Тайна, покрытая лаком: секреты технологии федоскинской миниатюрной живописи

Об этих лаковых шкатулках из папье-маше говорят, что они крепче дерева. А элементы миниатюрной живописи буквально «светятся», визуально открывая многослойность «сквозного письма». Изготовление одного изделия занимает около шести месяцев. При том, что уникальная технология ручной работы не менялась более двух веков. Об истоках, технологии и истории промысла в материале серии «Культурный код».


Русское дитя Китая и Европы

В 1795 году московский купец первой гильдии Петр Коробов посещает германский город Брауншвейг. Его цель отнюдь не праздная поездка, а дела коммерции. Немецкие ларцы и табакерки (шкатулки для хранения табака) известны во всём мире. Изделия отличает миниатюрная роспись, закреплённая лаком, что делает вещицы долговечными и, соответственно, пользующимися невероятным спросом. Заграничный промысел купец перенесет в подмосковное село Данилково, где у него было налажено производство лакированных козырьков для киверов, армейских головных уборов.

«Интересно, что промысел зародился не в Германии, а был заимствован из Китая. К тому времени лаковой миниатюре было уже около 2000 лет. Изделия привезут в Европу в начале XVII века, а широкое распространение они получат в следующем столетии, когда роскошь стиля барокко спровоцирует интерес к восточной цивилизации и к экзотическим орнаментам китайского стиля. Кстати, первые образцы изделий не расписывали, к ним приклеивали гравюры (печатную графику), а затем покрывали лаком», — отмечает Михаил Салтанов, директор Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, кандидат педагогических наук.

Расцвет «лукутинской шкатулки»

Своё наименование миниатюра получит по названию села Федоскино, которое было объединено с селом Данилково. После 1818 года ассортимент табакерок и ларцов расширят чайницы, пеналы, альбомы, спичечницы, пасхальные яйца и футляры для очков. В 1828 году Департамент мануфактур и внутренней торговли предоставит предприятию право изображения на изделиях государственного герба и инициалов наследника фабрики купца Петра Лукутина. Об ассортименте фабрики отныне заговорят как о «лукутинских лаках». Изделия мастеров будут отмечены дипломами не только российских, но и зарубежных выставок. Во второй половине столетия фабрика становится крупнейшим предприятием в России.

Русские мастера ручной росписи выбирали традиционные сюжеты, их привлекали сцены из жизни крестьян, праздники, бег русской тройки (запряжки лошадей), чаепитие, храмы, городские пейзажи, женский портрет и многие другие. Из числа художников предприятия были иконописцы из Москвы, Сергиева Посада и 1 выпускник московского Строгановского училища. В 1910 году, чтобы сохранить промысел после закрытия фабрики, мастера и художники сформируют артель.


Федоскинская миниатюра как валюта военного времени

В годы Великой Отечественной войны федоскинскую шкатулку в мире оценивали столь высоко, что брали изделия в счёт уплаты за поставки по ленд-лизу.

«Мало того, что предприятие работало на экспорт, изделия фабрики отправляли за океан, в Америку, чтобы закупать там металл. Фактически шкатулка стала валютой военного времени. Из 43 художников фабрики, ушедших на фронт, среди них была и одна женщина, 40 вернулись и продолжили заниматься промыслом», — рассказывает Любовь Рогатова, искусствовед АО «Федоскино».

Сюжеты в советский период истории промысла дополнили военная и «ленинская» темы, изображения политических лидеров, национальных героев и полководцев, деятелей культуры и искусства. Востребованными темами окажутся достижения в сфере промышленности, сельского хозяйства, исследований космоса, сюжеты русских народных сказок.

Терпение и труд

Уникальные шкатулки делают из папье-маше, массы картона и клейстера. В среднем создание одного изделия занимает от 3 до 6 месяцев, учитываются такие показатели, как размер предмета и степень сложности росписи. Лаковая миниатюра создаётся полностью вручную. Этапы изготовления включают навивку, склеивание, опиловку, шлифовку, шарнирование. Затем покрытие лаком и полировку.

Мастер нарезает полосы картона и, выбрав болванку нужного размера, навивает на неё материал, на который предварительно наносится клей из муки. Качество изделия напрямую зависит от экологичности производства, например, картон не должен содержать синтетических добавок.

«При навивке мастер плотно прижимает картонные полосы к болванке, что требует сноровки и большого опыта. Иначе не удастся идеально состыковать края, а тогда неровностей не избежать. Ни одну из операций технологии нельзя упростить или нарушить. Федоскинская лаковая миниатюра тем и уникальна, что сохранила промысел в неизменном виде, не поступившись качеством», — комментируют изготовление на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи.

Технологический процесс

После прессовки картон просушивают, а затем около часа вываривают в натуральном льняном масле при температуре 90 °C. Для того чтобы изделие стало «крепче дерева», то есть приобрело свойства сверхпрочного, заготовки 2 недели будут томить в печи при температуре около 120 °C.

На этапе распиловки материала мастер создаёт детали изделия и соединяет их при помощи пресса и клея, затем придаёт изделию нужную форму. Шлифовка устраняет неровности поверхности и следы распиловки, а шарнирование формирует подвижные соединения между частями. Создание заготовки для шкатулки занимает примерно 2-3 месяца. И уже после завершения всех стадий технологического процесса форму будущего изделия передадут живописцу.

Путь художника

По оценке искусствоведов, чтобы стать профессионалом, художнику после окончания среднего специального или высшего учебного заведения потребуется еще около 5 лет. За всё время существования промысла звание «Народный художник» было присвоено пяти живописцам: Виктору Липицкому, Геннадию Ларишеву, Петру Пучкову, Юрию Карапаеву и Николаю Солонинкину. И 14 мастеров были удостоены звания «Заслуженный художник».

На Федоскинской фабрике миниатюрной живописи ни одно изделие не повторяется, каждый предмет выходит в единственном экземпляре. Сегодня в штате предприятия работают 60 мастеров и художников.

Техника росписи изделий — это миниатюрная многослойная живопись маслом. Изображение наносят тончайшей кистью всего в несколько волосков. В основном создание живописи на поверхности шкатулки занимает от 1 до 3 месяцев. Первый этап — «подмалёвок», или эскиз в цвете. Далее — нанесение бликов, фактура (обработка поверхности изделия, красочный слой) и орнамент. На родине лаковой миниатюры существуют династии художников и мастеров. Так, например, промыслом занимались 22 представителя династии Рогатовых.


«Первый представитель нашей династии художников родился в 1889 году, он работал в мастерских Вишняковых в Осташкове. В роду есть член Союза художников и заслуженный художник, в числе наград — серебряная медаль от Российской академии художеств. Работы нашей династии хранятся на фабрике как образцы для копирования. Кроме миниатюрной живописи занимаюсь традиционными для промысла техниками „черепашка“, „шотландка“, „цировка“ и „скань“. Последняя интересна тем, что на непросохший лак со сделанными на нём насечками наносим тончайший узор из золотой или серебряной фольги. Специальными инструментами пуансонами высекаем элементы из тонкого листа алюминия — лепестки, снежинки, ромбики. Это один из рассекреченных приёмов декора изделий „лукутинских лаков“ XIX века», — раскрывает секреты технологии Владимир Рогатов, заслуженный работник культуры РФ, художник Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.

Обучение промыслу

За точку отсчета, говоря о становлении профессионального образования, принято брать 1931 год. Это дата открытия школы фабрично-заводского ученичества, которую с течением времени реорганизуют в художественно-промышленное училище. В 2011 году учебное заведение получит статус высшего учебного заведения и станет филиалом петербургской Высшей школы народных искусств.

«Профессия художника подразумевает не только освоение технологии производства миниатюры, но и получение всесторонних знаний, научное изучение предмета. Промыслу нужны не просто исполнители, а художники, способные создавать и привносить новое. Вторым фактором необходимости открытия института стало то, что мы не хотели терять специалистов, которые, поступая в вузы в других городах, не возвращались в Федоскино», — комментирует Михаил Салтанов, директор Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, кандидат педагогических наук. Сотрудники и студенты Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи занимаются научно-практическими исследованиями, проводят международные форумы.

Открытие музейно-выставочного пространства института стало стартом к проведению ещё одного значимого исследования. Был составлен научный каталог «Коллекция лукутинских изделий А. С. Мокроусова — жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи». Издание систематизировало сведения об экспонатах XIX века, приобретенных у коллекционера Алексея Мокроусова в 1937 году, чтобы обучать студентов посредством копирования росписи.

Один из ведущих преподавателей института, представитель династии художников Олег Головченков вместе с заместителем директора института Марией Ермаковой стали авторами «Словаря профессиональных понятий». Это первая научная классификация в истории промысла, собравшая более 160 профессиональных терминов.

Искусство деталей

Все изделия федоскинской лаковой миниатюры проходят более 30 циклов лакировки. Каждый живописный слой покрывается лаком и шлифуется, и так слой за слоем. На последнем этапе изделие полируют. В мире нет аналогов этой технологии ручной работы.

«Визуальный объем создается художниками за счет знания перспективы, пластической анатомии, владению основами реалистической манеры письма и академической живописи. Эффект глубины дает использование перламутра раковин, его режут на пластины. Частый прием в декоре — наложение на поверхности тончайших листов сусального золота. Отличительная черта наших изделий — металлизированный грунт. Художники придают ему „разноцветность“ прозрачными красками. Приём создаёт эффект световых фильтров, где белый цвет может переходить то в синий, то в зеленый. Процесс включает 3 стадии: локальное пятно, пропись оттенков и детальное „уточнение“ изображения», — резюмируют представители Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.

Каждое изделие проходит аттестацию Художественного совета фабрики, иначе изделия не попадут к покупателю. Название, экспертную оценку качеству и художественной ценности лаковой миниатюры дают главный художник и лучшие специалисты предприятия.

Звание «изделие признанного художественного достоинства», обладателем которого фабрика стала в 2001 году, присуждает Художественно-экспертный совет Московской области. В его состав входят искусствоведы, художники, музеологи и представители структур, занимающихся сохранением культурного наследия страны. Право относиться к народному художественному промыслу России имеют только производства с 50% изделий, прошедшими областную художественную экспертизу.

Музей Федоскинской лаковой миниатюры

Музей «Усадьба Лукутиных» был создан 23 апреля 2003 года по инициативе жителей и художников села Федоскино. Фонды учреждения сегодня насчитывают около 2000 экспонатов, коллекция формируется благодаря Министерству культуры и туризма Московской области, фабрике «Федоскино» и художникам, работающим частным образом. Музей лаковой миниатюрной живописи позволяет отследить историю промысла от 19 века до современного периода.


«Для того чтобы обеспечить сохранность изделий, необходимо следовать установленным нормативам. Для лаковой миниатюры — это температура 24 °C и 60% влажности. При низкой влажности сотрудники музея устанавливают над витринами специальные ёмкости с водой. Они не видны для наших посетителей и помогают создавать нужные условия для хранения. Что касается реставрации, то мы сотрудничаем со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И. Э. Грабаря. Специалисты предварительно делают экспертизу изделия, а затем забирают его на реставрацию», — поясняет Любовь Рогатова, искусствовед АО «Федоскино».

Примечательно, что изделия XIX века практически не нуждаются в реставрации. Эксперты установили, что дело здесь в качестве лака, вернее, в утраченном секрете его варки. Лак для купцов Лукутиных приходили варить лаковары Барановы из соседнего села Марфино. После революции лак начали закупать на предприятиях в промышленных масштабах. Сотрудники музея поясняют, что сохранность экспонатов советского периода по большей части находится в пределах нормы. А вот реставрировать приходится изделия периода экономического кризиса 90-х гг. XX века. В то время мастера были вынуждены использовать лак низкого качества, за неимением других вариантов. Эта категория изделий чаще всего подлежит реставрации в связи с тем, что лак трескается, деформируя поверхности.


Сегодня мастера закупают лак в основном на предприятиях химической промышленности. Федоскинская фабрика использует автомобильный лак, стойкий к морозам, осадкам и жаре. Структура этого лака подходит для изготовления изделий лаковой миниатюры, обеспечивая необходимые критерии прочности при застывании.

Создавать вечное

Первая школа, обучающая мастеров и живописцев, появилась в селе Федоскино в 1829 году. Сегодня для абитуриентов открыты двери вуза, при поступлении в институт необходимо сдать экзамены по русскому языку, литературе, живописи и рисунку. Самые талантливые смогут создавать уникальные по своей художественной ценности изделия, которые войдут в сокровищницу шедевров мировой культуры.

Светлана Минеева