилей представительского класса «AURUS». Недавно завод начал сотрудничество с компанией, производящей мебельную фурнитуру, были изготовлены ручки для мебели.

«У нас есть даже проекты, посвященные реставрации и культурному наследию. Один из наших любимых — реконструкция фрагментов иконостаса Свято-Воскресенского храма в городе Кяхта, в Республике Бурятия. Хрустальные бочонки, которые изготовил наш завод, смонтировали в колонны, декорированные золотом. В качестве образца послужил единственный сохранившийся в Кяхтинском краеведческом музее бочонок одной из утраченных колонн», — поделилась Елена Усенко, генеральный директор Торгового дома «Гусевской хрустальный завод им. А. Мальцова».


Среди изделий завода наибольшим спросом по-прежнему пользуются предметы сервировки, вазы и сезонная сувенирная продукция. Возглавляют рейтинг лафитники, рюмки тюльпанообразной формы, и лошадка-плитка, успевшая стать новым символом предприятия. Проект 3 года назад разработал художник Игорь Томский, профессор кафедры художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

В 2002 году завод посетил Владимир Путин, он осмотрел цехи предприятия и ознакомился с технологией создания изделий. Коллектив завода специально для президента изготовил русскую тройку в цветах триколора. Высокую художественную ценность изделий завода подтвердил тот факт, что в 2007 году предприятие получило членство в Гильдии поставщиков Кремля.

Образцовая комната

Работы сотрудников предприятия хранятся как в частных коллекциях, так и в ведущих музеях России и мира. В штате завода — Заслуженный художник РФ, почётный член Российской академии художеств Владимир Касаткин, художник Александр Грызунов, который был удостоен почетного звания «Мастер Земли Владимирской». Внештатно предприятие сотрудничает с дизайнером и архитектором Ольгой Трейвас, фитодизайнером, флористом и декоратором, Антоном Шурановым, с доцентом Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова Анной Афиногентовой и многими другими художниками.

Лучшие изделия сотрудников завода поступают на хранение в образцовую комнату завода. Кроме экскурсионного обслуживания, у экспозиции есть и другое назначение. На примере этих уникальных образцов мастера и художники предприятия отрабатывают свою технику и изучают методы производства. Некоторые из них на сегодня утрачены.

«Метод травления, или „метод Галле“, применяли для двухслойных или трехслойных предметов, когда художник сначала наносил рисунок, а затем вытравливал кислотой слой за слоем. Покрывали их битумной краской. На предприятие этот утраченный ныне метод попал в 1905 году, его перенял наш инженер-технолог Александр Каржавин у француза Эмиля Галле, чьи изделия хранились в образцовой фабрики. Зато наш современник художник Владимир Касаткин создал метод пескоструя, он не вытравливает слои кислотой, а выбивает их песком под давлением», — описывает технологии Галина Власова.


В образцовой представлены и работы художницы Натальи Любимовой, занимающейся изготовлением хрусталя почти 14 лет. Выпускница художественно-графического факультета Педагогического института Владимирского государственного университета на завод пришла по приглашению. Она одержала победу в творческом конкурсе, объявленном предприятием. Вместе с другими художниками завода Наталья ежегодно участвует во всероссийских выставках.

«Меня на заводе называют „новогодним“ художником, делаю много новогодних игрушек, подсвечников. Когда поступило предложение от модного дома по созданию миниатюрной хрустальной фурнитуры для модной коллекции одежды и аксессуаров, мне удалось справиться и с этой задачей. Диаметр некоторых моих изделий — всего 10-15 мм. Если говорить о наборах для сервировки, то я создала коллекцию „Ар-Деко“, в ней около 30 наименований: тортницы, бокалы, кольца для салфеток и прочее. Изготавливаю кубки для спортивных соревнований, женские наборы, флаконы. Жизнь художника подразумевает, что ты постоянно учишься, исследуешь и создаёшь», — рассказывает Наталья Любимова.

В 2019 году продукцию завода включили в Перечень зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Что касается кадров предприятия, то в настоящее время их пополняют выпускники профильных учебных заведений, перенимающие азы мастерства у работающих на заводе специалистов. Каждый из новых сотрудников со временем сможет открыть новые грани промысла, и лучшие из их изделий непременно войдут в экспозицию образцовой комнаты.


Светлана Минеева