Знания для жизни
Константин Дмитриевич был одним из первых, кто уделял внимание воспитанию детей в процессе обучения. При этом считал, что со стороны учителей и родителей не должно быть нравоучений. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он предлагает преподавателям не учить, а помогать учиться; давать столько задач, сколько ребенок в состоянии одолеть на текущем этапе; менять виды деятельности на уроках.
Ушинский считал, что образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Эту и многие другие идеи, ставшие в свое время революционными, он смог воплотить в Смольном институте благородных девиц, где работал куратором с 1859 по 1862 год. Благодаря ему исчезло разделение на «благородных» и «неблагородных» учащихся. Он ввел в практику совещания для педагогов, где обсуждались проблемы и методы работы, а воспитанницам позволили проводить каникулы и праздники у родителей.
На передний план вышли дисциплины о природе и обществе, влияющие на всестороннее развитие и готовящие к жизни: родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литература. Но это вовсе не значит, что все знания должны немедленно применяться на практике. В первую очередь, считал педагог, они развивают общечеловеческие качества личности. В учениках необходимо поддерживать самостоятельность мышления и любознательность, а не требовать заучивать материал.
Константин Ушинский также известен как талантливый публицист. Написанные им книги «Детский мир» и «Родное слово» для начального обучения стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Их активно использовали в народных школах, которые только появлялись в те годы.
Память о великом педагоге живет в десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках. Медаль К. Д. Ушинского вручают за теоретические разработки и особый вклад в развитие системы образования. В прошлом году памятник Константину Ушинскому открыли на территории Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Обучение через игру
Автор более 200 научных работ посвятил значимую часть своих исследований проблемам обучения детей в школе. Созданная им в Москве лаборатория психологии аномального детства впоследствии стала частью Экспериментального дефектологического института (ЭДИ). Здесь по инициативе Выготского появляется клиника для детей с нарушением слуха и речи.
В основе одной из его ключевых теорий — социализация детей с особенностями в развитии. По мнению Выготского, личность такого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Поэтому, в первую очередь, необходимо ему помочь адаптироваться в социуме.
Главной концепцией, по мнению кандидата психологических наук, директора Центра Толерантности Еврейского музея Анны Макарчук, можно назвать ту, которая посвящена зонам ближайшего развития. Ее суть заключается в том, что учитель или родитель могут быть не только источником знаний, но и опорой для освоения нового.
«Это самое понятное выражение человечности: каждому из нас для роста нужен кто-то другой, кто поможет, направит, заставит задуматься или решиться. Эта идея актуальна как никогда. Мы живем в мире, где информация доступна в один клик, но без поддержки тех, кто поможет понять, как эту информацию применять и понимать, нам бы остался только хаос», — считает психолог.
Кроме того, Выготский отмечал важность игровой деятельности в воспитании и психологическом развитии ребенка. То, что сегодня мы называем геймификацией образования, берет свое начало из гипотез, разработанных когда-то ученым.
К сожалению, многие работы после смерти ученого были незаслуженно забыты. Однако в 1960-х педагогика и психология вновь открыли для себя идеи Выготского. Его концепции легли в основу многих подходов знаменитых отечественных и зарубежных ученых. Сегодня Выготский — один из самых цитируемых психологов в мире, а на его теориях построены многие современные и популярные методы обучения детей.
Воспитать человека
Антон Макаренко считается самой яркой личностью в советской педагогике, по мнению исследователей. Его деятельность пришлась на тяжелый период, после революции и войны, когда в стране было много детей с трудной судьбой, оставшихся без родителей. С 1920 по 1932 год Антон Семенович руководил колониями для малолетних правонарушителей. Чтобы вернуть их к нормальной жизни, он разработал особую систему обучения.
При этом педагог не пытался исправить детей, а давал им понять, что честная жизнь безопаснее и приятнее. «Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», — писал он. Подробнее об этом периоде Антон Макаренко вспоминает в своей книге «Педагогическая поэма».
В основе его подходов — учение о коллективе, объединяющем людей во имя общей цели и в общем труде. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются взаимопомощь, чувство ответственности, формируются понятия долга и чести. Под его руководством в исправительном учреждении появилось свое хозяйство, швейная и литейная мастерские, и даже собственный театр, открытый для жителей соседних поселков.
Хотя Ушинского и Макаренко часто ставят в один ряд, это личности совершенно разного плана, отмечает директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков. Если первый пытался осмыслить педагогическую действительность и заложил фундамент, на котором эта сфера развивалась как наука, то Макаренко предложил наглядную версию опыта.
«Деятельность Макаренко несет сугубо практический характер. Он все время подчеркивал, что он не педагог-ученый, а практик. Но у него это настолько хорошо получалось, что в итоге он был признан на международном уровне, причем совершенно заслуженно. В 1988 году ЮНЕСКО включило его в четверку величайших учителей в XX веке, наряду с Марией Монтессори», — говорит профессор.
Разработанная Макаренко методика воспитания оказалась настолько успешной, что со временем обрела известность. Многие из беспризорников, воспитанных в его учреждениях, стали рабочими, экономистами, управленцами и учителями. Автор первой книги для родителей о воспитании предвосхитил основы современного гуманистического образования. Хотя многие произведения педагога относятся к художественной литературе, его научные работы до сих пор используют современные учителя и психологи.
100 советов учителю
Василий Сухомлинский известен как писатель и инноватор в образовании, выступавший за уважение личности ребенка. Большую часть жизни он посвятил работе в Павлышевской сельской школе, где смог внедрить совершенно новые по тем временам подходы. Подробнее об этом нам рассказал заведующий Педагогической мастерской Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ), победитель всероссийского конкурса «Учитель года» в 2018 году, народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев.
Еще одно его правило касается «содружества семьи и школы». Многочисленные исследования показывают, что вовлеченность родителей в школьную жизнь своих детей напрямую влияет на их успеваемость и вероятность поступления в университет. Василий Сухомлинский настаивал на этом еще 60-70 лет назад. Причем он говорил о необходимости активного педагогического просвещения не только детей, но и родителей.
«В ХХI веке „родительские университеты“ и разнообразные курсы для молодых матерей и отцов — обычное явление, а во времена Сухомлинского такой подход был революционным. Вопрос о том, кто же воспитывает ребенка — школа или семья, перед педагогом никогда не стоял. Только вместе! А еще он постоянно писал, что школа должна учить детей жить в семье, быть ответственным родителем, уметь решать конфликты. Так что последнее нововведение с курсом „Семьеведение“ в российских школах ему бы наверняка понравилось», — говорит учитель.
Помимо этого, Сухомлинский предлагал воспитывать детей через диалог и общение. В эпоху, когда преобладали пассивные и репродуктивные методы обучения, он, по сути, провозглашает необходимость активных и интерактивных методов и технологий.
Крайне актуальными сегодня звучат и другие его идеи. Например, в наши дни много говорят о непрерывности образования. В середине прошлого века 8 или 10 классов обучения, казалось, будет достаточно. Сухомлинский говорил: «человек должен развивать себя всю жизнь». Фактически это популярная и общепринятая в наше время идея lifelong learning (англ. обучение на протяжении всей жизни).
Свой опыт Сухомлинский отразил в книгах «Сердце отдаю детям», «Духовный мир школьника», «Рождение гражданина» и других своих произведениях. Всего он опубликовал 13 книг, а также получил звание Героя Социалистического Труда и был удостоен государственной премии. Для директора сельской школы это был невероятный успех.
Обучать и вдохновлять
Доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, советский, грузинский и российский педагог, академик Российской академии образования (РАО), профессор и наш современник известен, в первую очередь, тем, что разработал оригинальную концепцию гуманной педагогики, продолжившей в том числе идеи великих педагогов, о которых мы рассказывали выше.
В основе этой концепции — личностный подход. Необходимо выстроить учебный процесс так, чтобы ученик понимал свою задачу как свободно выбранную, принимал ее исходя из собственного желания. При этом эффективность обучения зависит от учителя, для которого важно понимать детей и их позицию, быть снисходительным, уметь ставить себя на место ребенка, не обесценивать проблемы и верить в результаты учеников.
Например, Шалва Амонашвили предлагал учителям отказаться от системы оценок, поскольку дети в раннем возрасте зависимы от мнения взрослых, которые имеют для них авторитет. Ребятам будет интереснее учиться, если поддерживать в них жажду познания, а не награждать или пугать оценкой.
«Дети не готовятся к жизни — они уже живут», — сказал однажды на одной из своих лекций Шалва Амонашвили, перефразируя другого известного педагога, Константина Ушинского. По его мнению, ученик — это сотрудник, соратник, помощник учителя в его педагогическом деле.
Творчество этого выдающегося педагога достигло расцвета в 70–90-е годы XX века и успешно развивается по сей день.
«Его книги начала 80-х годов, такие как „Здравствуйте, дети!“, "Как живете, дети?" и „Единство цели“, были в тот период самыми востребованными среди учителей. Некоторое время назад он работал в нашем университете, вел магистерскую программу по начальному обучению. Шалва Амонашвили — очень талантливый человек, а также прекрасный лектор. Я всегда восторгался его способностью часами удерживать внимание аудитории», — вспоминает директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков.
Анна Шиховец