Траектория успеха: в вузах рассказали о новых направлениях и популярных специальностях

Совсем скоро, 20 июня, стартует приемная кампания. Это время, когда абитуриенты смогут подать заявления в университеты и начать новый этап своей жизни. В преддверии этого важного сезона мы решили обратиться к представителям ведущих вузов России — расположенных на юге, на северо-западе, на Урале и в европейской части страны — и узнать, какие новые специальности недавно открылись, как изменились учебные программы по классическим направлениям, и какие профессии сегодня выбирают студенты чаще всего.


Список перспективных профессий

За последние несколько лет перечень специализаций в вузах заметно расширился. Причин этому много. Появление новых направлений подготовки можно объяснить не только стремительным развитием технологий, но и столь же быстро меняющимися потребностями рынка труда.

Например, благодаря развитию научных исследований в биологии и медицине, список перспективных профессий пополнили специалисты в области биотехнологии и биоинженерии. Широкий спектр программ в этой сфере разработали в Университете РОСБИОТЕХ.

«В этом году объявлен набор на ряд новых программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, таких так: биоэкономика и природоподобные технологии; инжиниринг здоровьесберегающих продуктов питания; геномика, протеомика и системная биотехнология, молекулярная и клеточная инженерия; экологическая безопасность и инжиниринг техносферы», — рассказывает начальник Управления организации приема Университета РОСБИОТЕХ, кандидат экономических наук, доцент Елена Липченко.

В числе самых необычных и инновационных профессий:

  • тканевая инженерия — специалисты в этой области занимаются созданием искусственных тканей и органов. Это направление сочетает знания биологии, инженерии и медицины;

  • биоэтика — изучает этические вопросы, связанные с развитием биотехнологий, медицины и генетики. Такие специалисты занимаются разработкой этических норм и правил, регулирующих использование этих технологий;

  • персонализированная медицина — специалисты по персонализированной медицине разрабатывают индивидуальные планы лечения для пациентов на основе их генетического профиля, образа жизни и других факторов;

  • специалист по работе с данными (дата-сайентист) в биологии и медицине — это специалист, который умеет извлекать полезную информацию из больших объемов биологических и медицинских данных, используя методы машинного обучения и статистического анализа;

  • разработчик биосенсоров — создает устройства для мониторинга биологических процессов и состояния здоровья;

  • специалист по синтетической биологии — инженер, который проектирует и создает новые биологические системы и организмы с заданными свойствами.

Изменения коснулись и классических направлений, которые трансформируются под влиянием технологий, искусственного интеллекта и растущего спроса на цифровые компетенции специалистов.

«Современная генетика немыслима без обработки огромных массивов геномных данных. Программы теперь включают углубленное изучение биоинформатики, статистического анализа, машинного обучения для обработки и интерпретации генетических данных. Студенты учатся работать с базами данных геномов, разрабатывать алгоритмы для поиска генетических маркеров, анализировать экспрессию генов и моделировать биологические процессы», — объясняет Елена Липченко.

В курс генетики внедряются методы секвенирования нового поколения и высокопроизводительные технологии. На первый план выходит междисциплинарность: генетика все больше интегрируется с другими науками, такими как иммунология, фармакология, биотехнология и медицина. Таким образом студенты могут увидеть генетику в контексте более широких биологических и медицинских проблем.

Свои коррективы в уже сложившиеся учебные программы вносят информационные технологии и искусственный интеллект. Сегодня ИИ применяют для персонализации обучения, создания интерактивных обучающих платформ и виртуальных лабораторий. В учебные программы по биологии и медицине вводятся курсы по программированию, анализу данных, кибербезопасности и другим ИТ-направлениям. Такие новации позволят выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда и применять ИТ-инструменты в своей профессиональной деятельности.

«В топ-5 направлений подготовки вуза входит биотехнология, биология, химическая технология, технология организации продукции общественного питания и управление качеством. Безусловно, для абитуриентов немаловажным фактором выбора программы является количество бюджетных мест. В 2025 году их более 1800. Но и востребованность платных программ растет, благодаря государственной поддержке образовательного кредитования», — говорит директор Института прикладной биотехнологии и пищевой инженерии им. академика РАН И. А. Рогова Университета РОСБИОТЕХ, кандидат технических наук, доцент Дмитрий Куликов.

Следуя технологическим трендам


Развитие ИТ влияет не только на естественнонаучную и инженерную системы образования, но и на гуманитарный блок. Подробнее об этом рассказали в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского (ННГУ). В вузе открылись направления, связанные с использованием искусственного интеллекта и информационных технологий в журналистике, юриспруденции, медицине.

Значительно обновились классические направления, причем как с точки зрения содержания, так и структуры. Как пояснила проректор по учебной работе ННГУ Евгения Черных, изменения связаны с необходимостью соответствовать технологическим трендам, новейшим научным открытиям и актуальным запросам рынка труда.

Расширились курсы подготовки, к дисциплинам добавились онлайн-занятия, основной упор сделан на практику и проектное обучение. У студентов появилось больше возможностей для работы над реальными проектами в отраслевых предприятиях. Благодаря проекту «Цифровые кафедры» участники программ, как связанных с ИТ-сферой, так и вне ее, могут изучать на практике применение информационных технологий и искусственного интеллекта.

«Основной приоритет ННГУ до 2030 года — это подготовка кадров с развитыми исследовательскими и цифровыми компетенциями в интересах научных организаций, крупных госкорпораций и предприятий реального сектора экономики. Наша образовательная политика будет опираться на принципы технологической независимости в образовании. Это, в том числе, обучение на импортозамещенном прикладном и системном программном обеспечении, изучение отечественных процессоров, контроллеров и средств программирования», — рассказывает эксперт, добавив, что в ближайшие годы ожидается высокий спрос на научно-технические профессии.

Новое поколение инженеров-исследователей и инженеров-разработчиков готовят по запущенной несколько лет назад программе Передовой инженерной школы (ПИШ) «Космическая связь, радиолокация и навигация». Всего в рамках ПИШ доступно девять образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров в этой области.

Также в университете можно выбрать одну из 14 специальностей по направлению «Инженерное дело, технологии и технические науки». Обучение проводят преподаватели ННГУ совместно с представителями индустрии: Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, Научно-исследовательского института измерительных систем им. Ю. Е. Седакова, АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» и других высокотехнологичных предприятий.

Помимо этого, в вузе отмечают растущий интерес к информационным технологиям, а также специальностям, связанным с защитой информации и фундаментальной медициной. Традиционно большим спросом пользуются юридические и социально-экономические, гуманитарные направления, клиническая медицина.

«В Университете Лобачевского активно развивается ординатура. В этом году в ННГУ объявлен прием на 18 специальностей, у 11 из которых есть бюджетные места. Среди других новых направлений подготовки: химическая технология, прикладная механика, лингвистика, дизайн», — делится ответственный секретарь приемной комиссии ННГУ им. Н. И. Лобачевского Мария Мартьянова.

Другая новая специальность: организатор работы с молодежью. Предполагается, что выпускники этой программы смогут выстраивать эффективное взаимодействие с юной аудиторией, например, разрабатывать молодежные инициативы и координировать волонтерские проекты. Такие профессии сейчас востребованы в образовательных учреждениях и на государственных службах, занимающихся молодежной политикой.

Разработчики и аналитики


В Уральском федеральном университете (УрФУ) с прошлого года открыт прием на программы бакалавриата по предпринимательскому праву, кино и цифровому видеоконтенту. В магистратуре появилось цифровое материаловедение, математическое моделирование в технике и экономике, а также юридическое обеспечение публичного управления.

При этом востребованными остаются направления в сфере металлургии, машиностроения, химии и биохимии. Растет количество бюджетных мест в популярных гуманитарных областях — истории, педагогике и дизайне.

«Всего в этом году 13 институтов и четыре филиала УрФУ проведут прием на обучение по 354 образовательным программам. У нас самое большое количество бюджетных мест в стране, которое ежегодно растет. В 2025 году вуз предоставит 9 669 бюджетных мест по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры», — рассказывает заместитель директора по образовательной деятельности по организации приема и довузовскому образованию УрФУ Елена Авраменко.

Одно из наиболее активно развивающихся направлений связано с информационными технологиями. В сфере прикладного искусственного интеллекта в УрФУ готовят как разработчиков информационных систем с ИИ, так и специалистов, которые будут грамотно ставить задачи таким разработчикам. А также будущих аналитиков, специалистов R&D-отделов и экспертов в области инженерии программных продуктов с ИИ.

«По сути, это квалифицированные эксплуататоры систем с искусственным интеллектом. Разработчиков обучают в первую очередь в Институте радиоэлектроники и информационных технологий. Кроме того, у нас есть аспиранты, развивающие научную деятельность в этой сфере. В общей сложности на радиофаке обучают более 500 разработчиков ИИ каждый год», — комментирует доцент кафедры информационных технологий и систем управления УрФУ Михаил Ронкин.

Эксперт добавил, что у всех направлений есть индустриальные партнеры, предоставляющие реальные кейсы. Для студентов, добившихся наибольших успехов, университет предлагает взаимодействие с научными коллективами, работающими в области ИИ.

И филологи тоже 

Широкий набор специальностей в сфере искусственного интеллекта предлагает Южный федеральный университет (ЮФУ). Среди новых программ бакалавриата: «Технологии искусственного интеллекта», «Математическое моделирование и искусственный интеллект». В магистратуре — «Искусственный интеллект: математические модели и прикладные решения», «Прикладные системы искусственного интеллекта», «Технологии интеллектуальных автоматизированных систем», «Машинное обучение и технологии больших данных».

«С каждым годом в ЮФУ увеличивается число поступающих на ИТ-направления: прикладную математику и информатику, фундаментальную информатику и информационные технологии, инфокоммуникационные технологии и системы связи, информатику и вычислительную технику, а также инженерные направления, связанные с робототехникой и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА)», — рассказывает проректор по образовательной деятельности и информационным технологиям ЮФУ Павел Махно.

Программы обучения в университете разработаны совместно с ведущими технологическими компаниями. Это позволяет студентам погрузиться в практику на предприятиях уже в процессе обучения и познакомиться с потенциальными работодателями.

Однако искусственный интеллект — не единственная область, которую чаще всего выбирают абитуриенты. Большой спрос наблюдается на направления, связанные с психологией, экономикой, менеджментом и управлением персоналом, юриспруденцией и международными отношениями. Конкурсными являются языковые специальности: филология, лингвистика, журналистика, реклама и связи с общественностью.

Университет активно взаимодействует с представителями таких отраслей, как машиностроение, металлургия, легкая промышленность, агропромышленный комплекс, химическое, радиоэлектронное производство. Такое сотрудничество помогает в трудоустройстве выпускников, а также в практической подготовке студентов, разработке образовательных программ, совместных научно-исследовательских лабораторий, проведении исследований, профессиональных конкурсов и стажировок.

Специалист по инновациям


Тем, кто планирует поступать в этом году в магистратуру, тоже есть из чего выбирать. В ЮФУ доступна 151 программа, из них 11 преподают на английском языке. Из новых направлений: «Защищенные беспилотные автоматизированные системы», «Цифровые технологии разработки систем умного города», «Инновационная юриспруденция», «Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности», «Социальная, политическая, экономическая психология» и «Интернет вещей».

Особый интерес представляют магистерские программы, разработанные с учетом актуальных вызовов, стоящих перед наукой и технологиями. Например, студенты программы «Нейроморфные и нейрогибридные системы искусственного интеллекта» научатся решать наукоемкие инженерные задачи на предприятиях реального сектора. Обучающиеся по направлению «Экономика науки, образования и GR-технологии» (англ. Government Relations — взаимодействие частных компаний с органами государственной власти) займутся решением глобальных вопросов и будут изучать темы, связанные с устойчивым развитием страны на основе эффективного управления наукой.

Еще одна программа на английском языке — «Nanoscale structure of materials» — готовит физиков и материаловедов с опытом работы на источниках синхротронного излучения. Специалисты этого профиля научатся проектировать и проводить эксперименты с применением VR-технологий и дистанционным управлением приборами.

«Поступившие по этим направлениям получат уникальные компетенции и возможность работать в сферах, объединяющих передовую науку и современные технологии, что крайне важно для достижения технологического суверенитета страны», — говорит Павел Махно.

Магистр международного масштаба


Ряд новых направлений появился в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ). С недавнего времени в вузе готовят специалистов в области теологии, фармации, фитнес-тренеров и переводчиков.

В области медицины и естественных наук расширилась научно-ресурсная база. При университете продолжают создавать клиники, лаборатории, ресурсные центры. Растет число специальностей в ординатуре. Запущены программы, обучение по которым проводят полностью на английском языке: «Лечебное дело», «Стоматология», «Сестринское дело».

«Особое внимание СПбГУ уделяет развитию так называемой клинической модели практики, позволяющей связать теоретические знания и практические навыки на реальных задачах. Их предоставляют партнеры университета. Сейчас в СПбГУ действует 21 клиника в разных профессиональных областях. Это позволяет студентам найти вдохновение в дальнейшем профессиональном развитии», — рассказывает первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова.

Магистерские образовательные программы пополнились такими направлениями, как «Материалы высоких технологий» и «Управление проектами в сфере цифровых технологий и наукоемкой экономике». В области биологии открылись направления, посвященные молекулярно-генетическим основам агробиотехнологии, а также клеточным и генетическим технологиям.

Участники первой программы будут учиться разрабатывать и применять современные наукоемкие технологии в сельском хозяйстве. Те, кто выберут второе направление, ближе познакомятся с новейшими подходами в работе с клеточными культурами и ключевыми генетическими инструментами.

Что касается наиболее востребованных специальностей, то и здесь в лидерах по-прежнему остаются ИТ и цифровые технологии. Это связано с высоким спросом на специалистов по искусственному интеллекту, большим данным и кибербезопасности, а также с интеграцией информационных технологий в другие дисциплины — медицину, экономику, естественные науки. В целом, вопросы искусственного интеллекта изучаются более чем в 70 образовательных программах СПбГУ, в том числе по направлениям подготовки, не связанным с техническими специальностями.

С развитием цифрового маркетинга (продвижения товаров и услуг через интернет и другие цифровые технологии), в вузе появились новые специальности в сфере менеджмента и цифровой экономики. Популярностью пользуются юриспруденция, туризм и экономика с международным уклоном.

«Например, успешно реализуются программы „Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)“, „Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)“, „Организация туристской деятельности (с углубленным изучением китайского языка)“, — комментирует начальник Управления образовательных программ СПбГУ Белла Гатаева.

А для тех, кто выбрал инженерное дело, с прошлого года в СПбГУ стартовала Передовая инженерная школа (ПИШ), посвященная междисциплинарным исследованиям, технологиям и бизнес-процессам для минерально-сырьевого комплекса. Обучение проводят по шести основным программам: нефтегазовое дело (бакалавриат), цифровые технологии в химии, управление проектами в сфере цифровых технологий и наукоемкой экономике, материалы высоких технологий, нефтегазовое дело и геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов (магистратура).

Конечно, это далеко не все направления, которые предлагают ведущие российские вузы. С каждым годом растет число специализаций, обновляются образовательные программы, у студентов появляется больше возможностей для карьерного роста и работы с реальными проектами в отраслевых организациях с первых лет обучения.

Но какую бы специальность сегодняшние абитуриенты ни выбрали, как сказал в недавнем подкасте один из наших гостей, доктор физико-математических наук, профессор Сколтеха и НИТУ МИСИС Александр Квашнин, главное — не терять любопытства. Если выбранное вами дело будет приносить удовольствие, то любая трудность станет лишь еще одним шагом к новым успехам.

Анна Шиховец