Связующий элемент: какие самые технологичные мосты есть в России

По данным Росстата, в России насчитывается 42 тыс. мостов – они соединяют берега рек, проливов и являются транспортными артериями. Их протяженность достигает сегодня 20 тыс. км. При этом каждый год в стране открывается в среднем по 200 новых таких сооружений.

О том, какие необычные мосты существуют в России и как они возводились, читайте в статье наука.рф.

 

Крымский мост: стройка века

Недавно Крымский мост отпраздновал пятилетие со дня открытия. В мае 2018 года по нему смогли проехать первые автомобили, а в декабре 2019-го начали курсировать поезда.

Возведение моста через Керченский пролив стало одной из самых грандиозных строек века. На ней работали 15 тыс. строителей, протяженность конструкции составила 19 км – на сегодняшний день это самый длинный мост в России.

Перед инженерами стояла непростая задача – грунт в проливе довольно мягкий, илистый. Поэтому на самых трудных участках сваи пришлось устанавливать на глубине до 105 м – это высота 35-этажного здания. Для сравнения, на других масштабных проектах этот показатель обычно не превышает 50 м.

Кроме того, мост строился в зоне с повышенной сейсмической активностью. Поэтому его основная конструкция была спроектирована так, чтобы она могла выдержать землетрясения до 9 баллов по школе Рихтера. Но такие сильные подземные толчки в Керченском проливе – редкость. Например, землетрясение до 8,6 баллов может произойти примерно раз в 500 лет, а 9-балльное разве что раз в тысячелетие.

При землетрясении основную волну «примут на себя» опоры моста – их установлено 595 штук. Они тоже особо прочные. Две самые мощные стоят с двух сторон фарватера – судоходного коридора. Идущие от опор к пролетам колебания будут гаситься антисейсмическими устройствами – своеобразной «прослойкой» между пролетом моста и его опорами.

Скайбридж: самый длинный подвесной мост в России

В Сочи находится один из самых длинных пешеходных подвесных мостов России – Скайбридж. Его протяженность – 439 м. Он соединяет две стороны Ахштырского ущелья.

Мост был открыт в 2014 году в Сочинском национальном парке. Его проектирование заняло три года, еще два ушло на строительство.

Скайбридж подвешен на более чем 200-метровой высоте. Чтобы возвести такое сложное сооружение, инженерам пришлось обратиться к последним разработкам геотехники. С помощью буровых установок специалисты смогли создать прочные опоры, благодаря чему конструкция вышла жесткая, но довольно легкая. Она подвешена на канатах толщиной 52 мм, которые выдерживают вес до 300 тонн. Создатели моста заявили, что Скайбридж также сможет пережить даже 9-балльное землетрясение.

Для туристов на мосту есть смотровые площадки. Любители экстремальных развлечений смогут прыгнуть с тарзанки: здесь расположен аттракцион BUNGY высотой 207 м, кстати, один из самых высоких в мире.

Русский мост: визитная карточка Владивостока


Еще один необычный рекордсмен – Русский мост во Владивостоке. Он переброшен через пролив Босфор Восточный, соединяя полуостров Назимова и мыс Новосильского на острове Русский. Строительство завершилось в сентябре 2012 года.

Высота Русского моста – 320 м, длина его центрального пролета – 1108 м. Это самый длинный вантовый мост в мире и второй по высоте после китайского Дугэ. Вантами называются тросы, которые поддерживают дорожное полотно. На Русском мосту изношенные ванты легко заменять – даже без остановки движения транспорта.

Сама конструкция сможет прослужить около 100 лет. Мост выдерживает широкий диапазон температур – от 40-градусных морозов до 40-градусной жары и сейсмические толчки до 8 баллов. Ему не страшны также морские волны высотой до 6 м и напор льда толщиной до 80 см.

Интересно, что планы по созданию моста между Владивостоком и островом Русский появились еще в прошлом веке. Первоначальный проект был предложен в 1939 году, еще один обновленный – в 1960-м.

Однако в XXI веке инженеры решили начать проектирование с нуля. Специалисты рассматривали не только вантовые мосты, но и подвесные – они предложили более десяти вариантов проекта. Выбор пал на знакомую нам конструкцию. Кстати, сегодня Русский мост жители нашей страны могут видеть почти каждый день – с 2017 года он изображен на купюре номиналом в 2000 рублей.

Миллениум: мост тысячелетия


Другой необычный вантовый мост – это Миллениум в Казани, который проходит через реку Казанку. Этот самый высокий мост в Татарстане, взметнувшийся на 45-метровую отметку, возведен в честь 1000-летия столицы региона. Его главный пилон выполнен в виде огромной буквы М. Именно с нее начинаются латинское слово «millennium» и татарское «меңъеллык», которые и переводятся как тысячелетие.

Строить мост начали в 2004 году, а уже в 2005-м открыли первые полосы для автомобилей. На строительство конструкции потратили 3,4 млрд рублей. Спустя еще семь лет мост капитально отремонтировали.

Интересно, что вантовым это сооружение является только формально. На самом деле пилон в виде буквы М, который весит более 600 тонн – это не столько техничное, сколько дизайнерское решение. Пролеты моста небольшие, а опорные конструкции довольно мощные, поэтому дополнительной поддержки в виде тросов здесь не требуется.

Сегодня под каждой частью пилона обустроено по три полосы для автомобилей и тротуары для пешеходов, отделенные от проезжей части ограждением. За сутки по мосту проезжают до 15 тыс. автомобилей.

Живописный мост: «летающая тарелка» в столице


После долгой работы в 2007 году в Москве состоялось открытие Живописного моста недалеко от метро Крылатское. Мост представляет собой вантовую металлическую конструкцию со стеклянной капсулой. Эта «летающая тарелка», как ее иногда называют, на самом деле необычная смотровая площадка. Ее собрали, а затем подняли под арку пилона с помощью домкратов. Попасть туда можно с помощью двух подъемников. Чтобы стеклянные панели не замерзали зимой, в стенки капсулы встроена система обогрева.

Интересно, что Живописный мост протянут вдоль реки. Это связано с тем, что по берегам водоема расположены природоохранные зоны – привычные решения для мостов здесь не подошли бы.

Кстати, не стоит думать, что свое имя мост получил благодаря внешнему виду или живописным пейзажам, которые открываются со смотровой площадки. Названием он обязан лежащей рядом Живописной улице. 

Конструкция довольно масштабная: 1,5 км в длину, 40 м в ширину и 105 в высоту. Длина основного пролета – более 400 м, поэтому под ним спокойно проплывают суда. Кроме того, Живописный мост – это продолжение Звенигородского проспекта, по которому каждый день проезжают тысячи машин.

Инженеры позаботились о надежности конструкции. Модель Живописного моста проходила испытания в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), в подмосковном наукограде Жуковский. Было принято решение установить в опоре моста два гигантских амортизатора – чтобы избежать внезапных колебаний. Интересно, что все детали конструкции, кроме вантов, изготовлены в России. 

Дворцовый мост: символ города на Неве


Дворцовый мост, один из наиболее известным разводных мостов Санкт-Петербурга, соединяет центр города и Васильевский остров. Эта конструкция с пятью пролетами была построена через Неву более 100 лет назад. Но не всегда мост был таким, каким мы привыкли его видеть.

Еще в XIX веке было решено построить через реку переправу, которая вела бы к Зимнему дворцу и Дворцовой площади. Но тогда удалось возвести лишь плашкоутный (наплавной) мост – он опирался на несколько плоскодонных судов.

Строительство же постоянной переправы все время откладывалось. Только в 1912 году началось возведение разводного моста по проекту архитектора Мельцера. Но из-за Первой мировой войны стройка затянулась до 1916 года.

Изначально Дворцовый мост был открыт без отделки – на нем установили только деревянные перилла. Свой узнаваемый вид он приобрел уже в 30-е годы прошлого века. Именно тогда появились узнаваемые чугунные литые ограждения. Этим, кстати, объясняется, почему на мосту, построенном еще во времена Российской империи, так много советской символики.

Сегодня каждое разведение и сведение моста длится по пять минут. На это время многотонные противовесы опускаются в колодец, глубина которого примерно на полтора метра ниже уровня Невы.

Дворцовый мост – один из последних мостов Петербурга, который перешел на гидравлические механизмы. Со дня своего открытия он работал на электромеханике – огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем. Однако механизм износился, и в 2012 году началась реконструкция. Тогда были заменены разводные механизмы и металлоконструкции – им было на тот момент уже около ста лет.