— Как вам пришла идея создания нейросети для создания и проверки учебных материалов?
— Еще в школе я замечал, что преподавателям не хватает времени на проверку не только домашних заданий всех учеников, но и всех контрольных и проверочных работ. Однако идей, как облегчить им нагрузку, не было. В университете мы с командой столкнулись с другой проблемой — как студенты не могли подготовиться к экзамену по авторским материалам профессора. В нашем распоряжении было только несколько заданий из лекций, причём ни в интернете, ни в других учебных и методических материалах, в том числе иностранных, не было методик решения, как у профессора. И мы задумались «А может ли искусственный интеллект создавать нам такие авторские работы?» — отвечает Марк Петров, CEO Asimov Lab.
— Какие задачи решает ваш проект?
— Преподаватели тратят много времени на создание тестов, экзаменов, проверочных и контрольных работ. По этой причине часто берут готовые задания из интернета с уже имеющимися ответами или прорабатывают только один вариант работы из нескольких. Ученики не получают подробное объяснение ошибок, поэтому не могут осознать и проработать их, а это снижает уровень и качество образования. Платформа Asimov Lab решает эти проблемы.
Пользователь может загрузить свои материалы или выбрать их из библиотеки учебников на нашем сервисе. Далее вписать тему, по которой нужно сделать работу, выбрать количество вопросов, тип, сложность и получить готовый материал. Если какой-то конкретный вопрос не нравится, его можно перегенерировать отдельно без изменения всей работы. После можно скачать документ в формате .pdf или вписать решения в специальные поля под заданиями и получить подробную аналитику по решению с выявлением не только ошибок, но и причин их возникновения, и рекомендаций по дальнейшему их недопущению, — говорит Марк Петров.
— Как вы тестируете и верифицируете результаты работы вашего ИИ?
— В части генерации мы используем формализацию выражений, генерируемых языковой моделью. С помощью библиотеки SymPY приводим данные выражения в математическую форму, что позволяет проверить их корректность без участия языковой модели и снизить вероятность галлюцинаций.
— Использовали вы его для собственной подготовки к экзаменам?
— Да, мы неоднократно готовились к экзаменам и тестам с помощью нашего сервиса. Чаще всего это были работы, на которых оценивалось умение решать задачи, как показывалось на лекциях. Из-за небольшого количества таких заданий, было тяжело подготовиться к работам такого типа и наш сервис очень нас выручал, — добавляет Марк Петров.
— Какие основные вызовы и проблемы возникли в процессе разработки вашего ИИ, и как вы их преодолели?
— Мы делали множество попыток и протестировали несколько гипотез. Получать неудовлетворительные результаты было неприятно, но это заставляло нас двигаться дальше. Ту архитектуру, которую мы используем сейчас, было достаточно тяжело реализовать из-за сложности самой идеи. Однако мы понимаем, что это не финал, а лишь начало — впереди тяжелый путь разработки обобщенной архитектуры, которая сохранит в себе все преимущества существующей, но при этом будет модульной. Это позволит нам легко работать с другими учебными предметами, — подчеркивает Александр Малый.
— Есть ли у вас уже заключенные контракты с организациями и где вы видите применение своего продукта?
— Мы уже провели несколько пилотов, в том числе в гимназии в Санкт-Петербурге и Лицее Иннополис. В планах — договориться о пилотах со Сколково, НСА, Университетом 2035 и другими организациями.
Сейчас наша целевая аудитория — репетиторы, преподаватели, студенты и школьники в B2C, онлайн-школы и образовательные платформы — в B2B. С помощью нашей платформы преподаватели могут создавать работы любого типа, а ученики получать подробную аналитику по своим решениям и осознавать ошибки. Образовательные платформы могут создавать уникальные работы для онлайн-курсов, что повысит качество обучения. Также мы разрабатываем технологию для создания работ по совершенно разным темам из любых сфер с упором только на материалы пользователя. Это решение позволит создавать работы для обучения персонала в корпорациях и помогать в создании любых обучающих материалов, — отмечает Марк Петров.
— Как вы видите будущее искусственного интеллекта в ближайшие пять-десять лет и какие тренды, по вашему мнению, будут определяющими?
— Я считаю, что в ближайшие годы ажиотаж вокруг искусственного интеллекта постепенно спадет, — убежден Александр Малый. — Развитие любой области можно оценить через призму научных достижений. И сейчас в сфере ИИ наблюдается множество исследований, которые, к сожалению, не отличаются глубокой проработкой. Это создает иллюзию значительных прорывов, хотя на самом деле такие работы лишь адаптируют уже существующие технологии под новые задачи, не двигая науку вперед. Тем не менее я уверен, что в будущем мы увидим действительно фундаментальные исследования и станем свидетелями крупных открытий в этой области. Уже сейчас ИИ стал незаменимым инструментом в повседневной жизни, и его применение будет только расширяться. Мы будем видеть больше подобных инструментов, и их эффективность будет расти. Однако для достижения действительно революционных прорывов, таких как создание искусственного общего интеллекта (AGI), потребуется еще много лет.
С развитием технологий и появлением ИИ становится очевидным, что традиционные системы образования, такие как в России, нуждаются в модернизации. Консервативные методы обучения, которые опираются на единые программы и решения по шаблонам, не позволяют раскрыть уникальные способности каждого ученика. Стандартизированные подходы к образованию, где главным критерием успеха становится умение воспроизводить материал или решать задачи по аналогии, фактически подавляют критическое мышление и креативность. Искусственный интеллект может сыграть ключевую роль в изменении подходов к обучению. Тут нужно менять саму систему образования, и мы надеемся, что Asimov Lab в этом поможет, — объясняет Марк Петров.
— Что дало вам участие в акселераторе »Академия инноваторов»?
— При подаче заявки мы ожидали получить полезные советы и рекомендации от экспертов и трекеров, а также выход на новые пилоты и продажи. В результате получили даже больше, чем планировали. Мы вышли на первые продажи, открыли ООО в Москве, доработали ценностное предложение, бизнес и финансовую модели, юнит-экономику, неоднократно упоминались в СМИ и многократно увеличили свои знания в сфере технологического предпринимательства, — заключает руководитель Asimov Lab.
Напомним, подать заявку на акселерацию в «Академии инноваторов» можно до 28 января 2025 года на сайте. Программа открыта для участников от 14 лет и предлагает обучение, экспертное сопровождение и доступ к инвесторам. С момента запуска в экосистеме уже более 20 тысяч разработчиков, создано свыше 400 проектов и привлечено более 250 млн рублей инвестиций и грантов.