Темпера, дерево и лак: как создаются шедевры городецкой росписи

Благодаря ярким краскам, выразительным образам и разнообразию сюжетов — от традиционных цветов до актуальных мотивов — городецкая роспись гармонично вписывается в современный мир искусства. Как возник этот народный промысел? Что его отличает от других видов художественной росписи? Где можно обучиться этому ремеслу? Читайте в нашем новом материале серии «Культурный код».


От иконописи до научных исследований

Возникновение этого промысла связано с поселениями в Нижегородской области, на реке Узола, где с XVII века занимались производством деревянных прялочных донец. Такое изделие служило нижней частью прялки и представляло собой широкую доску, плавно сужающуюся к головке, в которую вставляли гребень для пряжи. Когда пряха заканчивала работу, она вынимала гребень, а донце, напоминающее вышитое полотно, вешала на стену. Поэтому мастера уделяли особое внимание оформлению донец, украшая их резьбой и росписью.

«Помимо прялок, в деревнях производили расписную утварь: солонки, лукошки, детские стульчики. Но именно донца, в которых воплотилась качественно новая форма народного живописного декоративного творчества, привели к появлению особого вида промысла и принесли ему широкую известность», — рассказывает главный художник Фабрики «Городецкая роспись» Наталья Приваловская.

Главными центрами производства таких изделий были окрестные деревни Городца — древнейшего города в Нижегородской области, основанного в 1152 году. Сюда на ярмарки съезжались купцы и ремесленники с большим разнообразием товаров. Они старались делать свои работы ярче и богаче, используя различные техники и материалы.


На формирование городецкой росписи повлияли традиции иконописного искусства, резьбы по дереву, золотная вышивка (техника ручной вышивки металлическими позолоченными и серебряными нитями), а также особый вид письма — устав. Это самая ранняя форма кириллицы: при таком письме буквы отличались прямолинейностью и геометричностью, и стояли отдельно друг от друга. Этот вид письма был распространен среди старообрядцев, селившихся в Нижегородской области. Со временем городецкая роспись расширила свои горизонты, и уже в XIX веке превратилась из украшения прялок в самостоятельное художественное направление.

Однако к началу XX века промысел постепенно приходил в упадок. Народное искусство удавалось сохранять лишь благодаря мастерам, передающим свои знания поколениями. Усилия по поддержке и развитию традиционных кустарных промыслов начала принимать советская власть. В 1920–1930 годах стали проводить первые научные исследования, посвященные истории городецкой резьбы и росписи по дереву, а также художественные выставки и экспериментальные мастерские.

В нижегородском селе Курцево появилась промысловая столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец», которая позднее преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись» с собственной творческой лабораторией. Сегодня предприятие продолжает поддерживать традиции городецкой росписи, а его художники — создавать яркие изделия, оживляя классические образцы и мотивы.





Знаменитая игрушка

По сравнению с другими видами русской народной росписи, городецкая отличается богатой палитрой красок. Мастера изображают не только пышные букеты, листья и ягоды, но и сюжеты, олицетворяющие народные обычаи, природу, жизнь горожан. Самые популярные: чаепитие, гуляния, сцены охоты, отсылки к литературным произведениям. Предметы с такими рисунками служат как в качестве декора, так и для практических целей.

«Сейчас на фабрике изготавливают и расписывают более 300 наименований изделий, в том числе токарные — солонки, сахарницы, шкатулки; столярные — сундуки, панно, хлебницы, столовые наборы. В нашей коллекции можно встретить экземпляры самых разных форм и размеров», — говорит Наталья Приваловская.

В числе наиболее необычных: сундук длинной в 1,2 метра, массивная ширма шириной 2,5 метра и высотой почти 2 метра. Среди самых маленьких предметов имеются расписные ложки длинной не более сантиметра и матрешки высотой всего 6 миллиметров.

Но, пожалуй, одним из наиболее узнаваемых символов промысла является городецкий конь-качалка. Первый образец этой игрушки спроектировала сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности Елена Ивановна Воронцова в 1956 году. Прототипом послужила фигура городецкого коня, известная еще с XIX века благодаря инкрустации донец.


Технологический процесс

Традиционным материалом для росписи служит дерево. Хотя в истории фабрики были примеры работ с металлом, пластиком и стеклом, рисунки на таких предметах недолговечны. Производство изделий с городецкой росписью состоит из нескольких этапов. В зависимости от типа материала, начальные стадии и методы изготовления могут отличаться:

  • Токарные изделия (например, сахарницы и карандашницы) вытачивают из липы. Сначала создают форму на токарном станке, затем шлифуют и покрывают лаком.

  • Столярные изделия (мебель, хлебницы, игрушки), помимо липы, изготавливают из березы, сосны и дуба. Мастер создает форму с помощью столярной обработки и шлифует материал, а потом покрывает лаком.

Затем за дело берется художник. Сначала он создает фон, покрывая изделие темперной краской.


Затем наносит основные цветовые акценты цветочных и сюжетных элементов, дополняя композицию тенями. Например вишневым и темно-синим оттеняет цветы, черным — зеленые и коричневые листья. Оживить цвета можно белилами и желтыми тонами.

«При росписи используется метод творческого варьирования. Даже если у всех изделий один автор, композиции никогда не повторяются. У листьев и цветов может быть разное положение, цветовые акценты, колорит. Каждый художник привносит в работу что-то свое», — комментирует эксперт.

Расписное изделие покрывают водным лаком в два слоя, между которыми его хорошо просушивают. В зависимости от формы и размера, время на изготовление одного объекта может занять от нескольких дней до пары месяцев. Современные технологии при этом практически не используются — мастера предпочитают применять традиционные методы и инструменты. Только так можно сохранить историю и уникальность в каждом изделии, наполнить его душой и мастерством, считает эксперт.

«Мы никогда не использовали печать на 3D-принтере, в том числе, потому что теряется цветовая гамма. Все эскизы выполняются вручную. Исключение составляют разве что какие-нибудь особые проекты. Например, чтобы создать композицию с изображением храма, нам важно изучить его архитектуру. Для этого коллеги создали схему для эскиза на компьютере и распечатали», — подчеркивает Наталья Приваловская.

Где учиться

Познакомиться с шедеврами художественного промысла можно в Музее Городецкой росписи. Здесь представлена самая большая коллекция работ мастеров разных поколений — от тех, кто стоял у истоков, до современных художников. Изучить ассортимент можно на экскурсиях, которые регулярно проводят мастера фабрики. Сотрудники предприятия также организуют для гостей мастер-классы, на которых учат основным художественным приемам и рассказывают об особенностях технологии.

Желающие освоить ремесло на профессиональном уровне могут получить профильное образование по программе «Художник росписи по дереву» в Городецком Губернском колледже.

«В этом году как раз набирают новую группу. Есть колледжи в Семенове и в Москве, мы вполне можем принять их выпускников. На нашей фабрике будущих специалистов готовят методом подсадки: ученики обучаются три месяца, перенимают приемы от мастеров, знакомятся с композицией и ассортиментом. По итогу получают рабочий разряд и приступают к работе», — делится Наталья Приваловская.

По мнению эксперта, благодаря богатой палитре, городецкая роспись гармонично встраивается в современный мир искусства. Сохраняя вековые традиции, мастера промысла создают самобытные произведения, которые становятся неотъемлемой частью культурных выставок и привлекают внимание ценителей народного творчества. Такое красочное изделие не просто украшает интерьер, но и служит связующим звеном между прошлым и настоящим, напоминая о богатом наследии русского народного творчества.



Анна Шиховец