Цифровая эра: как готовит специалистов первый в России факультет ИИ

В условиях стремительного развития искусственного интеллекта (ИИ) меняется сам облик реальности, и вместе с ним растет потребность в квалифицированных специалистах. В России отрасль информационных технологий сталкивается с дефицитом кадров: более миллиона вакансий остаются открытыми. Чтобы ответить на этот запрос, крупнейшие ИТ-компании предложили создать первый в стране факультет ИИ на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН).

Такой шаг направлен на подготовку кадров, которые будут соответствовать современным мировым трендам в области разработки и внедрения цифровых интеллектуальных систем. Представители вуза и партнеров факультета делятся историями об уникальных образовательных программах, благодаря которым почти все студенты получают приглашения от работодателей.

Инновации в форматах обучения

В основу программ факультета ИИ, созданного в 2024 году, заложены углубленное изучение Сomputer science и профильных дисциплин по машинному обучению. Особое внимание уделяется таким направлениям, как «Компьютерное зрение» и «Обработка естественного языка» с акцентом на большие языковые модели. Актуальность учебных программ постоянно пересматривают с учетом отраслевых трендов и рекомендаций ведущих ИТ-компаний и научных организаций.


Факультет активно выстраивает взаимодействие с такими индустриальными партнерами, как «Сбер», «Альфа-Банк», Сколковский институт науки и технологий, X5 Group и «ВКонтакте». Эти коллаборации позволяют адаптировать образовательные программы под реальные потребности рынка, предоставляя студентам доступ к лучшим кейсам и стажировкам. В то же время сильные научные школы вуза, в первую очередь математическая и лингвистическая, обеспечивают глубокое понимание алгоритмов и языковых моделей ИИ. К слову, среди ведущих университетов мира математики РУДН занимают 76 место.

«Наш метод — „обучать через действие“, чтобы студенты сразу применяли полученные знания, добирая необходимую информацию уже в процессе выполнения задания. Партнеры факультета ежегодно обновляют программу, добавляя актуальные дисциплины и предоставляя доступ к базам данных. Их эксперты ведут у нас практические занятия и курируют студенческие проекты. Благодаря такой модели около 70% студентов начнут работать в компаниях партнеров уже с третьего курса. Они не просто учатся разрабатывать ИТ-продукты и системы ИИ, но смогут еще и внедрять технологии в аграрном секторе, лингвистике, маркетинге, медицине или инженерии», — рассказал Михаил Сквирский, профессор кафедры прикладного ИИ, председатель методического совета по ИИ РУДН им. П. Лумумбы.

Порядка 99% обучающихся получают приглашения от работодателей, это обусловлено тем, что лекции и практические занятия на факультете проводят ведущие специалисты крупнейших ИТ-компаний России. Такой подход значительно повышает уровень образования, например, профессор Михаил Сквирский занимает должность управляющего директора-начальника Центра реализации федерального проекта ИИ управления национального развития ИИ Департамента развития искусственного интеллекта и машинного обучения «Сбербанка». Эксперты «Альфа-Банка» организуют для студентов мастер-классы и стажировки, работая с практикантами над конкретными задачами, и выступают как индустриальные наставники их дипломных проектов.


«Совместно с РУДН наши эксперты разрабатывают образовательные программы. Мы ведем со студентами совместные исследования по приоритетным направлениям ИИ, у нас есть долгосрочные проекты в области ответственного ИИ и адаптации технологий для социально-значимых сфер. Поддерживаем студенческие инициативы по импортозамещению ключевых ИИ-решений, организуем экскурсии в офисы наших компаний, где молодые люди знакомятся с реальными бизнес-процессами и командами. Такой подход позволяет студентам получить релевантный опыт, а нам — растить сотрудников, готовых к работе с первого дня», — поделился Марат Исмагулов, HR-директор «Альфа-Банка».

 Здесь учатся лучшие

Поступить на факультет непросто, в 2025 году проходной балл ЕГЭ составил 300. Вуз отбирает талантливых и мотивированных абитуриентов, стремящихся получить глубокие знания по математике, программированию и аналитическому мышлению. Бюджетные места предусмотрены как в бакалавриате, так и в магистратуре.

«Абитуриентам, которые хотят поступить на факультет ИИ, я бы посоветовал сосредоточиться на изучении математики, это фундамент для любых ИИ-технологий. Затем нужно начать осваивать Python и базовые библиотеки для анализа данных, чтобы к началу учебы чувствовать себя уверенно в программировании. На факультете есть подготовительные курсы, но лучше прийти уже с базой. Необходимо знание английского языка и развитие критического мышления. Не стоит переживать, если пока нет опыта в машинном обучении, главное — показать мотивацию и готовность учиться. Наши преподаватели всегда помогут разобрать сложные темы», — уточнил Арсений Князев, студент второго курса факультета ИИ.  

Факультет создает для бакалавров и магистрантов все необходимые условия для развития, регулярно проводит научные мероприятия, обеспечивает участие студентов в конференциях и хакатонах. После окончания университета Арсений планирует работать над промышленным внедрением ИИ-решений для оптимизации бизнес-процессов. А в долгосрочной перспективе рассматривает создание собственного стартапа в области генеративного ИИ для образования.

Для того, чтобы дать выпускникам вуза конкурентное преимущество на глобальном рынке труда, была специально разработана программа двойных квалификаций. Проходя обучение, студенты факультета осваивают сразу две востребованные специальности.


«После четвертого курса я получу диплом по двум специальностям: „Фундаментальная информатика и информационные технологии“ и „Прикладная информатика“. Меня привлекла возможность изучать ИИ в международной среде, а особо заинтересовали два направления. Первое — компьютерное зрение и обработка изображений, позволяющие создавать системы, способные „видеть“ и анализировать визуальную информацию. Это имеет огромный потенциал в медицине, беспилотных технологиях и промышленности. Во-вторых, генеративные нейросети и создание контента, так как это одно из самых быстроразвивающихся направлений с широким спектром применения, от дизайна до образования», — рассказал Никита Гречаников, студент второго курса факультета ИИ.

 

Тренды найма в цифровую эпоху

По данным университета, сегодня дефицит специалистов в сфере информационных технологий составляет более 1 000 000 человек, при этом работодатели, прежде всего, заинтересованы в кадрах, обладающих прикладными навыками. Так в «Альфа-Банке» отметили, что кроме математических основ необходимы владение фреймворками и практический опыт работы с данными.

«Критически важны компетенции по вводу ИИ-моделей в эксплуатацию, навыки тестирования и мониторинга. Бизнесу необходимо понимать, в каких процессах можно и нужно применять ИИ, как донести до нетехнических специалистов практическую пользу от внедрения. В „Альфе“ мы фокусируемся на ключевых направлениях бизнеса, в которых можно однозначно получить бизнес-эффект от внедрения. Яркий пример такого процесса — внедрение ИИ для формирования кредитного предложения. Также мы активно используем NLP-системы для обработки больших объемов текстовой информации, что значительно улучшает клиентский путь. Растет интерес и к гибридным решениям, сочетающим в себе различные архитектуры моделей, от классических ML-подходов до больших языковых моделей, полноценно покрывающих все процессы конкретного бизнес-юнита», — пояснил Марат Исмагулов.

Сотрудничество с представителями индустрии позволяет будущим специалистам создавать действительно работающие решения, своим опытом поделился студент Арсений Князев.

«На занятиях мы разрабатывали систему предсказания оттока клиентов для банковского сектора на реальных анонимизированных данных. Кроме того, создавали алгоритм обнаружения дефектов на производственных линиях. Данный кейс нам предоставил промышленный партнер факультета».

Еще один студент Никита Гречаников тоже принял участие в нескольких проектах потенциальных работодателей. Ему удалось приобрести навыки работы с современными ИИ-инструментами и понять, как внедряют технологии в бизнес-процессы.

«Я занимался оптимизацией NLP-модели для обработки клиентских обращений „Сбера“, где получил ценный опыт работы с реальными производственными данными. А вместе с командой „Яндекса“ мы разрабатывали прототип рекомендательной системы для образовательного контента. Я ценю эту возможность работать на стыке науки и практики, создавая продукты, которые могут изменить жизнь людей к лучшему», — добавил студент.


Трансформация факультета как драйвер роста

В России с 2025 по 2030 год реализуется нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», он включает федеральный проект «Искусственный интеллект». Последний направлен на выполнение Национальной стратегии развития ИИ, в числе основных задач которой — поддержка научных исследований и повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами. На факультете ИИ РУДН рассказали, как нацстратегия и федеральный проект способствуют развитию образовательных программ вуза.

«Наш факультет готовит как будущих ученых и разработчиков технологий ИИ, так и Data Scientist (экспертов по анализу данных) с отраслевыми знаниями, способных адаптировать ИИ-решения для своих отраслей. По федеральному проекту мы получили грант Минцифры России „Подготовка топ-специалистов в сфере ИИ“ с финансированием до 2030 года. Особой гордостью факультета стала лаборатория, где под руководством опытных наставников студенты разрабатывают коммерческие ИИ-решения для заказчиков. В октябре новым уровнем для нас будет открытие „Совместного кампуса РУДН и Школы 21“. Эта уникальная образовательная площадка сможет готовить специалистов по двум трекам: „Инженер ИИ“ и „Цифровой заказчик“, —  резюмировал Михаил Сквирский.

Для студентов и выпускников факультета были разработаны комплексные программы поддержки от вуза и его партнеров: университет выплачивает дополнительные стипендии из собственных средств, содействует трудоустройству у партнеров и в самом вузе, открывая лаборатории для молодых ученых. Систему бонусов прокомментировал HR-директор «Альфа-Банка».

 

«Компания открывает студентам доступ к реальным кейсам, которые они могут положить в основу своих курсовых и дипломных работ. Более того, мы предлагаем участвовать в наших корпоративных образовательных программах и воркшопах по самым актуальным направлениям ИИ. Предоставляем возможность карьерного роста в наших проектах цифровой трансформации в различных отраслях экономики. И наконец, для лучших студентов у нас на платформе Альфа-Будущее доступны различные программы: гранты, стипендии, стажировки и многое другое», — сообщил Марат Исмагулов.

В целях повышения эффективности образовательных программ «Альфа-Банк» также предложил вузу включить подготовку к международным сертификациям и сделать акцент на развитии soft skills, таких как презентации технических решений для бизнес-аудитории. HR-директор выделил и другие перспективные направления — «зеленый ИИ» с фокусом на экологическую устойчивость и ответственное использование генеративных моделей.

Стоит отметить, что студенты и аспиранты РУДН обучаются всего на 232 программах, включая 54 англоязычные, по 184 научным специальностям. Поскольку факультет отличает оперативная адаптация учебных программ к новым технологическим трендам сферы информационных технологий, получить образование в российском вузе все чаще стремятся и молодые люди из Китая, Сирии, Вьетнама, Нигерии, Йемена и многих других стран.

Светлана Минеева