«Цветки» и «манеры»
История этого народного художественного промысла неразрывно связана с платочной мануфактурой, основанной в 1795 году в селе Павлово (с 1844 года — в городе Павловском Посаде) Московской губернии. В то время это была небольшая ткацкая мастерская, которой владел крестьянин Иван Дмитриевич Лабзин. Узорчатые платки пользовались спросом и служили модным украшением в одежде дворянок и состоятельных купчих. Всего в Богородском уезде Московской губернии насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик. В основном это были ткацкие светелки, где использовался ручной труд.
Со временем шали обрели широкую популярность и вошли в быт не только дворян, но и мещан, зажиточных крестьян. В начале XX века «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» стало крупнейшим предприятием России по выпуску шерстяных платков и шалей, а его изделия неоднократно представлялись на отечественных и зарубежных выставках.
Узоры и символы
Одна из главных особенностей павловопосадских платков заключается в особом стиле композиции платочного рисунка: цветы собираются в углах платка в виде букетов или так называемых «медальонов». Рисунок отличается четкой геометрией и гармоничной формой. Главным и наиболее узнаваемым элементом павловопосадского платка является роза. Ее изображают с тенями, полутенями и разными оттенками. Кстати, такой символ сегодня можно увидеть и на гербе городского округа Павловский Посад.
Традиционно платки выполняются в квадратной форме, которая сложилась, в том числе, благодаря своей технологической практичности: требовалось меньше печатных шаблонов для производства, что упрощало процесс.
Павловопосадские платки создают из натуральных материалов, в основном, это шерсть, шелк, хлопок. Для сумок и скатертей также иногда используют лен. Ткани окрашивают кислотными и активными красителями. Хотя они менее стойкие, чем другие соединения, зато отличаются яркостью. Чтобы сохранить насыщенность цвета, изделия не рекомендуется стирать. В крайнем случае — применять ручную стирку с детским мылом или специальным средством.
Размеры у таких аксессуаров могут варьироваться: от небольших шерстяных платков размером 72 на 72 сантиметра до платков из уплотненной шерстяной ткани 148 на 148 сантиметров. Помимо классических шалей, на «Павловопосадской платочной мануфактуре» производят шарфы, банданы, сумочки, жилеты, рукавицы и скатерти.
Есть в истории предприятия и нестандартные экземпляры, созданные в сотрудничестве с модными брендами. Но подобные примеры имеют мало общего с традиционными павловопосадскими платками. Настоящий народный художественный промысел развивается по своим законам, подчеркивает помощник генерального директора по связям с общественностью ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Евгений Обухов.
«Студия Артемия Лебедева делала для нас дизайн вспомогательного ассортимента: банданы, в том числе детские, с рисунками — котиками, рыбками. Это хороший опыт, но он не касается непосредственно традиционного павловопосадского платка или шали. Есть Федеральный закон “О народных художественных промыслах”, где прописано, что именно считается изделием НХП. К этим критериям относят: наличие школы, традиций, преемственности, канонов и стилистики. Мы обязаны этим требованиям соответствовать», — рассказывает эксперт.
Кроки, каретки и «усики»
Создание павловопосадского платка — сложный творческий процесс, требующий кропотливого труда и глубокого понимания традиций. Ключевую роль в производстве играют художники, благодаря которым удается сохранить культурное наследие, отраженное в рисунке.
Работа над новым изделием начинается с крока.
Художник создает его вручную на ватмане, используя гуашь. Разработка ведется «усиком» — так называется техника, в которой художники выполняют узоры.
Затем к работе подключаются колористы. Они подбирают текстильные краски так, чтобы готовое изделие максимально точно воспроизводило авторский рисунок, передавало все цвета, тоны, свет, тени и нюансы. При этом специалисты могут предложить разные версии одного и того же рисунка.
Поскольку итоговый цвет можно увидеть только после обработки ткани паром (это делают, чтобы прочно зафиксировать краситель на шерстяном волокне) и промывки, колористу нужно сделать множество пробных набивок, прежде чем получить окончательный рецепт. Поэтому все рисунки печатают в нескольких цветовых вариантах — колоритах. Печатные краски готовятся в специальной красковарке.
В качестве основного материала используют натуральную шерсть мериноса. Пряжа поступает в виде шпуль, которые разматываются на станках и наматываются на навой, равный ширине будущего платка.
Сотканную ткань отбеливают в отделочном производстве. Так как натуральная шерсть имеет кремовый оттенок, белый фон позволяет краскам выглядеть ярче. Раньше для этого использовали хлор, сейчас применяют перекись водорода с рядом других реактивов, что считается более экологичным.
Затем ткань попадает в печатный цех. Здесь на специальных столах с каретками с помощью сетчатых шаблонов наносится узор. Печать также производят на многокрасочных печатных машинах, однако самые ответственные процессы выполняют вручную. Так получается уникальный по своим качествам, с неповторимым дизайном, павловопосадский платок.
Время на создание изделий зависит от индивидуальных особенностей, отмечает эксперт. Например, у молодых художников, только пришедших на производство, первый платок может быть готов через полгода, а у кого-то — через три месяца. Прежде чем такому художнику доверят создание рисунка для дорогой шали размером 148 на 148 сантиметров, могут пройти годы.
Подлинная красота
Что касается образования, получить навыки для создания павловопосадских платков можно в местной городской художественной школе, где преподают и художники предприятия.
«В основном это курсы по композиции, на которых знакомят детей с рисунками платков, основами павловопосадской стилистики. Это, конечно, не полноценная собственная образовательная программа, но все же наша форма участия в воспитании будущих художников», — говорит Евгений Обухов.
Кроме того, на фабрике есть своя художественная мастерская, а также институт наставничества. Все же научиться рисовать павловопосадский платок невозможно ни в одном вузе, поясняет эксперт. В университетах дают общее представление — готовят художников-декораторов, обучают композиции, колористике, технике. Но чтобы стать мастером народного художественного промысла, одного диплома недостаточно.
Сегодня павловопосадские платки — не просто яркий аксессуар, а настоящий символ русской культуры, воплощающий многовековое мастерство. Этот народный художественный промысел прошел долгий путь от старинных методов до современных технологий изготовления, сохранив уникальные традиции. Разглядывая яркие букеты на неповторимых, но всегда узнаваемых платках и шалях, убеждаешься — подлинная красота неподвластна времени!
Анна Шиховец